В начале февраля 2010 года хабаровский ТЮЗ вернулся из
Фестиваль имени Володина «Пять вечеров» был основан в 2004 году. Оргкомитет VI фестиваля возглавила народная артистка России Алиса Фрейндлих. Директор фестиваля — режиссер Виктор Рыжаков, а
Драматург, прозаик, поэт Александр Моисеевич Володин прожил долгую жизнь (1919–2001). Основополагающая черта его пьес — интеллигентность. Автор никогда не навязывает свою точку зрения читателю, а предлагает вместе задуматься над несовершенством и одновременно глубокой мудростью жизни. Воплощением его идей и своеобразным ответом на несовершенство жизни стала пьеса «С любимыми не расставайтесь». В этом году на Володинском фестивале она предстала в интерпретации трех театров. Московский Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина и Ярославский Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова показывали свои спектакли до нас, и мы имели возможность их посмотреть.
В этом идея фестиваля — объединить театральное сообщество вокруг драматургии Володина и его общечеловеческих идей. Первые впечатления от фестиваля — «володинская» атмосфера, которая здесь бережно создается и поддерживается именно «володинской». Куда бы ты ни попал: в фойе театра перед спектаклем: в редакцию «Петербургского театрального журнала» на обсуждение или на фестивальный клубный вечер — есть ощущение, что ты сам и люди вокруг немного володинские герои, живущие в том времени, когда еще не так вызывающе смеялись, когда девушки еще натягивали юбочки на коленки, а интеллигентные споры были нешуточными, и все о вечном: о совести, о правде, об искусстве! Еще бы, ведь сам Мастер смотрит с портрета в фойе, а его ученики и соратники — непосредственные организаторы фестиваля — говорят о нем, как принято говорить о совсем близких людях. Повсюду живая история, настоящая, подлинная.
Полетел, покатился фестиваль! Всего пять вечеров, а хочется все посмотреть и побольше впитать. Кроме того, ведь мы в Петербурге, и помимо спектаклей хотелось приобщиться к величественному городу, где история живее самой жизни: увидеть памятники архитектуры, побывать в музеях. А погода этой зимой не баловала! Снег по колено, пронизывающий питерский холод, двухметровые сосульки норовят упасть с крыш в любую минуту. Но нам все нипочем! Сутки растягиваем вдвое и набираемся впечатлений!
Вариантов выхода из ситуации было два: организаторы фестиваля предложили открыть запасники всех театров Питера, чтобы мы могли выбрать там все, что нам понадобится для спектакля и сыграть его в назначенное время, что называется, «на подборе». Этот вариант мы сразу отмели, поскольку слишком сложен вещественный мир нашего спектакля. Второй вариант — дождаться вагона и играть в последний день фестиваля два спектакля подряд на малой сцене театра. Два раза, потому что зрительный зал малой сцены не вмещал всех желающих увидеть спектакль.
И мы сыграли два спектакля, интервал между которыми был всего 30 минут. Это было очень сложно. Чужая, меньшая, чем наша, площадка, пытливый зритель культурной столицы, разница во времени, волнение и Фестиваль «Пять вечеров» не рейтинговый — там не присуждают места. Награда — скульптурное изображение Володина работы знаменитого художника Резо Габриадзе — не имеет денежного эквивалента, но обладает художественным и общественным значением. Мы получили ее на память о незабываемых пяти вечерах настоящей жизни в театре, настоящего театра в жизни. Теперь образ Александра Моисеевича Володина поселился в нашем театре.
