Визуальное осмысление вечной книги

Олег Яхнин. Адам и Ева. 2006. Офорт. 26 х 19О коллекции «Ветхий Завет — глазами современных художников» Музея современного искусства Еврейской автономной области.

Ирина Оркина. Адам и Ева. 2002. Бумага, смешанная техника. 59 х 42 Музей современного искусства Еврейской автономной области открыт в Биробиджане в 1989 году. Художники города и области получили свою выставочную площадку, зрители — постоянную возможность общения с произведениями изобразительного искусства. Основу собрания «новорожденного» музея составили переданные администрацией Биробиджана и комитетом по культуре и искусству Хабаровского края работы маститых хабаровских авторов Алексея и Степана Федотовых, Григория Зорина, Александра Гурикова и многих других известных дальневосточных живописцев и графиков.

Константин Кузьминых. Сотворение Адама. 2008. Холст, масло.120 х 100Вместе с тем перед сотрудниками музея встал вопрос о принципах формирования собственной коллекции и выборе той тематики, благодаря которой собрание музея отличалось бы от собраний других региональных музеев страны. Исходя из названия музея коллекция должна быть не только современной и по форме, и по содержанию, но и отражать национальное своеобразие Еврейской автономии. В результате размышлений и споров сотрудники музея во главе с директором Борисом Косвинцевым — атеистом и неевреем — пришли к парадоксальному выводу, что нет ничего современнее, чем Ветхий Завет, но не как религиозная догма, а как источник мудрости человеческой. Тогда же родилось название «Ветхий Завет — глазами современных художников».

Сергей Буньков. Ева, как дух Сальвадора Дали в образе старой девы на пляже. 1993. Холст, масло. 104 х 130С момента, когда было принято такое решение, и до появления первого экспоната прошел почти год. Музей практически не располагал средствами на пополнение коллекции, но была цель. Мы искали и уже существующие картины современных авторов на сюжеты из Ветхого Завета, и художников, которых эта тема потенциально могла бы заинтересовать. Задача усложнялась тем, что рисовали многие, но никто этого не афишировал. Помог случай в лице Олега Фирера и Виктора Чайки — еврея и русского — художников, которые, оказывается, не только думали над этой темой, но и работали над ней. Их картины «Знак Завета» и «Пророк Исайя» положили начало коллекции.

Наталья Толпекина. Вавилонская башня. 1990. Холст, масло. 95 х 105Сотрудники музея продолжали «разбрасывать камни». При этом «соцзаказ» был своеобразным: художникам не обещали денег, а только обозначали интересующую музей тематику. Коллекция пополнилась картинами Александра Шурица, Михаила Селищева, Владимира Хрустова. Но со временем пришло осознание того, что у многих авторов есть духовная потребность в осмыслении вечных истин, но нет информации, которую может дать первоисточник. Отсюда и неточности — например, пупок у сотворенной первой женщины в «Райском саду» Александра Шурица или Ева, сидящая под деревьями в то время, когда Адам давал имена животным, в одноименной картине Дмитрия Романюка. Тогда сотрудники музея стали раздавать потенциальным авторам экземпляры Библии, которой с нами щедро поделилась община баптистов.

Александр Арсененко. Гавриил. 2003. Холст, масло. 80 х 60А потом наступило «время собирать камни». И уже сами художники предлагали свои картины музею. Через осмысление библейского текста одни искали ответы на происходящие в стране события, другие пытались постичь свой внутренний мир, а третьи занимались решением чисто художественных проблем на новом материале. Благодаря Александру Шурицу, сумевшему заинтересовать тематикой Ветхого Завета коллег по творческому цеху, в коллекции появились картины большой группы художников из Новосибирска: Натальи Толпекиной, Даниила Меньшикова, Татьяны Владовой, Сергея Мосиенко. В 1991–1993 годах в фондах музея появились рисунки москвича Александра Элмара, картины хабаровчан Александра Лепетухина, Дмитрия Романюка, читинца Романа Цымбало, биробиджанцев Бориса Косвинцева, Сергея Бунькова и многих других авторов из разных городов страны.

Наталья Огнева. Юдифь. 2002. Бумага, пастель. 50 х 70В первые четыре года формирование коллекции велось «ударными» темпами. К концу 1990 года она насчитывала уже 27 произведений. К концу 1993 — более 130. Но 1993-й стал последним «тучным» годом перед длительным затишьем. В течение последующих девяти лет пополнение музейного собрания практически остановилось. В основном, конечно, по финансовым причинам. К 2002 году ситуация поменялась. Все большее внимание стало уделяться национальному своеобразию области. Получили развитие многие направления еврейской культуры, в том числе изобразительное искусство. Картины художников Еврейской автономии Александры Деревниной, Виктора Александрова, Владислава Цапа, Сергея Толмачева, Валентина Горячева на вечные темы Ветхого Завета стали появляться на выставках музея. И коллекция, ставшая к тому времени его визитной карточкой, вновь стала активно пополняться.

Татьяна Владова. Лестница Иакова. 1991  Цветная литография. 77 х 67Теперь стояла задача не просто увеличить количество экспонатов коллекции, а расширить ее географию и представительство имен. Выезжая в командировки, посещая выставки и мастерские художников, сотрудники музея искали новые имена. И находили. С 2002 по 2014 год коллекция пополнилась работами хабаровчан Антона Вольгушева, Ирины Оркиной и Натальи Огневой, владивостокцев Александра Арсененко, Валерия Шапранова, Алексея Филатова, Лидии Козьминой, магаданца Константина Кузьминых, комсомольчан Игоря Грабовского и Валерия Леватаева, художника из Санкт-Петербурга Олега Яхнина.

