Судьба и поэзия Игоря ЦарёваЯ однажды стану вовсе бумажным У каждого места на земле есть свой гений, добрый или нет. У каждого гения есть малая родина. Каждая малая родина — средоточие легенд, преданий, историй, былей и небылиц. Какие-то живут веками, какие-то рождаются сегодня... Древняя дальневосточная земля, мощная природа, о которой написал в знаменитом, знакомом с детства стихотворении Петр Комаров: Азиатской волной Амура, Ни церквей на холмах зеленых, Все так: и сегодня на берегах величавого Амура живут люди разных национальностей. Каждый народ принес на берега великой азиатской реки или сложил здесь свою культуру, песни, традиции. При сравнительно слабой заселенности территории Амур — почти трехтысячекилометровая водная лента, стал местом силы, осью истории. «Амур — река подвигов», — написал в начале 1980-х годов дальневосточник Николай Кузьмич Кирюхин. «А подвиги совершают герои не только в ратное, но и в мирное время», — добавим мы. Сегодняшний рассказ — о герое нашего времени, чья малая родина — российский Дальний Восток. Рассказ мой об Игоре Царёве. И лучше всего представят героя его стихи. Хасан Чтобы коснуться московских высоток, *** Скорлупа водяного ореха, Там от звуков ночных и касаний Я там был... И как будто бы не был, Только настоящий поэт умеет в двенадцати строках и четверостишии-вступлении уместить целую повесть, из которой читатель узнает о Москве, дальневосточных сопках, боях на озере Хасан в Приморье, таежных тиграх, мальчике-удэгейце и колдовском лотосе, цветке Будды. Лотосовых озер немало на Дальнем Востоке, каждый хоть раз замирал перед этим нерукотворным чудом, и прекрасный розовый цветок — одно из воспоминаний детства Игоря Царёва... Обобщающей метафорой ко всему рассказанному в небольшом стихотворении становится слово «амулет». Все воспоминания детства, связанные с Дальним Востоком, — амулеты поэта, то есть обереги, магические предметы, материально-нематериальные. «На цепочку звериных следов» нанизаны вполне осязаемые вещи — «Скорлупа водяного ореха, желтоглазый цветок горчака, / Оторочка оленьего меха и от старой гранаты чека...». Чека от старой гранаты — эхо боев, которые гремели на Дальнем Востоке в Гражданскую, столетие назад, но и сегодня мы натыкаемся на эти «амулеты» и в Приморье, и на Волочаевской сопке, и в районе Воронежа-2, на сопках под Хабаровском. Генетическая память или поэтическая мудрость Игоря Царёва?! Да кто же он? Игорь Царёв (Игорь Вадимович Могила), российский поэт, писатель, публицист и журналист, родился 11 ноября 1955 года в Приморье, на станции Гродеково. Рос и учился в Хабаровске, после школы поступил в Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ), стал инженером. Работал в Москве, ушел в журналистику в 1983 году, много ездил по стране в командировки. Писал стихи и отличную прозу — серьезные книги. И все же — поэт! Это главное. По итогам 2012 года был удостоен знака «Золотое перо» национальной литературной премии «Поэт года». А 4 апреля 2013 года Игорь Царёв ушел из жизни прямо на боевом посту — в своем кабинете ответственного редактора «Российской газеты», заместителя шеф-редактора «РГ-Неделя». Удивительно, но жизнь героев не заканчивается, будь это древнегреческий сюжет о Гекторе или Ахилле, или подвиг дальневосточника Алексея Маресьева, или... поэзия Игоря Царёва. Давайте вслушаемся, попробуем понять... Он находит очень точные слова, чтобы, работая в Москве, написать о малой родине. Город Ха Гроза над Становым хребтом Я с детства помню тальники Я вижу и закрыв глаза В этом стихотворении даны координаты Хабаровского края: Становой хребет — горная цепь в южной части Дальнего Востока России, Хехцир — горный хребет на юге Хабаровского края, Джугджур — горы на Дальнем Востоке России на территории Хабаровского края вдоль северо-западного побережья Охотского моря, а город Ха — родной город поэта, Хабаровск со знаменитым амурским утесом. Как сегодня принято говорить — «точная геолокация». При всей лиричности, метафоричности — судите сами: «шаманские бубны», «шаманская гроза», «взбитые винтом пароходика сумерки», «лопоухие саранки», «коленопреклоненный дом», «дым сирени оголтелой», Игорь Царёв — математически точный поэт, энциклопедист. Феномен «физика и лирика» в одном флаконе. Не случайно его образы впечатываются в память, становятся воспроизводимыми, как таблица умножения, только в стихах, и от этого только лучше запоминаются. Так, у другого дальневосточного