Путешествие по Побережью

Контекст выставки акварели художника Александра Рябчука

Странно, что такой красивый вид изобразительного искусства, как акварель, нечасто встретишь в выставочных залах. Может быть, дело в том, что ее истинное очарование достигается тем неуловимым интуитивным вдохновением, при котором нельзя ошибиться в тональной палитре акварели, иначе исчезнет воздушное состояние. Художники знают, что акварельная легкость проявлена только внешне, добиться цветовой тонкости сложно. Плотный цвет пигмента земли, растворенный в воде, обладает громадным потенциалом передать земной мир оттенками лирического звучания. Своей прозрачной текучестью она пробирается в самое сердце художника и волнует сродни капризной музе. Акварель как будто раскрывает душу художника. Мгновение дышащей акварели — это и громадный художественный опыт, и особое лирическое чувствование.

Гора святой Анастасии. Из серии «Крым христианский». 2002

Художник путешествует по зыбкой грани рационального видения и иррационального чувствования. Его глаз фиксирует кадры реальности и, не отрекаясь от них, талантом чувственного постижения переводит их в культурное, эстетическое пространство. Можно ли передать атмосферу географического места, того, что невидимо, но чувствуется и мыслится культурной памятью веков? Звуки какого языка слышны в шелесте трав этого побережья — греческого, староитальянского, славянского, прерываемые стихотворным ритмом ушедших эпох? Барханы песков, накатывая друг на друга песочно-зелеными, сиренево-фиолетовыми волнами, оставляют далеко за горизонтом нежные тени цвета бесплотных прозрачных медуз. Ночное светило оживляет своим мерцанием тени руин, как будто вот-вот раздадутся боевые возгласы воинов, а мягкий лунный свет высвечивает в памяти пленэрные штудии художников Серебряного века. Ощущая поистине волшебный свет от акварельной пейзажной серии, мы верим чувству творческого прозрения художника Александра Рябчука.

Киммерия. 2002Из серии «Таврида». 1984

С Крымом у Александра Рябчука и прямые родственные отношения, и острое ощущение художественных эмоциональных связей. Во-первых, там жила бабушка, потом к ней переехала семья. Когда Александр Рябчук впервые приехал туда, он, как художник, увидел удивительную пейзажную среду, отличную от дальневосточного пейзажа — отсутствовали резкие теневые контрасты, поразил контраст скалистой местности и пустынных далей. Он вдруг осознал, что перед ним не привычный Крым, а Юго-Восточный Крым с чудесным названием Киммерия, сочетающий историю и культуру, мифологию и народные сказания. Здесь сухая полупустыня, почти нет дождей. Здесь все пропитано древностью: и скалы, и разрушенные крепости, зарастающие ковылем, и старые леса, виноградники — все растворено в воздухе, рождая облагороженную солнцем пастельную пространственную гамму.

Афинион, или Афино. 1998

Тактичность художника в выборе композиционного классического подхода дает возможность проявиться акварельной размытой нежности, почувствовать присущую акварели прозрачность, естественно отражающую особенность этих мест. Облагороженные солнцем серые руины, пространство выжженной травы, переходы гризайля зеленоватых отсветов в розовато-фиолетовые скалы, неожиданная звучность морской воды, — все несет печать своеобразного ощущения некого первоначала. Человек здесь, в композиции, скорее статичная фигурка, эпизод на фоне вечности. Статичность, сопряженная с движением веков. Никаких декоративных излишеств — только красота цвета, как будто прописанная свыше. Тональное взаимодействие не сливаясь оттеняет каждый фрагмент пейзажа, делая его эстетически самоценным. Вечнозеленые кипарисы ровными рядами вместе с упругими очертаниями покатых гор направляют наш взгляд к бесконечной голубизне моря. Абрисы переходов создают мелодичный спокойный ритм, позволяя глазу не торопясь прочувствовать вдохновение мастера. Художник активно использует цветные мелки, вводя их росчерки в акварели, чей плотный и шероховато-мерцающий цвет еще более оттеняет акварельный воздух. Фактура приобретает своеобразный мягкий контраст тени и высветленного солнцем цвета.

