Когда я в ноябре 1986 года пришла работать в Хабаровский краевой научно-методический центр (КНМЦ) народного творчества и культурно-просветительной работы, я плохо представляла себе, что это за учреждение. Но от одной из выпускниц нашего владивостокского института слышала, что это что-то интересное. Поэтому узнав, что есть возможность попасть в КНМЦ, обрадовалась. Меня приняли на работу в отдел народного творчества.
Самодеятельное творчество развивалось по нескольким направлениям — народное и академическое хоровое пение, танцевальное, театральное, декоративно-прикладное. Начальником отдела народного творчества была Лидия Константиновна Хабарова. Очень помогал мне, особенно на первых порах, один из специалистов отдела Геннадий Григорьевич Орлов. Я считаю его своим наставником. Он спокойно и ненавязчиво ввел меня в круг моих обязанностей, познакомил с потрясающими творческими личностями. Начались поездки по краю, знакомства с людьми. Геннадий Григорьевич сотрудничал с музыкальной редакцией Хабаровского краевого радио, из многочисленных командировок привозил магнитофонные записи своих бесед с самодеятельными музыкантами, их выступлений. И меня к этому делу приобщил. Я тоже стала внештатным корреспондентом радиокомитета. Это была хорошая форма пропаганды народного творчества. Одно из самых сильных впечатлений первого года моей работы в КНМЦ — краевой этап Всесоюзного фестиваля народного творчества. На него собрались очень интересные творческие коллективы. Из Комсомольска-на-Амуре приехали сразу три духовых оркестра. И в Хабаровске тогда были замечательные оркестры — авиаторов, общества слепых, детские. А сколько певческих коллективов! Каждый завод имел Дом культуры, и везде яркие, мощные хоры. Правда, КНМЦ не курировал заводские и другие ведомственные ДК и клубы, это была епархия межсоюзного Дома самодеятельного творчества профсоюзов. А мы в основном занимались развитием творческих коллективов сел и небольших городов типа Вяземского или Николаевска-на-Амуре.
Когда я пришла на работу в КНМЦ, в стране началась перестройка. Если до этого на государственно-партийном уровне все делалось для повышения массовости самодеятельного творчества — людей на производстве за это всячески поощряли, а детей так просто загоняли в школьные хоры, то в конце 1980-х специальным постановлением запретили отпускать людей с работы для участия в мероприятиях, связанных с художественной самодеятельностью. Концерты, смотры и фестивали можно было проводить только в выходные дни. И все же наши творческие коллективы как-то ухитрялись даже выезжать за пределы края. При КНМЦ существовал ансамбль «Ладушки», которым руководил Владимир Сиденко. В его составе были Николай Анатольевич Малышкин, который сейчас является музыкальным руководителем ансамбля «Рождество», братья Евгений и Роман Лупатовы, Сергей Нестеров. Они и на Грушинский фестиваль ездили, и в Днях славянской культуры на ВДНХ, и в программе всероссийского телевидения «Шире круг» участвовали. Показали себя там очень хорошо и тем снискали славу Хабаровскому краю. В 1990 году я сопровождала в поездке на всероссийский конкурс, который проходил в Омске, ансамбль народной песни «Камышинка» из села Камышовка Смидовичского района и хор из Комсомольска-на-Амуре под руководством А. Дрейлинга. Александр Дрейлинг — легендарный человек, настоящий мастер. Члены жюри в Омске были в полном восторге от наших коллективов, наградив их дипломами первой степени. А Дрейлинга признали лучшим хормейстером России. В 1990-е годы, когда все в стране стало рушиться, и то, что прежде представлялось незыблемым, оказалось шатким и ненадежным, нужно было найти что-то устойчивое, на что можно опереться и двигаться дальше. Мы выбрали одним из главных направлений возрождение и сохранение народных традиций. Уже тогда в КНМЦ имелись большие наработки по традиционной культуре коренных народов края, в Хабаровске организовывались дальневосточные фестивали творчества коренных народов с участием Камчатки, Чукотки, Сахалина, из Приморского края, ЕАО. Большая группа представителей национальных песенных и танцевальных коллективов нашего края объехала пять европейских стран, с успехом представив самобытное искусство коренных народов Приамурья. Но, к сожалению, традиционное русское творческое наследие оставалось как бы на втором плане. Поэтому было решено создать в КНМЦ Славянский центр, у истоков которого стояли Ирина Арсеньевна Тарасова, Татьяна Ивановна Епанчинцева и Людмила Ивановна Ошуркова. Они много сделали для изучения и возрождения русских традиций. А точнее, внедряли их в жизнь, поскольку мало кто из обживавших наши края переселенцев из западных и центральных регионов страны сохранял древние народные обычаи, впрочем, и культурная политика советского государства это не поощряла. Нам приходилось, по сути, воскрешать из небытия и возвращать людям замечательные славянские традиции. И это было актуально, поскольку организовывать грандиозные конкурсы и фестивали в начале 1990-х годов мы уже не могли — не было средств, люди месяцами зарплату не получали. Поэтому решили проводить народные праздники в селах.
