Евгений Яковлев. Диалог наблюдателя

История, рассказанная с утра. 2019. Холст, масло. 90 х 90В вариантах названия новой выставки Евгения Яковлева, которой художник начал 2022 год, были обозначены «Диалог» и «Наблюдатель». После некоторых раздумий пришло понимание, что оба уместны: одна из форм взаимодействия автора с действительностью — постоянное наблюдение за окружающими пространством и людьми. И одна из самых заметных в экспозиции работ именно так и называется — «Наблюдатель». Открытая композиция включает линию горизонта и два основных цветовых пятна, вызывающих безошибочную ассоциацию с морем и песчаным берегом. Именно в этом пространстве, где нет границ и где человек свободен от настроений, обстоятельств и мелкой повседневной суеты, навык наблюдения оттачивается с каждой набегающей волной.

Легкий день. 2021. Холст, масло. 50 х 50

«Диалог» не менее подходящее название для выставки, созданной человеком размышляющим, ищущим адекватных слов и формулировок, чувствующим вкус точной фразы или определения. Этот вкус очень выпукло проявился в книге «Жить в цвете», в которой Евгений выступил сразу в нескольких ипостасях: автора текста, фотографа, художника.

Художник, обладающий литературным даром, не редкость в истории искусства. Прекрасно владели словом А. Бенуа, К. Коровин, М. Нестеров, В. Конашевич и другие, оставив хорошие образцы русской прозы, где много чувства и подлинного знания творческой профессии. Однако в лице Евгения Яковлева мы получаем слово другого характера. Это осмысление не столько жизненного или творческого пути, но своего рода лаборатория, в которой рождается образ, фиксируется спонтанная мысль, делается попытка рассмотреть собственную рефлексию:

Октябрь. 2021. Холст, масло. 50 х 50

— Что тебя конкретно интересует?

— Я о том, что со мною происходит. Вокруг меня...

Принято считать, что в ХХ веке произошла так называемая «смерть супероснований»: Бога, человека и автора. Одним из результатов стало переосмысление созданного и поиск смыслов в отношении того, чем и для чего занимается творческая личность, то есть автор. Слово в этой ситуации становится формой возврата к первоосновам — к слову, как к началу творения, и Яковлев сказал об этом в своей книге: «По большому счету все есть продолжение некогда сказанного Слова». В этом смысле Евгений не ищет идеологических оснований творчества, он ведет диалог с собой и одновременно с воображаемым собеседником-зрителем, впрочем, допуская, что диалог превратится в один из вариантов игры. Таким образом постмодернистский дискурс для него становится реальным текстом, в котором соединяется интуитивное и рассудочное знание.

Песня эпическая – многоквартирная. 2018. Холст, масло. 80 х 70

Евгений Яковлев — профессиональный архитектор, всерьез занявшийся живописью. Его манера вызывает ассоциации с исканиями П. Мондриана, К. Малевича, Ле Корбюзье, Д. Поллока и выдает человека, для которого привычна конструктивная логика. В одном из своих интервью Евгений сказал: «Мне не хватает красок в этой жизни, и я их каким-то образом моделирую, комбинирую, создаю свой мир».

В свое время попытки передать динамические эффекты движения, зафиксировать форму как единственно возможный и верный инструмент отражения действительности привели к частичной фигуративности, а потом и к полному отказу от нее. Противопоставления цвета и не-цвета, вертикалей и горизонталей, больших и малых плоскостей разной геометрии вылились в целую философскую концепцию, в которой помимо собственно живописи нашлось место и психологии, и теории цвета, и экзистенциальным вопросам.

Один. 2021. Холст, масло. 50 х 50

Несмотря на разность личностных установок в стремлении к чистому искусству, абстракционисты ХХ века были едины в том, что наделяли художника правами и обязанностями мыслителя. Это про Евгения Яковлева. Он внимателен к наследию авангарда, о чем говорят такие работы, как «Дверь Матисса», «Казимир».