поэта, барда Андрея Земскова, хорошо знакомого с творчеством Игоря Царёва, есть стихотворение «Между городом Ха и городом Ха» и так же названа подборка его стихов в интернете. Игорь Царёв «по крови своей» дальневосточник: даже признаваясь в любви своей жене и музе — Ирине Царёвой, он находит образ, связанный с великой рекой и родным городом: «У жены моей чудный цвет волос — Как амурских кос золотой песок». Это в стихотворении «Окна Хабаровска». Окна Хабаровска Кто-то рос в Крыму, ел зимой хурму, Я, еще волчонком покинув кров, Пусть, с теченьем лет обретая лоск, Я и сам теперь вхож в московский цирк, На кукане сна — не сазана вес. Окна Хабаровска светили в сердце поэта, где бы он ни находился. В этом Городе Судьбы, на школе № 15, рядом с домом и университетом путей сообщения, на школе, из стен которой вышли пять Героев Советского Союза, Героев России, размещена памятная доска. На ней портрет Игоря Царёва и строки из его стихотворения: «И до сих пор сквозь все пределы / Я этим городом ведом». Здесь, в сотне-другой шагов от школы, в которую он когда-то пошел в 1-й класс, и сегодня живут и хранят память о сыне его родители: Екатерина Семеновна Кириллова и Вадим Петрович Могила. Прекрасная домашняя библиотека, высокая эрудированность мамы — учителя русского языка и литературы, отца — профессора Дальневосточного государственного университета путей сообщения — основы фундаментальных знаний Игоря Царёва (Могилы). Читать его стихотворения увлекательно: в них не только отточенная техника стиха, но и глубочайшее содержание, о чем бы ни писал. А темами стихотворений становились рыбаки на Оке, альмандины для любимой, деревенский дурачок, судьба страны, скрипачка на Цветном бульваре, ангел из Чертаново, да мало ли кто или что еще... Не случайность, а закономерность его победы в конкурсах «Заблудившийся трамвай» в 2011 году, «Золотая Есенинская медаль», «Большая серебряная медаль Николая Гумилева», которой Игорь Царёв был удостоен в 2012 году; премии «Поэт года — 2012», международного конкурса художественного творчества «По Чехову». Игорь Царёв — обладатель Гран-при международного конкурса «45-й калибр», приза президента международного Союза писателей XXI века, приза литературно-музыкального салона «Дом Берлиных» (Лос-Анджелес) — 2013 год. Слава — спутница настоящих поэтов — не оставила его и после ухода: решением Президиума Международной академии русской словесности № 45 от 04.04.2019 года Царёв Игорь Вадимович удостоен звания (посмертно) «Народный поэт России». Высокое имя! Великая честь! «А в чем же его подвиг?» — спросите вы. Ведь сказано: «Герой нашего времени». Вовремя и смело сказанное слово — тоже подвиг. А то, что Игорь Царёв — Поэт и Гражданин, несомненно. И беды, и победы Родины — это его личное. Он так чувствовал, иначе бы не написал: «Я сын страны, которой больше нет, / Стране грядущей прихожусь отцом». Вот такая ответственность за будущее Родины, от которой он и «в страшном сне не отвернулся бы»: Я, сын страны, которой больше нет Душа поэта разрывалась, когда разрушалось государство, в котором он рос и мужал. И уже посмертно, стараниями Ирины Царёвой, вышла книга стихов «Дети империи», названием которой послужило заглавие одного из стихотворений. Дети Империи На кремлевской диете, Да, поэту не суждено было застать время, когда Крым вновь соединился с Рязанью. Кто знает, может, и Паланга с Дубною опять будут едины? Поэты — провидцы! Судьбы их удивительны. И пути их неисповедимы. Помните, у Михаила Булгакова в его бессмертном романе «Мастер и Маргарита»: «Ах, королева, вопросы крови — самые сложные вопросы в мире! <...> Как причудливо тасуется колода! Кровь! <...> Кровь — великое дело». Вот и в нашей истории есть «вопросы крови — самые сложные вопросы в мире»: род Могила по линии отца поэта, Вадима Петровича Могилы, восходит к патриарху Киевскому — Петру Могиле, известному автору многих церковных литературных источников XVII века. Петр Могила был причислен к лику святых в 1996 году. Игорь Царёв пишет об этом так: Все объяснимо — меня голова, а не ноги, кормит. Один мой пращур «всея Руси» был архиепископ, Пишу стихи. А у тех, кто пишет — своя дорога. Чрезвычайно важное духовное послание собратьям по перу, размышления Игоря Царёва об особом предназначении поэтов. Наш герой напоминает, что власть и материальное благополучие не нужны истинным мастерам. Ахматовская тема творчества: «И просто продиктованные строчки / Ложатся в белоснежную тетрадь» получает у Игоря Царёва свое развитие и продолжение: ...