Контекст выставки акварели художника Александра Рябчука Странно, что такой красивый вид изобразительного искусства, как акварель, нечасто встретишь в выставочных залах. Может быть, дело в том, что ее истинное очарование достигается тем неуловимым интуитивным вдохновением, при котором нельзя ошибиться в тональной палитре акварели, иначе исчезнет воздушное состояние. Художники знают, что акварельная легкость проявлена только внешне, добиться цветовой тонкости сложно. Плотный цвет пигмента земли, растворенный в воде, обладает громадным потенциалом передать земной мир оттенками лирического звучания. Своей прозрачной текучестью она пробирается в самое сердце художника и волнует сродни капризной музе. Акварель как будто раскрывает душу художника. Мгновение дышащей акварели — это и громадный художественный опыт, и особое лирическое чувствование.
Художник путешествует по зыбкой грани рационального видения и иррационального чувствования. Его глаз фиксирует кадры реальности и, не отрекаясь от них, талантом чувственного постижения переводит их в культурное, эстетическое пространство. Можно ли передать атмосферу географического места, того, что невидимо, но чувствуется и мыслится культурной памятью веков? Звуки какого языка слышны в шелесте трав этого побережья — греческого, староитальянского, славянского, прерываемые стихотворным ритмом ушедших эпох? Барханы песков, накатывая друг на друга
С Крымом у Александра Рябчука и прямые родственные отношения, и острое ощущение художественных эмоциональных связей.
Тактичность художника в выборе композиционного классического подхода дает возможность проявиться акварельной размытой нежности, почувствовать присущую акварели прозрачность, естественно отражающую особенность этих мест. Облагороженные солнцем серые руины, пространство выжженной травы, переходы гризайля зеленоватых отсветов в В этом движении созерцания есть ощущение путешествия по горам, устремления к небу, осязания древней фактуры крепостей, камней с солнечной игрой бликов — красота природы (или все же искусства?) изменчива и неповторима. И тем не менее есть еще некая тайна, заставляющая вглядываться в чистое и тихое, слегка сумрачное пространство акварели:
«Это место украшено мифами и культурными легендами. Рядом Коктебель — место, где собирались художники рубежа Конечно, художественная палитра каждого художника всегда тайна присутствия лирики внутреннего Бытия. Приоткрыть ее можно, прослеживая творческий путь художника. Неслучайно в жизни Александра Рябчика нить судьбы соединила два контрастных географических понятия: Восточный Крым и Дальний Восток. «Раннее детство я до отъезда в Крым провел на прииске Троицком на Нижнем Амуре в Ульчском районе Хабаровского края, недалеко от озера Удыль», — художник с таким вдохновением перечисляет эти названия, что понимаешь: Слово, именно народное, для него одушевленная материя. В ней содержатся исторические мифы. Мифология поэтически отражает народную духовность. Александра Рябчука притягивают народные сказания. В живописи он часто обращается к народным образам, им создан также цикл графических работ по мифологии древних славян «Русский годовой круг» (цветной мел, акрил), в этих техниках он обращается к декоративным качествам цвета. Художественное достоинство заключается и в выборе средств, но и в лирической чувственности, и в азартном стремлении постичь себя как художника, в специфике отображения темы. Эмоциональность художника обладает категорией суггестивности — проникновения в душу созерцающего его творчество. Только искренняя эмоциональность, понимание мира как неслучайной событийности позвала художника в новое путешествие в Киммерию 9 августа 2010 года, в день своего юбилея.
Ольга ПРИВАЛОВА, РЯБЧУК Александр Андреевич, живописец, график, член Союза художников России.
Родился на Нижнем Амуре, недалеко от озера Удыль 9 августа 1950 года. До семи лет жил на прииске Троицком, но после его закрытия в 1957 году вместе с родителями переехал в Симферополь Крымской области. Однако через год семья вернулась на Дальний Восток, в поселок Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края. В 1971 году, отслужив в рядах Вооруженных сил, поступил на
С 1991 по 1997 год преподавал на Произведения находятся в собраниях Читинского областного художественного музея, Крымского художественного музея (г. Симферополь), в частных коллекциях в России и за рубежом. Серии творческих работ: «Северный Сахалин», «Южный Сахалин», «Приморье», «Амурские акварели», «Верхнебуреинский район».
В настоящее время работает в Дальневосточной государственной научной библиотеке ведущим художником экспозиционных проектов. В 2010 году в галерее современного искусства «Метаморфоза» ( |
|||
|