Время уходит, остается память...

Григорий Гибивич и Таисия Леонтьевна Ходжер. Октябрь 1978К 85-летию со дня рождения Григория Ходжера

Сложно говорить о самых близких и дорогих людях, потому что начав писать об отце Григории Гибивиче, невозможно не сказать и о маме Таисии Леонтьевне, его верной подруге и спутнице. Пусть это и звучит архаично, но по сути верно. Ведь им досталось время, когда были другие ценности, традиции, идеалы.

Сегодня мы живем на стыке двух эпох так же, как и наши родители, они тоже жили на стыке двух эпох: слом старого общинно-родового уклада жизни и начало социалистических преобразований. Отец часто начинал свои встречи с читателями очень эффектно — он показывал левую кисть, на которой не было мизинца. И всегда гордо говорил, что является пережитком первобытного строя. Ведь нанайцы, как и другие коренные малочисленные народы Севера и Дальнего Востока, перешагнули из первобытнообщинного строя в социализм, минуя другие стадии развития общества — таков был модный лозунг в советское время. И это абсолютно верно. Григорий был первенцем в молодой семье, и по старым законам молодая жена должна была рожать в тайге, далеко от селения, в маленьком шалаше. Но менялась эпоха: происходило становление нового социалистического строя, борьба со старыми обычаями, и молодой матери разрешили рожать дома. Однако ребенок, появившись на свет, не закричал, и чтобы спасти новорожденного, мать откусила ему мизинец левой руки. После такого рассказа эффект у публики был всегда ошеломительным — внимание приковывалось к этому удивительному человеку.

Григорий и Таисия Ходжер в Петергофе или Петродворце. Июль 1951Жизнь моих родителей действительно интересна, полна событий, встреч, творчества, преодолений и побед. Они познакомились в Ленинграде — городе, ставшем колыбелью творческой интеллигенции народов Севера и Дальнего Востока. Прочитав биографии известных писателей, ученых, художников — представителей народов Севера, узнаешь, что большая часть из них училась в Ленинграде: или в Ленинградском институте народов Севера — знаменитом ЛИНСе в 1930-е годы или в Ленинградском государственном университете или Ленинградском педагогическом институте им. Герцена в 1940–50-е годы. Самое замечательное и поучительное в этом то, что их педагогами были еще подлинные интеллигенты старой школы, которые смогли заложить в национальной молодежи мощный заряд интеллектуальности, настоящей ленинградской культуры, человеколюбия, честности, раскрыть дремлющие таланты, выпестовать и отшлифовать. Не случайно многие выпускники тех лет стали основоположниками (не побоюсь этого высокого слова) национальной поэзии, прозы, первопроходцами в развитии отраслей науки. Отец всегда старался навестить своих учителей, когда приезжал в Ленинград, встречался и с В. Аврориным, и с А. Путинцевой.

Чаще всего упоминаются известные писатели, ученые, но была еще многочисленная группа педагогов, учителей, руководителей всех уровней и структур власти, просто замечательных людей из когорты первой национальной интеллигенции, тоже выпускников ленинградских вузов. Среди них отец моего отца Чеби Николаевич Ходжер, который в конце 1930-х годов тоже учился на годичных курсах советских партийных работников в ЛИНСе.

Сегодня искренне завидуешь поколению, которое безоговорочно верило в свои идеалы. Они были первыми, они прожили яркую жизнь, сумели реализоваться и оставили еще такой заряд и такую платформу, на которой продолжает основываться национальная наука, культура, их имена вошли в сокровищницу национальной истории. Но при этом какая сложная была у них жизнь, сколько испытаний они прошли, претерпели.

Ленинград навсегда остался для моих родителей городом мечты. Они и нам, детям и внукам, передали свое уважение и пиетет перед этим удивительным городом. В Ленинграде родился мой старший брат Андрей, я всегда ему сильно завидовала.

Отец приехал в Ленинград «за компанию». Если честно, в то время он был очень застенчивым молодым человеком, и пределом его желаний стал Николаевск-на-Амуре и педагогическое училище народов Севера. Хабаровск огромный город, а о Ленинграде, помня рассказы отца, мог только мечтать. Но брат друга Михаил Тумали, бойкий и, как сейчас говорят, более продвинутый молодой человек категорически сказал, что если учиться, то только в Ленинграде. И это сыграло решающую роль.

