Глебова Елена

главный редактор журнала "Словесница Искусств"

Прикоснись к амурской Нефертити

Символ «Сны Сибири»«Сны Сибири» в Государственном историческом музее

Из артефактов древнего и средневекового прошлого Дальнего Востока, Сибири и Приуралья, произведений современных художников и передовых экспозиционных технологий сложилось большое и объемное полотно «Снов Сибири». Выставка открылась в Москве в октябре 2022 года и длилась до конца нынешнего февраля. Проект такого масштаба, представляющий историю и многообразие культур этих мест, организован в России впервые.

Посеять доброе

Елена ГлебоваВ нынешнем году исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского.

Живая история

В. М. Бойко. «Как Геннадий Невельской Амур открыл: сказка-быль». Южно-Сахалинск: ООО «Рико Дизайн», 2020.

История освоения дальневосточных рубежей нашей страны полна страниц светлых и драматических. За несколько столетий многие события приобрели черты сказок и сказаний, и не всегда можно отличить правду от вымысла. Множеством легенд окружены личности первопроходцев Хабарова и Москвитина, до сих пор не разгадана тайна Ачанского городка, самые невероятные истории можно услышать о первых контактах русских и местных народов. Однако сказка-быль о русском адмирале и выдающемся исследователе Геннадии Ивановиче Невельском, отправившемся в 1849 году на барке «Байкал» в экспедицию по Амуру и впервые документально доказавшем, что крупная дальневосточная река судоходна и имеет выход к Тихому океану, построена на подлинных свидетельствах.

Плыву на оморочке…

Памяти Константина Мактовича Бельды

Год назад не стало нанайского писателя, поэта, исследователя и давнего друга нашего журнала Константина Мактовича Бельды. Отправилась его берестяная оморочка в неведомые края, где, быть может, живут души предков, следуя древним канонам народа нани.

Путь к сердцу народа

Национальная кухня как знак культуры приамурских этносов

С Верой Георгиевной Ангиной я познакомилась больше двадцати лет назад. Специально к этой встрече старейшая жительница ульчского села Булава приготовила особое угощение, и в тот день я впервые попробовала студень моси из рыбьей кожи, салат сэвэки из мелко нарезанных овощей и размоченной юколы, сладковатый десерт соли из гороха, фасоли и ягод шиповника. Пока дегустировала необычные, но достаточно вкусные блюда, Вера Георгиевна наблюдала за моей реакцией. Ей было важно, как представительница иной традиции воспринимает то, что является значительной частью культуры ульчей.

Корневая система

Елена ГлебоваРаиса Григорьевна Баранова-Дигор в детстве любила наблюдать за своей мамой Пелагеей Дмитриевной, которая всегда что-нибудь шила, вышивала, выделывала шкуры. Ловкие движения рук завораживали.

Притягательность мечты

На набережной Комсомольска-на-Амуре есть особый знак — памятник первостроителям, установленный в 1982 году. На высоком постаменте пять бронзовых фигур — инженер, девушка, рабочий, геодезист, солдат. Они словно только что сошли с парохода и напряженно всматриваются вдаль, туда, где среди тайги им предстоит построить город. Известный российский скульптор, ленинградец Сергей Кубасов создал этот монумент в стиле реализма, но со временем в «Первостроителях» отчетливо проступили символические черты Комсомольска-на-Амуре, который всего за несколько десятилетий стал сбывшейся мечтой тысяч молодых людей. Отсюда второе название, когда-то широко известное, — Город юности. Он по-прежнему очень молод: в мае 2022 года ему исполнилось девяносто.

Арсеньев рядом

Елена Глебова150-летие со дня рождения Владимира Клавдиевича Арсеньева в 2022 году отмечают особенно широко, и в судьбе нашего выдающегося земляка это происходит впервые. Масштаб юбилейных мероприятий еще в прошлом ноябре обозначил соответствующий указ президента РФ, подключив к работе Российскую академию наук, центральные и региональные музеи, архивы, научные центры, библиотеки.

Вслед за чайкой

Виктор КвашинДревняя история российского Дальнего Востока в трилогии Виктора Квашина

Хабаровский живописец Сергей Петухов любил ездить на пленэры в нанайское село Сикачи-Алян. Привозил оттуда не только удивительные по колориту холсты, но и осколки древности — фрагменты орнаментированной керамики, металлические украшения, монеты, найденные во время прогулок по амурскому берегу. Со временем в его мастерской появился небольшой музей, и художник им очень гордился. И все же отдаленные от нас многими столетиями артефакты, вызывая неизменное любопытство, оставались предметами абстрактными. Впрочем, древняя история российского Дальнего Востока для большинства его современных жителей тоже терра инкогнита.

Странник

Портрет Василия Ерошенко. Художник Накамура Цунэ. Национальный музей современного искусства (Токио, Япония)Русский писатель Василий Ерошенко, классик японской литературы

Это имя я впервые услышала несколько лет назад от сотрудников Белгородского государственного литературного музея. В небольшом разделе экспозиции несколько старых фотографий, где запечатлен юноша с роскошной кудрявой шевелюрой и мягкой улыбкой. И какая-то особенность во всем облике, нездешность. На одном из снимков он сидит в окружении молодых японцев. В спокойных азиатских лицах читается уважение и почтение к светловолосому парню с балалайкой в руках. На фотографии подпись: «Василий Ерошенко со своими учениками. Япония».

 
RSS-материал