Теке-Антаг, Сююрю-Кая. 1984Утро жаркого дня. 2002

В этом движении созерцания есть ощущение путешествия по горам, устремления к небу, осязания древней фактуры крепостей, камней с солнечной игрой бликов — красота природы (или все же искусства?) изменчива и неповторима. И тем не менее есть еще некая тайна, заставляющая вглядываться в чистое и тихое, слегка сумрачное пространство акварели:

«Это место украшено мифами и культурными легендами. Рядом Коктебель — место, где собирались художники рубежа XIX–XX веков, творили здесь, приезжая в гости к известному философу, поэту, художнику Максимилиану Волошину. Они будто присутствовали со мной, я буквально чувствовал тесную связь с романтическим временем. Эмоции, мысли, воспоминания художественной истории — все смыкалось в этих пейзажах. После первого приезда несколько раз возвращался сюда, эти крымские циклы стали для меня незабываемой частью жизни, своего рода культурной Меккой», — Александр Рябчук будто возрождает культуру этих руин, бережно передавая их духовную материальность в наш эмоциональный мир.

С. Чурсин. Портрет А. Рябчука. 2008

Конечно, художественная палитра каждого художника всегда тайна присутствия лирики внутреннего Бытия. Приоткрыть ее можно, прослеживая творческий путь художника. Неслучайно в жизни Александра Рябчика нить судьбы соединила два контрастных географических понятия: Восточный Крым и Дальний Восток. «Раннее детство я до отъезда в Крым провел на прииске Троицком на Нижнем Амуре в Ульчском районе Хабаровского края, недалеко от озера Удыль», — художник с таким вдохновением перечисляет эти названия, что понимаешь: Слово, именно народное, для него одушевленная материя. В ней содержатся исторические мифы. Мифология поэтически отражает народную духовность. Александра Рябчука притягивают народные сказания. В живописи он часто обращается к народным образам, им создан также цикл графических работ по мифологии древних славян «Русский годовой круг» (цветной мел, акрил), в этих техниках он обращается к декоративным качествам цвета. Художественное достоинство заключается и в выборе средств, но и в лирической чувственности, и в азартном стремлении постичь себя как художника, в специфике отображения темы. Эмоциональность художника обладает категорией суггестивности — проникновения в душу созерцающего его творчество. Только искренняя эмоциональность, понимание мира как неслучайной событийности позвала художника в новое путешествие в Киммерию 9 августа 2010 года, в день своего юбилея.

Ольга ПРИВАЛОВА,
искусствовед, член Союза художников России


Александр РябчукРЯБЧУК Александр Андреевич, живописец, график, член Союза художников России.

Родился на Нижнем Амуре, недалеко от озера Удыль 9 августа 1950 года. До семи лет жил на прииске Троицком, но после его закрытия в 1957 году вместе с родителями переехал в Симферополь Крымской области. Однако через год семья вернулась на Дальний Восток, в поселок Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края. В 1971 году, отслужив в рядах Вооруженных сил, поступил на художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института, учился у С. Н. Золотарева, Е. М. Фентисова, В. Т. Сахатова, С. М. Федотова. В 1976 году защитил дипломную работу «Остров Сахалин» (триптих, выполненный в технике офорта, руководитель С. Н. Золотарев). В 1987 году триптих был представлен на Всесоюзной выставке курсовых и дипломных работ студентов художественно-графических факультетов в г. Киеве, а его автор получил звание лауреата. С этого времени Александр Рябчук — постоянный участник городских, краевых, республиканских и других выставок. Персональные выставки состоялись в 1999 и 2000 годах.

С 1991 по 1997 год преподавал на художественно-графическом факультете Хабаровского педагогического института.

Произведения находятся в собраниях Читинского областного художественного музея, Крымского художественного музея (г. Симферополь), в частных коллекциях в России и за рубежом. Серии творческих работ: «Северный Сахалин», «Южный Сахалин», «Приморье», «Амурские акварели», «Верхнебуреинский район».

В настоящее время работает в Дальневосточной государственной научной библиотеке ведущим художником экспозиционных проектов. В 2010 году в галерее современного искусства «Метаморфоза» (Комсомольск-на-Амуре) состоялась юбилейная выставка художника, на которой он представил цикл крымских акварелей, написанных в разные годы.