Когда коснется сердца холод,
За сказку, мастера, спасибо!
Наверное, если бы Наташе Панасенко сказали в детстве, что она будет мастером ледовых скульптур, она бы не поверила. Девочка жила в Лучегорске, занималась спортом, легкой атлетикой, и довольно поздно, когда ей было уже 13 лет и она училась в
Это имя многократного победителя в конкурсах ледовой (и не только) скульптуры ныне известно каждому хабаровчанину. Есть такое выражение: «Когда ученик готов, приходит учитель». Наталье невероятно повезло с учителями. Вспоминает она добрым словом институтских педагогов
Труд, терпение, талант — так называемые «три Т», без которых никуда, пригодились молодой художнице и дали в результате Слушаю, как Наталья говорит про лед, вижу, как оживляется ее лицо. Так скрипачи говорят о скрипках Страдивари. — Надо научиться чувствовать материал, — говорит художница. — Постепенно чувствуешь, где есть трещина, где нужно быть особенно аккуратной. — Не холодно? — спрашиваю. — Чувство холода пропадает, когда берешь инструменты и касаешься льда, — отвечает Наташа. — Работаешь практически без перерывов. И бывает иногда даже жарко. Перед глазами возникает картина. На улице скрипучий мороз, градусов тридцать. Ветер бросает снег в лица прохожих, которые спешат в теплые квартиры. А на центральной площади кипит работа. И постепенно благодаря им — скульпторам — возникает сказка. А мамы переживают за своих взрослых детей, работающих на таком холоде. — Мама переживает за меня, — говорит Наташа, — но родители всегда и во всем меня поддерживали.
В 2002 году Наталья Панасенко становится золотым призером международного конкурса по снежной скульптуре. В 2009 году в Харбине — золотым призером в конкурсе и по ледовой, и по снежной скульптуре. В этом же году вместе с Максимом Усенко занимается деревянной скульптурой, а ведь дерево — непростой материал даже для мужчин. И вот теперь есть на городских прудах деревянная скульптура дуэта творцов. Скульптура такая: художник смотрит на два карандаша. Кстати, скульптуру эту они сделали в аккурат к Дочка Наташи Сонечка сказала удивительную фразу «Дети — это человеки, которых придумали для того, чтобы взрослым не было скучно». А художники, хочу заметить, очень похожи на детей. Они тоже «человеки», которые работают для того, чтобы всем нам не было скучно. — Мне так многое хочется сказать, — замечает Наташа, — но слов не хватает. Проще нарисовать. И она рисует. Оформляет уже четвертую книжку детского поэта Галины Долининой. Как необычайно важно человеку, пишущему для детей, найти «своего» художника. Но и художнику не менее важно найти «своего» писателя. Они настоящие соавторы, так что повезло им обеим! А Наталья от первой книжки «Для улыбок есть причины» до четвертой «Звездные небылицы» (она еще в работе) ищет все более точное воплощение образа героев Галины Долининой.
А среди героев кого только нет! Мальчики, девочки, божья коровка, — Мне есть куда идти, есть, что делать, — говорит Наташа, — главное — это рост!
А я вспомнила, разговаривая с художницей, как шла Елена ДОБРОВЕНСКАЯ |
|||
|