Городская. Предпраздничная. 2018. Холст, масло. 50 х 50Выбрав в качестве авторской манеры абстракцию, он автоматически побуждает зрителя к размышлению, к отстраиванию в отношении созданного им произведения. «Искусство очень ассоциативно и фантазийно», — это цитата из эссе автора «Жить в цвете», изданного в виде изящной, небольшой по формату книги к одной из персональных выставок в Москве. Эссе является ключом к пониманию творчества автора и одновременно одной из форм творчества. Он использует не только средства живописи, но и возможности вербальной интерпретации истоков образа, тем самым следуя практике авангарда — сопровождать и утверждать творчество манифестом. Используя набор геометрических форм и линий, Яковлев создает изображение, наделенное символическим значением. Это отчетливо проявляется в серии работ, посвященных современному городу, в их числе «Преимущество перекрестка», «Наблюдая город», «Песня эпическая многоквартирная». В геометризированном образе урбанистического города переданы ритм и энергия мегаполиса, который, по признанию автора, является для него зоной комфорта. Он хорошо ориентируется в ней, чувствует и принимает это пространство как среду, дающую творческий импульс. Евгений не пишет городской пейзаж или вид города. Он идет от деталей, подмеченных световых эффектов, характерных только для города. В этом его отличие от открытой местности пригорода или побережья, где линия горизонта — соединение воздуха и земли или воздуха и воды, и оттого имеет более плавные очертания. Эмоциональная окраска города часто экспрессивна, что требует определенных цветосочетаний, к которым и прибегает Евгений Яковлев: желтый, синий, красный, зеленый. Но если язык абстракции лаконичен, то авторские эссе, включенные в выставку, выдают эмоциональный мир, в котором Евгений чрезвычайно открыт.

Молодость. 2021. Холст, масло. 50 х 50Если говорить о чисто художественном аспекте творчества, речь пойдет о добротной профессиональной живописи, в которой автор работает со структурой произведения. Работы объединены общей стилистикой, в которой выражается отношение автора к фигуративности и цветовому решению. Евгений отказывается от воспроизведения действительности в привычном, визуально узнаваемом ключе. Изображая объекты и явления окружающей действительности, он обращается к формам, линиям, цвету. Выразительность образа создается за счет соотношения элементов композиции и цветовой экспрессии, выдавая эмоциональную натуру автора. В том, что этот эмоциональный подтекст существует, нет никакого сомнения. Вот одно из описаний утренних минут: «Пробуждение. Неспешные движения. Чашка горячего кофе. Гул за окном где-то там, внизу, а вверху — синее-синее небо, словно смотришь через цветофильтр».

Красная скатерть. 2022. Холст, масло. 90 х 90Выбранная Евгением стилистика, в которой нет реалистической фотографической точности, отсылает зрителя не к сознательно представленному миру, а к целостной, неделимой, эмоционально оцениваемой картине, в которой ассоциации, выстраиваемые зрителем, могут быть самыми разными. Цветовая конструкция намекает на время года или суток, на внутренние ощущения, в которых вдруг остро звучит одиночество или радость от хорошо сложившегося дня. Склонный к вербальным формулировкам, автор дает подсказку в названиях работ — «Один», «Легкий день», «Октябрь».

Прозрачное. 2021. Холст, масло. 50 х 50Тема города, заявленная в свое время в серии работ с сильным символическим звучанием — «Преимущество перекрестка», «Песня эпическая многоквартирная» и другие — получила продолжение в «Открытках», более лирических и ташистских (ташизм — течение в западноевропейском абстракционизме 1940–1960-х гг. — Примеч. ред.) по живописному строю. В натюрмортах изображается не объект, а, скорее, образ объекта, в котором переданы пластические ощущения автора, его представления об объекте. В этом смысле показательна работа «Красная скатерть» с сопоставлением экспрессивных цветовых пятен, плоскостным изображением бутылок. В 1980-х именно в такой интерпретации этому жанру, как дающему широкие лирико-ассоциативные возможности, предрекали конец, считая, что вещи, отчужденные от человека, лишенные контекста повседневности, уподобляются идолам. Но, как и в начале ХХ века, в ХХI искусство ищет новые формы, преломляя опыт живописи в целом, в том числе опыт Жоржа Брака, Малевича, Фалька, впервые устремившихся по пути выхода из традиционных жанровых рамок. Диалектика предмета и пространства становится одной из проблем, которую решает художник.

Временный перерыв в звучании. 2020. Холст, масло. 50 х 50В контексте исканий современной живописи произведения Евгения Яковлева олицетворяют лишь одну из линий, в которой авторское высказывание выражает сложную систему философских размышлений о месте собственно творчества. И если сравнивать нынешнюю ситуацию с периодом столетней давности, о творчестве Евгения можно сказать, что это искренняя устремленность, поиск эстетической установки, дающей возможность увидеть за реальным миром иной, выраженный в эмоции, форме и цвете.

Ольга ЗОТОВА