Из дальневосточных родников

Александр ГерасимовДля того чтобы у Александра Герасимова — уроженца Приамурья, живущего сейчас в Калининграде, в Красноярске вышла книга прозы «Соприкосновение», было нужно... Нет, не угадали, вовсе не заплатить деньги, а предоставить талантливую рукопись в благотворительную издательскую программу «Попутный ветер» — проект сибирского литературного журнала «День и ночь», помогающий авторам издать первую книгу.

Александр Герасимов — новое имя в нашей литературе. Выпускник Благовещенского пединститута (сейчас университет), он учительствовал в сельской школе, работал в редакциях районной и областной газет. Около тридцати лет отдал тележурналистике. Начинал корреспондентом, был председателем ГТРК «Амур». Первые рассказы опубликовал в 2010 году, и тогда же прошли театральные премьеры пьес-сказок. Его пьесы ставили в театрах Абакана, Владивостока, Челябинска, Сиэтла и в других городах. Спектакль «Рыжая компания» смотрели ребята Луганска как раз в то время, когда город обстреливали. Проза печаталась в отечественных и зарубежных журналах — в Австралии, Германии, Канаде. Но читать рассказы в периодике — это одно впечатление, а в отдельной книге — совсем иное: более полно и емко представляется масштаб и значимость творчества этого автора.

Издательство анонсировало книгу как «рассказы о дальневосточной тайге». Да и писатель в рассказе «Медовые края» обозначает территорию, о которой пишет: «От Байкала до срединного Амура — самые безоблачные и погожие земли России. Нигде более по огромной нашей стране не найти столько солнечных дней в году. Солнца так много, даже, кажется, преизбыточно... Сказочно красивые места! Заметил, как многие мои земляки, покинувшие Амур, готовы рассказывать об очаровании и благодати нашей тайги, наших степей вплоть до второго пришествия, бесконечно. Оказалось, что, правда — издалека виднее».

И все-таки проза Герасимова не просто повествование о флоре и фауне, а именно соприкосновение и больше — единение с природой родного края. Автор разговаривает с лесным мышонком, ведет беседы с деревьями, травами, цветами, вслушивается в таежную тишину и посвисты степного ветра. То есть он не сторонний наблюдатель и созерцатель, а полноправный со-творец того, что является жизнью этой самой природы, — внимательный, заботливый, сострадательный, добрый. Такое ощущение складывается после прочтения остросюжетного рассказа «Леший», лирического «Хочу успеть тебе сказать», цикла миниатюр «Соприкосновение» — эти тексты без всякого преувеличения можно назвать стихотворениями в прозе. В предисловии к сборнику красноярский писатель А. Астраханцев невольно сопоставляет рассказы Александра Герасимова с «Затесями» своего земляка сибиряка Виктора Астафьева, отмечая, что в отечественной литературе о великолепии дальневосточной природы пока еще никто так мастерски не писал.

Замечу от себя. В свое время я прочитал многое из того, что написал знаменитый исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев, и авторов, более близких к нашему времени, которые свои произведения, так сказать, посвятили природе, — хабаровчан Всеволода Сысоева и Владимира Клипеля, сахалинца Евгения Лепкова, амурчанина Николая Фотьева. Но проза Александра Герасимова все-таки другая, более личностная, что ли. Кстати, он сам признается: «... иногда сочиняю наивные рассказы, будто с кем-то беседую». Вот характерная для его письма цитата: «В детстве я слышал, как просыпаются воробьи. Их гнездо было за верхним наличником окна. Воробушки чувствовали приближение рассвета: копошились, сонно чивкали. На восходе, даже раньше, боясь пропустить первые лучи, выпархивали из тесного укрытия на край наличника и, шумно встрепенувшись, чистили перышки. А как только из горизонтов чуточку пробивалось солнце, начинали скакать, громко чирикать. Вот всем бы просыпаться с воробьиным восторгом!»

Язык рассказов — литературный, образный, метафоричный, чистый, как вода дальневосточных родников, до которых еще не добрались неразумные преобразования индустриализации и «блага» неудержимого потребительства. Приведу последний абзац рассказа «Воробушки»: «Давайте найдем часок, присядем на лавочку, покрошим перед собою из батона. Неважно в какое время года. Солнечно будет или хмарно, затишно или ветрено, — прилетят воробушки. Впорхнут, подскочат бочком, в глаза глянут: с добрым ли намереньем? Ухватят кусочек, отпрыгнут, отлетят в сторонку. Потом вновь вернутся, уже и поближе к нашим ногам. Они недоверчивы, жизнью тертые, но хорошего человека распознают, могут и с ладони поклевать. Рискнем, проверим себя. Только, если не случится, на воробушков не будем обижаться, лучше задумаемся — что в нас не так».

«Соприкосновение» уже читают. Земляки писателя заказали в издательстве дополнительный тираж, книги теперь есть в библиотеках Архаринского, других районов и городов Амурской области. Отозвались на нее и профессионалы.

«Настоящая живопись словами, пейзажи, оставленные выверенным классическим русским языком. Слова ложатся то легко, с тающей невесомостью пробужденных весною цветов и утреннего неба, то с грохочущей силой ледохода вздымаются и бьют в зенит воображения. И вроде никаких событий не происходит — весна, цветы, ледоход на Амуре, воспоминание о друзьях — и вдруг понимаешь, что это о внутренней жизни человек написано. Прекрасная пейзажная литература, написанная мастером», — пишет Сергей Катуков, обозреватель Международного литературного клуба Astra Nova (Германия).

Александр Герасимов«Такие потоки любви к родному краю, облеченные в кружева русского языка, — это праздник души. Такие тексты надо преподавать в школах начиная с первого класса, чтобы дети познавали и гордились, что живут в такой прекрасной стране, что могут выражать свои мысли и чувства на столь великолепном языке» (писатель Станислав Федотов, г. Реутов Московской области).

«Редко кому удается так точно увидеть все, вплоть до комариных ножек, до соринок в гуще мха. Но те, кто в состоянии так описать все словами, встречаются еще реже. Щедрый дар божий: дан вам за короткую жизнь увидеть вокруг в десятки раз больше, чем другие. И для всех других ваш талант — дар божий: увидеть все вашими глазами. Я подумал: если слепым от рождения читать такое — может, и они, как зрячие, смогут ощутить этот мир?» (тележурналист Александр Тихомиров, Москва).

Что же, давайте и мы прочитаем эту искреннюю, облагораживающую наши души прозу.

Валерий ЧЕРКЕСОВ