Мама к тому времени закончила педагогическое училище в Ханты-Мансийске, уже отработала в школе, и решение продолжить учебу именно в Ленинграде было для нее осознанным и продуманным. В училище преподавали ленинградцы, приехавшие в эвакуацию в Сибирь. Таисия Леонтьевна поступила на филологический факультет в так называемый учительский институт, в котором учились три года и затем могли преподавать в школе для среднего звена — в 5–8-х классах. Моя мама была красавицей, активисткой, отличницей, секретарем комсомольской организации всего отделения народов Севера. На общих парадных и официальных фотографиях она всегда сидит в центре, рядом с ней секретари комсомольской организации всего института. После окончания вуза она вернулась в Ханты-Мансийск и работала инспектором районо. Но отец воспротивился тому, что его семья — жена и двое маленьких сыновей — будет так далеко от него. Писал письма в разные инстанции и смог вернуть жену поближе к Ленинграду, в село Белое. После завершения учебы вся семья приехала в Хабаровск, на Дальний Восток, на родину отца. Уже с высоты собственных лет я понимаю, что мама с ее энергией, целеустремленностью могла сделать яркую карьеру и добиться серьезных высот у себя на родине, в Ханты-Мансийском национальном округе. Но всю свою жизнь она посвятила мужу, его творчеству, детям и внукам.

Семья Ходжер: Григорий Гибивич, Таисия Леонтьевна, сыновья Андрей, Сергей, дочь Елена, младшая сестра Григория Людмила. Хабаровск, май 1964 В Ленинграде все их время было занято учебой, активной общественной работой, спортом и... погружением в мировую культуру. Во время учебы, которая давалась очень нелегко (потому что все учились в маленьких сельских школах, в которых порой преподавали не совсем грамотные и знающие люди, затем Великая Отечественная война, когда многие вообще не учились: или воевали, или выполняли планы по заготовке рыбы, леса и другого необходимого для фронта), студенты успевали посещать театры, в том числе знаменитую Маринку (тогда театр оперы и балета им. Кирова), все музеи и другие культурные учреждения, которые постепенно восстанавливались и открывались. Не забывайте, это был конец 1940-х — начало 1950-х годов. Ленинград постепенно восстанавливался после блокады. Еще нельзя было ходить по многим улицам, так как существовала угроза обрушения. На глазах молодежи происходило величайшее чудо — возрождение великого города.

Заложенное в юности чувство прекрасного, развитая великолепная память (для того чтобы учиться вместе с друзьями, отец пропустил 8-й класс. А на государственных экзаменах необходимо было сдавать математику, физику, химию, которые он никогда не понимал, а заучивал как стихотворение. Сдал хорошо, и даже возникала крамольная мысль: а не пойти ли учится на физико-математический факультет), преодоление себя, открытие себя. Григорий Гибивич очень откровенно описал свою жизнь в автобиографических книгах «Жизнь моя — биография моих книг», «Я родился на Неве», «Повесть о матери», «Я и рождение моих произведений». Они пронзительные, поучительные, откровенные, в них восхищает сила духа, таланта, упорство, честность. Григорий Ходжер не стеснялся своей жизни, потому что прошел путь до конца, выполнив свое предначертание. В своих произведениях он описал историю своего маленького народа за почти столетие — начиная с конца XIX века и заканчивая девяностыми годами XX века.

Первая трилогия — «Амур широкий» рассказывает о сломе старого патриархального родового строя, о налаживании добрых взаимоотношений с русскими переселенцами, Гражданской войне и обустройстве новой, социалистической жизни. Вторая трилогия, «Непроглядные сумерки», состоящая из романов «Вещун», «Тысяча девятьсот тридцать восьмой», «Унесенные войной», написанная в годы перестройки, когда уже можно было говорить о трагических страницах истории страны в 1930–50-х, посвящена сталинским репрессиям и Великой Отечественной войне. Роман «Быстрая черная икра» — это осуществление мечты написать детектив. Отец всю жизнь обожал читать детективы и прочитал их огромное количество, начиная с классиков жанра и заканчивая «дамскими» детективами. И вот горячая тема — браконьерство осетровых пород на Амуре.

