А был сначала просто лед…

Когда коснется сердца холод,
Когда продрогнет зимний город
И солнца нет и жизнь — не мед,
Тогда, на площади, в работе,
Напомнив нам о 
Дон-Кихоте,
Они преображают лед.

За сказку, мастера, спасибо!
Вот — кот, а вот — большая рыба,
Несутся лошади вперед.
Под солнышком все засияло,
Как будто лето вдруг настало,
А был сначала просто лед….

Наверное, если бы Наташе Панасенко сказали в детстве, что она будет мастером ледовых скульптур, она бы не поверила. Девочка жила в Лучегорске, занималась спортом, легкой атлетикой, и довольно поздно, когда ей было уже 13 лет и она училась в 6-м классе, поступила в художественную школу. И хотя в спорте добилась замечательных результатов, получив второй взрослый разряд, решила связать жизнь с творчеством: поступила на худграф Хабаровского педагогического института. Так Хабаровск стал ее родным городом, и даже диплом она защищала по теме «Городской пейзаж», закончив институт в 2000 году. Но еще раньше, в году 1999-м, произошло одно знаменательное событие — встреча с мастером Сергеем Логиновым.

Снежная команда. Харбин. 2009Это имя многократного победителя в конкурсах ледовой (и не только) скульптуры ныне известно каждому хабаровчанину. Есть такое выражение: «Когда ученик готов, приходит учитель». Наталье невероятно повезло с учителями. Вспоминает она добрым словом институтских педагогов А. П. Лепетухина и А. А. Паукаева, ну, а уж о мастере ледовых скульптур Сергее Логинове готова говорить бесконечно.

Труд, терпение, талант — так называемые «три Т», без которых никуда, пригодились молодой художнице и дали в результате 1-е место на Первом дальневосточном конкурсе по ледовой скульптуре. Было это в 1999 году.

Слушаю, как Наталья говорит про лед, вижу, как оживляется ее лицо. Так скрипачи говорят о скрипках Страдивари.

Наталья Панасенко и Сергей Логинов— Надо научиться чувствовать материал, — говорит художница. — Постепенно чувствуешь, где есть трещина, где нужно быть особенно аккуратной.

— Не холодно? — спрашиваю.

— Чувство холода пропадает, когда берешь инструменты и касаешься льда, — отвечает Наташа. — Работаешь практически без перерывов. И бывает иногда даже жарко.

Перед глазами возникает картина. На улице скрипучий мороз, градусов тридцать. Ветер бросает снег в лица прохожих, которые спешат в теплые квартиры. А на центральной площади кипит работа. И постепенно благодаря им — скульпторам — возникает сказка. А мамы переживают за своих взрослых детей, работающих на таком холоде.

— Мама переживает за меня, — говорит Наташа, — но родители всегда и во всем меня поддерживали.

Папа-инженер своими руками делает для Наташи инструменты, и этим волшебным русским приспособлениям удивлялись иностранцы. Художница четыре раза побывала в Харбине, постоянно участвует в городских, международных конкурсах по ледовой и даже снежной скульптуре. Международный конкурс по снежной скульптуре проходит только в Харбине. Наташе понравилось работать со снегом. Снег, говорит она, податливый, как гипс.

В 2002 году Наталья Панасенко становится золотым призером международного конкурса по снежной скульптуре. В 2009 году в Харбине — золотым призером в конкурсе и по ледовой, и по снежной скульптуре. В этом же году вместе с Максимом Усенко занимается деревянной скульптурой, а ведь дерево — непростой материал даже для мужчин. И вот теперь есть на городских прудах деревянная скульптура дуэта творцов. Скульптура такая: художник смотрит на два карандаша. Кстати, скульптуру эту они сделали в аккурат к 50-летию любимого худграфа (ныне ФИИиД).

Дочка Наташи Сонечка сказала удивительную фразу «Дети — это человеки, которых придумали для того, чтобы взрослым не было скучно». А художники, хочу заметить, очень похожи на детей. Они тоже «человеки», которые работают для того, чтобы всем нам не было скучно.

— Мне так многое хочется сказать, — замечает Наташа, — но слов не хватает. Проще нарисовать.

И она рисует. Оформляет уже четвертую книжку детского поэта Галины Долининой. Как необычайно важно человеку, пишущему для детей, найти «своего» художника. Но и художнику не менее важно найти «своего» писателя. Они настоящие соавторы, так что повезло им обеим! А Наталья от первой книжки «Для улыбок есть причины» до четвертой «Звездные небылицы» (она еще в работе) ищет все более точное воплощение образа героев Галины Долининой.

А среди героев кого только нет! Мальчики, девочки, божья коровка, утка-мандаринка и… актеры, режиссеры, дирижеры, бутафоры, потому что их третья книжка целиком посвящена Музыкальному театру. От книги к книге мастерство художницы растет и ее творчество наполняется все более яркими красками, ведь когда люди талантливы, они не боятся учиться, искать новое, расти.

— Мне есть куда идти, есть, что делать, — говорит Наташа, — главное — это рост!

А я вспомнила, разговаривая с художницей, как шла как-то через площадь, где работали мастера по ледовым скульптурам. Солнца не было, а холод — был. И вдруг в небе появился просвет, а сквозь него — солнечные лучи. И все вокруг будто улыбнулось. Для улыбок и правда всегда есть причины.

Елена ДОБРОВЕНСКАЯ