И что еще интересно: на эти тяжелейшие годы приходится создание двух специализированных творческих смен в загородных оздоровительных лагерях: «Дети Амура. Жизнь и творчество» и «Славянский дом». Они до сих пор существуют. Через них прошло множество детских коллективов, и становление многих из них состоялось именно в «Славянском доме». Там они друг с другом общаются, соревнуются, обмениваются опытом, становятся участниками мастер-классов. В 1992 году произошла реорганиза-
В 1999 году КТО «Культура» преобразуется в Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры (КНОТОК), и в нем появился уже не отдел, а центр народного творчества, досуговой деятельности и общественно-культурных связей, который я возглавила. Началось возрождение жанров народного творчества. В это время уже не было межсоюзного Дома самодеятельного творчества профсоюзов и музыкального общества, с которыми мы раньше работали в тесном взаимодействии. Мы стали заниматься сохранением и развитием творческих коллективов, без учета ведомственной принадлежности учреждений культуры, на базе которых они работали. КНОТОК становится мощным средоточием всей культурной жизни Хабаровского края. Главные задачи Дома народного творчества, преемника Центра народного творчества, остаются прежними — сохранение и развитие народной культуры. В поле зрения наших специалистов песенное, театральное, танцевальное, декоративно-прикладное самодеятельное искусство. Одно из важнейших направлений — работа с народами, населяющими Хабаровский край, сохранение и развитие их традиций. Этому посвящены дни национальных культур, традиционные народные праздники и фестивали, где показывают свою культуру евреи, немцы, украинцы, татары, многие другие диаспоры. Взаимодействие с национально-культурными объединениями началось еще с 1990-х годов, когда к нам пришла Елена Карасева, руководитель хора общества украинской культуры «Зеленый клин». Потом наши специалисты Валерий Яковлевич Лебединский и Раиса Георгиевна Байкова смогли объединить вокруг КТО «Культура» создававшиеся в Хабаровске один за другим национальные центры. Тогда родились дни национальной кухни, потом праздники национальной моды и кухни, потом большой фестиваль «Лики наследия». Стали организовываться советы, которые со временем переросли в Международную ассоциацию национальных культур Хабаровского края. Иногда приходится слышать мнение, что самодеятельное творчество в нашей стране угасает, база подорвана, закрываются многие дома и дворцы культуры вслед за предприятиями, которым они принадлежали. Да и особой потребности в творческом самовыражении люди уже не испытывают, предпочитая самовыражаться виртуально — в социальных сетях. Но мне представляется, «время разбрасывать камни» закончилось, и мы видим, как возрождается материальная база, на которой зиждется народное творчество. А когда получаем заявки со всего края на наши фестивали или приходим на детский конкурс «Тру-ля-ля» и смотрим 130 концертных номеров, у меня не создается впечатление, что потребность в творческом самовыражении исчезает.
А к самодеятельному творчеству люди всегда будут душой тянуться. К примеру, селах веками праздновалась Масленица — песни пели, хороводы устраивали, игры... Не было клубов, но находились заводилы. Потом этим стали заниматься профессионалы — работники культуры. Как будет дальше, трудно сказать, но творчество останется непременно. Потому что это заложено в человеке с рождения. Варвара ДАНИЛОВА |
|||
|