Анна ШАВГАРОВА, Журнал «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 7–127/2010. Голос Володина
«С любимыми не расставайтесь» Хабаровского ТЮЗа в постановке Константина Кучикина — спектакль ностальгически нежный, проникнутый молодой энергией и
Его герои и актеры, их играющие, молоды. Актеры разыгрывают часть сцен с помощью кукол, трогательных человечков с В этом спектакле нет персонифицированной злой силы, которая губит любовь. Просто любовь — такое хрупкое чувство, что, чем она совершенней, тем легче обречена погибнуть. Она разрушает себя сама — в этом и трагизм разминовения предназначенных друг другу, единственных друг для друга людей. Александра Лаврова
Театральные смыслы …самый интересный спектакль поджидал нас на Малой сцене Хабаровского ТЮЗа. Там мелодрама А.Володина «С любимыми не расставайтесь», как ни странно это звучит применительно к простой и трогательной пьесе, была превращена режиссером Константином Кучикиным в эпическую трагедию. У каждого актера в руках было по небольшой безликой кукле, условно изображающей человека, и все они играли свои роли, дублируя себя самих в движениях марионеток. В спектакле говорилось только о любви, там не было ни слова о политике. А между тем он рассказал нам о стране, которой больше нет, и о людях, которые ушли или стали совсем другими, заново вписав полудавнее советское прошлое в круговорот нашей жизни, а нас — в бесконечный исторический процесс, проступающий сквозь жизненные истории простых и разных людей. Своим спектаклем Константин Кучикин говорил зрителям очень тонкие и важные вещи. Я видела, как волновался на спектакле молодой зрительный зал. Анна Степанова Журнал «Планета красота». № 3–4 2010 Пять вечеров с любимыми
Третьи «Любимые» сыграл Хабаровский ТЮЗ (режиссер К. Кучикин). Люди и куклы — маленькие болванчики… мелодии Камчатки Сегодняшнему театру очень трудно брать володинские ноты. Кажется, инструменты делают теперь только в далеких провинциальных городах. Не потому что там вода мокрее, а потому что жизнь еще похожа там на ту, «староукладную», где порядочность означает порядочность и ничего больше, а любовь — это любовь, а не «легкая доступность ко мне». Марина Дмитревская
Реальный Володин для настоящих людей
В очень театральной постановке Константина Кучикина есть главное, что чаще всего отсутствует даже в «неплохих» спектаклях, — Жизнь. Настоящая, не выдуманная и всепобеждающая. Абсолютно все в этой истории были живые, от первого и до последнего персонажа. Актеры играли историю то вживую, то с помощью кукол. Вторым ключом к пьесе была невероятная сценография Андрея Непомнящего. Невероятная по функциональности и изобретательности — она поддерживала и направляла актеров. «Вещественным» связующим звеном между историями стала невероятно смешная кукла белой птицы, одновременно похожая на чайку и на «белую ворону». Хабаровский спектакль совершил практически невозможное, создав из по сути «осколочного», фрагментарного текста пьесы, образов музыки абсолютную целостность. Духовная сила, исходящая от каждого героя, от каждой вещи и уголка сцены, рождает Глеб Лавров Петербургский театральный журнал. № 60 (2) 2010 О спектакле «С любимыми не расставайтесь» Играла молодежь — совсем юные лица. Играли при этом не про себя — про Время, которое ушло. Про то время, когда были в моде итальянские песенки, танцевали твист, одевались прилично и не знали, что такое секс. Осваивали моря и океаны (для этого в спектакле грозная черная игрушечная подводная лодка), взлетали в небеса на самолетах аэрофлота (другого воздушного флота не имелось), и в моде были стюардессы. И отношения строились правильные. Хотя это далеко не всегда гарантировало счастливую жизнь. Такая, казалось, была у страны, а у людей — нет.
Люди в спектакле раздвоены или, наоборот, умножены. Мы видим, как управляют куколками, как они ссорятся и мирятся, как болеют и в конце концов умирают (режиссер не оставляет недомолвок, и после ухода Мити из больницы на игрушечной кроватке сворачивают игрушечный матрасик, хотя живая Катя продолжает кричать знаменитое и пронзительное «Я скучаю по тебе, Митя!»). Все сцены и сюжеты составляют драматургию спектакля как осколки мозаики — одно перебивает другое, рефреном звучат ритмичные и веселые песенки, потом монологи живых персонажей или эпизоды, отданные куколкам (они уместны особенно тогда, когда люди живые могут сфальшивить, и это трогательно интеллигентный Елена Третьякова |
|||
|