Всесоюзный семинар молодых писателей. Ленинград, ноябрь 1957В творчестве Г. Г. Ходжера важное место занимают повести. Во-первых, это самая известная его книга, переведенная на множество иностранных языков и языков народов СССР, «Эморон-озеро» — лирическая повесть о первой учительнице, прототипом которой послужила Капитолина Павловна Худанова (Ходжер). Самая первая книга — «Чайки собираются над морем» — об освоении Южного Сахалина, о рыболовецких бригадах; повести о Великой Отечественной войне «Какого цвета снег», «Колан», «На свидание к деду» и многие другие.

Книги очерков стоят особняком в творчестве Г. Г. Ходжера: «Амур — река родственников», «Найхинцы». Это книги о земляках, простых тружениках, героях прошедшей войны. Строгая документальность, опора на достоверные факты, собранные во время поездок по родным местам, рассказ о подлинных событиях и реальных людях отличали очерки и статьи писателя. Григорием Гибивичем написано также множество рассказов: «Любовь, левират и жбан счастья», «Старый Нядьга», «Последняя охота», в том числе рассказ «Мой знакомый пчеловод», за который молодой прозаик получил золотую медаль на литературном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году.

Отдельно хочется рассказать о книгах для детей. Вообще-то Г. Г. Ходжер всегда писал для взрослых, и, как утверждали все критики и биографы, детская тема у него не получалась. Возможно, они и правы. Но когда в семье растут дети, то хочется не только рассказывать и читать для них сказки и книги известных писателей, но и писать для них. (Мне в детстве отец читал и А. С. Пушкина и даже «Тысячу и одну ночь».) Поэтому, когда росли братья, он написал повесть «Правнук Дерсу Узала», а для меня — «Приключения пингвиненка Сю-Си». Я училась в первом классе, и для того чтобы отец прочитал новую страницу приключений, нужно было сильно потрудиться — получить пятерку. В своих воспоминаниях отец описал историю создания этой детской книжки. Сейчас она библиографическая редкость, поскольку тираж был небольшим. Даже у нас в доме она не сохранилась. Пришлось обратиться в Дальневосточную научную библиотеку с просьбой подарить один экземпляр автору.

Мне кажется, что наследие такого человека, его творчество достойно уважения, изучения и памяти. Писательский труд был постоянным, серьезным, хотя порой и незаметным. В итоге написаны две трилогии, романы, повести, книги очерков, рассказы, статьи в журналах, газетах. Можно также добавить: прочитана практически полностью личная библиотека, насчитывающая более 2 000 книг. Писатель принимал активное участие в общественной и литературной жизни, регулярно совершал творческие поездки по Амуру, по его выражению, «за спичками» (эти поездки добавляли огонь в «костер творчества»), встречи с читателями, постоянное членство в правлении Союза писателей РСФСР, работа в комиссии по литературе народов Севера при Союзе писателей РСФСР.

Встреча участников художественной самодеятельности Нанайского района на краевом смотре с писателями Г.Г. Ходжером и бурятским писателем Батожабием.  1965. ХабаровскВсе написанное рукой писателя, было не «высасыванием из пальца» или придумыванием, как бы сделать поинтереснее, — этого бы не позволило образование, полученное в классическом университете. Первые курсы отец учился на историческом факультете Ленинградского государственного университета, затем отделение народов Севера в университете было закрыто, и все студенты переведены в Ленинградский педагогический институт им. Герцена. Написанное тщательно собиралось на протяжении всей жизни, порой в записных книжках, блокнотах, позже на диктофон. Были постоянные встречи со стариками, носителями традиционной культуры, участниками, очевидцами исторических событий, беседы, записи воспоминаний, иногда просто штрихи к биографии, которые давали толчок к творческому домысливанию — ведь все-таки это был не научный труд, а художественная литература. Но, повторюсь, это художественная литература, основанная на реальных событиях, фактах, подтвержденных историческими документами, собранными в архивах, научных изданиях. Отец постоянно собирал библиотечку научной литературы по истории и этнографии народов Сибири и Дальнего Востока, географии и этнографии народов мира.

Режим дня во время написания книг соблюдался неукоснительно. Все детство и юность мы слышали мамины слова: «Тише, папа пишет». Все — закон, табу — шуметь нельзя.