Виктор Чайка. Пророк Исайя. 1990. Холст, масло. 131 х 100С самого начала картины попадали в музей разными способами. В разные годы для коллекции «Ветхий Завет глазами современных художников» дарили свои работы Александр Шуриц, Александр Лепетухин, Наталья Огнева, Константин Кузьминых, Александр Арсененко, Сергей Толмачев, Владислав Цап. В 2006 году Олег Фирер, к этому времени эмигрировавший в Израиль, передал в дар музею более 230 своих рисунков, в том числе по Ветхому Завету, и более 200 работ отца — известного красноярского художника Ильи Фирера. Узнав об этом, питерский художник Олег Яхнин, знакомый с Ильей Фирером по работе в Красноярском художественном училище им В. И. Сурикова, где Фирер был директором, а Яхнин преподавателем, подарил музею семь офортов, среди которых «Адам и Ева», «Экклезиаст», «Жертвоприношение». Основная же часть картин покупалась. Но даже в этом случае, для того чтобы «оказаться в такой коллекции и в такой компании», как выразился один из авторов, многие художники отдавали свои работы музею за символическую цену.

Олег Фирер. Знак Завета. 1989. Холст, масло. 70 х100 Выбор сюжета всегда оставался за автором. Большая популярность некоторых тем обусловлена влиянием времени. Различные интерпретации «Ноева ковчега» и «Содома и Гоморры», «Вавилонской башни» составляют шестую часть всей коллекции. Выбор именно этих сюжетов не случаен и напрямую связан со временем создания произведений — началом 90-х годов XX века — эпохой распада Советского Союза, расстрела защитников Белого дома, ломки сложившихся экономических отношений. Привычный мир многих людей рухнул. И художники, как зеркало, отразили настроение общества, зачастую не просто визуализируя канонический текст, но и проводя исторические параллели. Для своих произведений они нередко выбирали драматические коллизии, связанные со страстями человеческими. С одной стороны, это попытки осмыслить темные стороны человеческой жизни: убийство, предательство, прелюбодеяние, лжесвидетельство — темы, воплощенные в картинах Владимира Фатеева «Каин и Авель», Олега Фирера «Сусанна и старцы», Натальи Огневой «Самсон и Далила», Владимира Хрустова «Иосиф и братья». Чаще всего художники изображали сам момент преступления. Но тема на самом деле гораздо шире — грех и обязательная расплата за него.

Александр Лепетухин. Жена Лота. 2003. Бумага, смешанная техника. 35 х 50С другой стороны, в коллекции музея много картин, воспевающих одно из самых светлых человеческих чувств — любовь. Любовные истории Адама и Евы, Соломона и Суламифи, Иакова и Рахили, Давида и Вирсавии стали сюжетами картин Бориса Косвинцева «Адам и Ева», Александра Лепетухина «Песнь песней», Олега Фирера «Двое», Владимира Хрустова «Давид и Вирсавия». И хотя большинство этих историй или начинались преступлением или заканчивались им, чаще всего авторы изображали только светлую сторону чувства.

Владимир Хрустов. Дочери Лота. 1990. Холст, масло. 110 х 100В жизни, как и в Ветхом Завете, добро и зло взаимосвязаны. И не случайно одним из самых востребованных персонажей стала праматерь Ева, с поступка которой и началось познание добра и зла. Отношение художников к Еве различно. В картине Сергея Бунькова «Ева, как дух Сальвадора Дали на пляже» женщина — злобный монстр в наморднике, выставленный на всеобщее обозрение в назидание потомкам. А в рисунке Ирины Оркиной она — симпатичное любопытное существо, смотрящее не только на мужчину, но и на весь мир; благодаря ей, по замыслу автора, люди узнали не только трудности бытия, но и научились различать добро и зло.

Борис Косвинцев. Эксодус. 1991. Холст, масло. 50 х 70 В марте 2015 года четверть века с момента появления первого экспоната коллекции. К этому свое-образному юбилею сотрудниками музея собрано 206 живописных и графических произведений 39 художников различных национальностей и вероисповеданий из разных регионов страны. За эти годы коллекцию увидели тысячи российских и сотни зарубежных зрителей, и не только биробиджанцы и гости города, но и жители Читы, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Благовещенска и Находки. У каждого из них свое прочтение и своя оценка увиденного. Но в целом люди, живущие в разных уголках земного шара и говорящие на разных языках, оставляли в книге отзывов музея послания, схожие по смыслу. Вот только два из них.

Александр Шуриц. Самсон и Далила. 1990. Холст, масло. 96 х 100 Арье Левин, посол Государства Израиль: «Краски и форма — не только выявление затаенной души еврейской, но и послание универсальной терпимости и надежды. Ветхий Завет — язык всего человечества».

Алла Гербер, депутат Государственной думы, писательница, кинокритик, общественный деятель: «Все будет хорошо, все будет, если есть такой музей, такие картины, такие люди — художники, которые всегда есть, несмотря ни на что...»

Елена ГЛАДКАЯ