По тонкой грани между тьмой и светом, ... Неровной строчкой гладь бумаги вышив, Мысли эти не были данью моде 1990-х: Игорь Царёв был человеком искренне и глубоко верующим, тема веры объединяет немало его стихотворений и еще ждет своего исследователя. И в стихах, и в жизни он был человеком цельным. Они венчались с Ириной Царёвой в старинном храме вблизи Бородинского поля. На погосте этого храма и нашел упокоение наш поэт. На мемориале выбито его стихотворение «Переводчик». Шагнув в вечность, став классиком русской поэзии конца XX — начала XXI века, он продолжается в ежегодном поэтическом конкурсе Международной литературной премии «Пятая стихия» имени Игоря Царёва. Премия учреждена в 2013 году супругой поэта, его отцом В. П. Могилой; народным артистом РФ М. Г. Розовским, заслуженным работником культуры РФ, директором литфонда Москвы Л. Н. Мережко, а также рядом российских и международных журналов и сообществ. Многим талантливым поэтам и музыкантам дал путевку в жизнь этот конкурс: известные литературные журналы России и зарубежья публиковали и публикуют подборки стихотворений лауреатов. Он объединяет Русский мир — тех, кто говорит и пишет по-русски, несет русскую культуру за пределы страны. Успешно действует Литературный благотворительный фонд имени Игоря Царёва, и это тоже вехи памяти. Память... Она выстраивает линию жизни настоящих героев: они живы в стихах и песнях, в делах земляков. Уже семь лет на земле хабаровской в ноябре — начале декабря проходят ежегодные Царёвские чтения «Царёв. Хабаровск. Россия». В 2014 году их учредили Дальневосточный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, родители поэта, журналы «Дальний Восток» и «Аргументы времени». С каждым годом ширится круг участников: поэты и литераторы Дальнего Востока, студенты и школьники, ученые-лингвисты дальневосточных вузов, учащиеся заведений среднего профессионального образования, кадетские классы. И все интереснее формы исследования творчества Игоря Царёва. По итогам чтений участники публикуют свои работы в сборниках студенческих работ, представляют их на межвузовских научных конкурсах, переводят стихотворения поэта на иностранные языки. Дальний Восток не одинок в своей исследовательской деятельности: в конце 2020 года мне был сделан щедрый подарок кандидатом филологических наук Любовью Сушко, с работами которой об Игоре Царёве я и мои коллеги не раз знакомили студентов. Любовь Сушко опубликовала книгу «Дар Демиурга. Поэзия Игоря Царёва. Уроки лирики» (более 600 страниц) о творчестве Игоря Царёва и прислала мне электронную версию. Боюсь прослыть прагматиком, но мне очевидно, что тонкие литературоведческие наблюдения, профессиональный анализ стихотворных текстов, выполненный Любовью Сушко, делают ее книгу незаменимым подспорьем для учителей-словесников на занятиях по родной литературе. Не первый год мы ведем речь о том, что настало время включить произведения Игоря Царёва о родном крае в хрестоматию по дальневосточной литературе. В его стихотворениях появляются Николай Рубцов и Игорь Северянин, Булат Окуджава и Марина Цветаева, Иосиф Бродский и Борис Пастернак, Николай Гумилёв. Часть этих текстов положена на музыку и живет особенной жизнью. В посвящении Бродскому перед нами предстает не только сам Нобелевский лауреат, но и еще один город-судьба в жизни Игоря Царёва — Санкт-Петербург (Ленинград), в котором наш герой учился, жил, работал. Не красками плакатными был город детства выкрашен, И кто придет на выручку, когда готовит Родина Лефортовские фортели и камеры бутырские Совершенно иная тональность у посвящения Николаю Рубцову — «Выпьем, братцы, за Рубцова!»: У матросов нет вопросов. Я, наверно, не матрос... Был бы бездарью — и ладно. Их, родимых, пруд пруди. И вновь Игорь Царёв делится с читателем сокровенным: талант горит в груди поэта, как лампа, но без этой обжигающей боли «поэтов на Руси не случалось». Талант — огонь, поэт не может не обжигаться, и не творить тоже не может. Вечная история поэта, отмеченного небесами, от пушкинского «Пророка» до наших дней. Перед небом я и босый, и голый... Так и вышло: рассыпался не по земле — по многим землям — поцитатно. И эпиграфами к собственным текстам берут авторы строчки из Игоря Царёва, и вплетают барды его строки в свои песни-баллады, и не убывает от него, ибо настоящим поэтам воздается сторицею. Елена КРАДОЖЁН-МАЗУРОВА |
|||
|