Подъем был ранним — в пять-шесть утра и начинался с обязательной зарядки, эта привычка осталась с времен Ленинграда. Только спорт помог ему преодолеть страшную болезнь, из-за которой многие студенты не смогли доучиться. Климат и местоположение города зачастую провоцировали туберкулез, особенно у дальневосточников, привыкших к огромному солнечному небу и простору. После зарядки водные процедуры, а затем на балконе, при любом времени года и погоде — обтирания. Обязательно чашечка крепкого черного кофе — и за стол. Писать. Работал часов до десяти-одиннадцати, затем завтрак, и уже первый читатель — мама идет на свою работу: читать, вычитывать, порой и критиковать, обсуждать только что родившийся текст.

Наконец книга написана, и начинается мамин титанический труд по многократному перепечатыванию. Перепечатывались многостраничные произведения несколько раз — для авторской редактуры, для редактора, для издательства, для журнала, для... А книжки были немаленькими, до 1 000 страниц машинописного текста. Позже, когда у мамы стали сильно болеть руки, к перепечатыванию стали привлекать брата Сергея, и уже реже меня. Мама была и первым читателем, и самым резким критиком, и музой, и самой большой любовью отца. Она же и главный охранитель, ценитель и летописец творческой жизни отца. Таисия Леонтьевна прекрасно понимала, оценивала талант мужа и тщательно собирала, хранила, подписывала практически все документы, фотографии, рукописи. И в том, что часть документального наследия Г. Г. Ходжера была достаточно легко подготовлена и передана в Государственный архив Хабаровского края, заслуга мамы. Сегодня в Государственном архиве Хабаровского края имеется личный фонд Г. Г. Ходжера.

Декада советской литературы в Николаевске-на-Амуре. Г.Г. Ходжер дает автографы.  4 сентября 1971 Самое главное в наследии писателя — рукописи. Возможно, будущие исследователи творчества смогут по ним оценить первоначальный замысел и уже окончательный вариант после многочисленных правильных и порой справедливых, а иногда и нет, замечаний и правок редакторов, издателей. Нередко отец был вынужден отказываться работать с отдельными редакторами и выбирал других, относящихся с уважением и пониманием к авторской точке зрения. Подчас требования издателей к объему будущей книги заставляли резать буквально по живому, особенно больно это происходило со второй частью трилогии «Амур широкий» — романом «Белая тишина». Речь шла о Первой мировой и Гражданской войнах — огромный поток событий, фактов, многоголосье героев, и в результате, по воспоминаниям мамы, большую часть текста пришлось убирать.

Второй блок переданных в архив документов составляют тексты произведений, которые были напечатаны в литературно-художественных журналах. Издательское дело того времени использовало такую возможность большей популяризации авторов и их произведений, поэтому сначала произведения печатались в журналах, тираж которых был многомиллионным и на которые подписывались все массовые библиотеки страны и многие читатели.

Конечно же, в архив переданы и многие издания произведений Г. Г. Ходжера. Все издания хранятся в домашней библиотеке, так как переиздавались книги в советское время часто и в разных издательствах. Автор постоянно дарил книги своим родственникам и друзьям: так он делился с ними своей радостью. Но поначалу тиражи были небольшими, авторских экземпляров не хватало на всех, и дома книг не оставалось. Поэтому была придумана такая «фишка», возможно, позаимствованная у кого-нибудь: дарить первый экземпляр нового издания своей жене со всяческими благодарностями. Таким образом, в семье остались практически все изданные книги.

Вообще-то очень интересная тема для изучения — дарственные подписи на книгах. У отца была небольшая библиотечка книг с дарственными подписями — около 200, все они переданы в Дальневосточную государственную научную библиотеку. В первую очередь, это книги хабаровских и дальневосточных писателей, писателей народов СССР — бурятских, якутских, калмыцких, украинских писателей и поэтов. Самым известным автором считаю Веру Панову, подарившую молодому прозаику свою повесть «Сережа». Отец всегда гордился двухтомником Лу Синя, подаренным ему вдовой китайского писателя. Достойное место в домашней библиотеке занимает сборник рассказов И. А. Ефремова, с которым отец переписывался, а в начале 1980-х годов даже принял участие в подготовке экспедиции по следам экспедиции И. Ефремова по Комсомольскому и Солнечному районам.

В личном фонде хранятся документы личного характера и документы о трудовой деятельности Г. Г. Ходжера. Это трудовая книжка и диплом об окончании Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, военный, студенческий, партийный и профсоюзный билеты, рабочие тетради, записные книжки, копии удостоверений к наградам и многое другое. Планируется передать в архив фотографии, возможно, письма и другие документы.

