Искусство собирать

Елена ГлебоваCollectio, коллекционирование, собирание — процесс бесконечно творческий. Для кого-то это дополнительные краски к обыденной жизни — коллекционировать необычные предметы, редкие книги или картины. Правда, случается и так, что увлечение перерастает в нечто большее. У давнего автора нашего журнала Татьяны Тришкиной любовь к Индонезии началась с путешествий, из которых она привозила исключительно для себя и друзей батики на ткани и дереве. Прошло не так много времени, и Татьяна стала автором многих выставочных проектов в галереях Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска, она читает лекции студентам о традиционном индонезийском искусстве, пишет статьи и выступает уже как истинный просветитель.

Но сколько ярких примеров, когда коллекционирование составляет главный смысл жизни. Иногда в этом есть доля одержимости, но именно она и дает человеку дополнительные силы. Бесспорно, уникальны естественно-исторические коллекции, собранные последним приамурским генерал-губернатором Николаем Львовичем Гондатти, который с 1894 по 1897 год был начальником Чукотки. «Ну и коллекция же! — восклицал бывший политический ссыльный, а потом известный этнограф Владимир Богораз в письме к академику Д. Н. Анучину. — Никогда не предполагал, что один человек может насобирать и вывезти такое огромное множество предметов. Для полноты недостает только, чтобы он вывез живых людей и кусок анадырской тундры...»

Гондатти не просто собирал, но и классифицировал предметы по антропологии и материальной и духовной культуре коренных народов Чукотки, а затем переправлял их в научные центры Москвы, Санкт-Петербурга и Хабаровска, где к тому времени уже учредили музей при Приамурском отделе Императорского Русского географического общества. А сколько ценного для науки сделал Владимир Клавдиевич Арсеньев! Собранные им коллекции украшают собрания не только дальневосточных музеев, но и российских, к примеру Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого в Санкт-Петербурге.

К сожалению, история иногда вычеркивает имена тех, кто ей служил верой и правдой. Так была стерта судьба первого директора Дальневосточного художественного музея Петра Михайловича Покровского (1893–1938). Его объявили врагом народа и расстреляли. Прошло немало времени, имена Покровского и научного сотрудника музея Григория Виссарионовича Гусака вновь вписали в культурную летопись нашего города, назвав первыми миссионерами музейного дела. В начале 1930-х они организовывали выставки, читали лекции по искусству, а главное, собирали коллекции. Сегодня сборы Покровского, среди которых, к примеру, предметы «дежневской школы» — клыки моржа с выгравированными сложнейшими сюжетами, относят к наиболее значимым в собрании ДВХМ.

Конечно, коллекционирование, собирание предметов по конкретному, объединяющему их признаку, это и настоящее искусство, и серьезная, кропотливая, в чем-то даже рутинная работа. Но благодаря терпению и профессионализму научных сотрудников наши дальневосточные музеи обладают ценными собраниями, в которых реально отражено время. Коллекции постоянно пополняются еще и за счет дарителей. К счастью, эта традиция, зародившаяся в Хабаровске вместе с его первой научной общественной организацией ПОИРГО, не прекратилась. Среди ежегодных важных событий в Гродековском музее есть день дарителя, когда музейщики могут сказать слова благодарности всем, кто бескорыстно участвует в сохранении дальневосточной истории и культуры.

Смею предположить, что журнал «Словесница Искусств» тоже своего рода коллекционер. Уже больше пятнадцати лет мы, буквально по строке, собираем в едином журнальном пространстве знаковые и значимые для истории и культуры Дальнего Востока имена и события.

Мы благодарны всем авторам, кого заинтересовала главная тема этого номера, и кто своими публикациями сделал вклад в нашу «Коллекцию».

Елена ГЛЕБОВА