Конференция в защиту мира. В центре космонавт Георгий Гречко, писатель Григорий Ходжер. 21 мая 1982. ХабаровскГригорий Гибивич Ходжер пользовался как партийным, так и Государственного архивом Хабаровского края. Как профессиональный историк он прекрасно понимал важность и значимость подтверждения фактов из воспоминаний своих информантов документально. В архиве хранится личное дело Г. Г. Ходжера с заполненной анкетой и перечислены фонды, с которыми он работал. В фотоархиве ГАХК много фотографий, сделанных фотокорреспондентами краевых газет и информагентств, так как писатель был известной личностью и запечатлеть его в кругу земляков или почитателей таланта было легко. Он много ездил по краю, выступал перед читателями: студентами, школьниками, военнослужащими, на предприятиях и в учреждениях. В те годы регулярно проводились месячники и декады советской литературы, часто приезжали известные писатели со всей страны. Писателей знали, уважали, их произведения были на слуху, их спрашивали в библиотеках и книжных магазинах.

В предисловии к роману Григория Ходжера «Конец большого дома» известный хабаровский писатель В. М. Ефименко назвал его «энциклопедией нанайского народа». Мне кажется, все написанное отцом по праву можно назвать энциклопедией нанайского народа. Его романы, повести, очерки, рассказы, статьи поднимают большой пласт в жизни небольшого народа, проживающего по берегам великой и могучей реки Амур.

Григорий Гибивич избран почетным гражданином Нанайского района Хабаровского края, его именем названа школа на малой родине писателя — селе Верхний Нерген Нанайского района.

Елена ХОДЖЕР
Фото из семейного архива


Григорий Гибивич Ходжер (1929–2006) — нанайский писатель. Родился в селе Верхний Нерген Хабаровского края. После семилетки поступил учеником жестянщика на Малмыжский консервный завод, потом был назначен секретарем сельсовета села Джуен. В 1947 году перебрался на Сахалин, где работал в рыболовецкой комсомольско-молодежной бригаде. С 1949 года учился в Ленинграде, окончил исторический факультет педагогического института им. Герцена и вернулся на Дальний Восток.

Первые рассказы Григория Ходжера «Соперники» и «Письмо от сына» были напечатаны в журнале «Дальний Восток» в 1953 году. На литературном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году за рассказ «Мой знакомый пчеловод» Ходжеру присуждена золотая медаль, а через год в издательстве «Молодая гвардия» вышел в свет его первый сборник рассказов «Первые сдвиги». В 1958 году в Хабаровске издана повесть о рыбаках «Чайки над морем», позднее переведенная на французский язык. В 1959–1961 годах в разных издательствах страны в свет выходили сборники рассказов Григория Ходжера, среди которых «Любовь, левират и жбан счастья», «Мой знакомый пчеловод», «Последняя охота», «Старый Нядьга», а также повесть «Эморон-озеро».

Первый роман Григория Гибивича Ходжера «Конец большого дома», где отображены события конца XIX — начала XX века, издан в Хабаровске в 1964 году. Он стал первой книгой трилогии «Амур широкий» (вторая и третья — «Белая тишина» и «Амур широкий»), за которую автор в 1973 году был удостоен Государственной премии имени М. Горького.

Григорий Ходжер — автор многих произведений, среди которых изданные в Москве «Последняя охота» (1973), «Какого цвета снег?» (1975), «Гайчи» (1978), «Пустое ружье» (1982), «Квартира с видом на Амур» (1984) и др. Его повести, рассказы и очерки ежегодно публиковались в журнале «Дальний Восток», коллективных сборниках, центральных периодических изданиях. Книги Ходжера переведены на многие языки народов СССР и зарубежных стран. Являясь членом правления Союза писателей РСФСР, Григорий Гибивич Ходжер работал в бюро комиссии по литературе народов Севера при Союзе писателей РСФСР. За заслуги в развитии национальной литературы писатель награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом Дружбы народов.

5 апреля 2014 года исполнилось 85 лет со дня рождения Григория Ходжера, чье имя и для дальневосточной литературы, и для российской, без сомнения, знаковое. В Государственном архиве Хабаровского края с 2009 года хранится личный архив писателя и почетного гражданина Нанайского района Хабаровского края Григория Гибивича Ходжера. Документы переданы его дочерью Е. Г. Ходжер.