Горизонты Елены Ведерниковой

Виртуозный керамист, художник-кукольник Елена Ведерникова любит закаты, внезапные фейерверки и старину. Мысли и чувства ее совершают квантовые скачки во времени. Путешествуют по мотивам романов Джейн Остин. Близкие видят в ней горы, плодородную землю. Наблюдатель издалека различает очертания колодца родниковой воды. Долго накапливает он вечное и мимолетное, а потом раздает.

Тонкая, словно нить паутинки, душа ее свободно говорит на языке флоры и фауны. Выхватывает красоту из солнечного блика. Восхищается многообразием форм жизни на Земле. Культивирует в себе искорку творчества даже тогда, когда ощущает внутреннюю опустошенность. Для зажигания вдохновения в ее запасниках хранится огниво — папочка со старыми набросками идей. Между листов, среди шифровок линий, понятных только ей, рассыпаны крупицы золота.

Карабас Барабас

В ее чутких руках желтая глина превращается в уникальные полотна ткани. Каждая деталь бережно раскраивается, а потом с помощью оттисков штампов и сложных узоров кружева обретает неповторимую фактуру, характер, биографию. Сонмы ангелов с балетным прошлым пристально вглядываются в сердца своих подопечных. Грустная кошечка в лоскутном пальто с помощью зонтика-парасоль перемещается в викторианскую эпоху. Туманные горбатые киты раскачивают колыбель бухты Врангеля. Лавовые поля воскрешаются пеплом Исландии, а уютная Грузия, затаив дыхание, ждет цветения и оваций весны.

Дымка романтики

Ангел

Лена появилась на свет в Хабаровске 19 сентября 1969 года. Ее родные братья в детстве замечательно рисовали, она же обожала сказки. По нескольку раз могла восторженно слушать одно и то же произведение. Игла проигрывателя без устали считывала с виниловых пластинок выученные назубок сюжеты. Музыкальные, профессионально озвученные аудиоспектакли стирали границы реальности и погружали целиком в мир волшебства. «Золушка», «Дюймовочка» и «Бременские музыканты» были всегда желанными гостями на этом празднике.

Чтение книг внутренне обогащало. Когда папа-геолог летом на месяц уезжал в поля, она покупала килограмм пряников за рубль, ставила возле себя стакан с водой и выбирала с застекленной полки маршрут для приключения. Александр Дюма, Жюль Верн, Томас Майн Рид и многие другие, не выходя из комнаты, становились лучшими проводниками в таинственных дальних странствиях.

Неизведанные тропы, мириады созвездий, ропот моря, палатки, тепло костра... Ее безудержно влекла дымка романтики! Выбор специальности казался очевидным. После окончания средней школы она поехала учиться на геолога во Владивосток. Мечтатели и искатели проверялись здесь на прочность, встречались с диким нравом необузданных стихий и климата, влюблялись в дух свободы и преодоления. На практике как губки впитывали нетронутую красоту Курильских островов. Потухшие вулканы, фумарольные поля, горячие серные источники — все восхищало, будоражило!

Дракон и Принцесса

После третьего курса эндемики Приморья сплели рыбацкие сети. Лианы винограда, шипы элеутерококка. Многокилометровые маршруты. Непроходимая тайга, иссохшие болота, полчища гнуса показали обратную сторону профессии, остаться в которой могли лишь фанатично преданные и героически выносливые. Получив диплом ДВПИ, Елена захлопнула главу этой книги и заглянула вглубь себя. И жизни не хватит, чтоб изучить детали, раскрыть все тайны этого материка.

Пробуждение

1999 год стал окном в мир творчества. Елена заинтересовалась лепкой из соленого теста. В теории и на практике изучила особенности этого недолговечного пластичного материала. Вернувшись в Хабаровск с багажом нерастраченного потенциала, начала создавать удивительных персонажей, умиляющих не только ее, но и всех вокруг.

Лошадки

Стильно и смело конструировала из старых рубашек и платьев эстетскую авангардную одежду для своей маленькой дочери Ксюши. Делала игрушки на пальцы. С упоением вязала спицами, развивая мелкую моторику рук. Почувствовав отклик извне, преодолев порог неуверенности, увлеклась шитьем интерьерных кукол.

В любом городе магазин тканей был для нее лучшим местом для экскурсий. Здесь мастерица находила оттенки вдохновения. Причудливые образы и лики выглядывали из-за драпировок, словно играющая в прятки детвора. Болотно-сетчатый дракон, лиловый ангел, барашек из кучевого облака искусственного меха просвечивали в характерных материях, просились в руки насовсем.

— Ничто так не развивает воображение, как необходимость, — говорит Елена Ведерникова. — Когда тебя процесс захватывает, находишь волну и сам становишься частью потока азарта. Тебя несет. Ты оживаешь, мобилизуешься, знаешь, как и что делать. Боишься прерваться, потому что это волшебство может уйти из твоих пальчиков. А потом смотришь и не понимаешь сам, как это сотворил...

Ткани сами диктуют образы

Ассоциации в голове у художника воспламенялись молниеносно. Увиденная в цветочной лавке миниатюрная прищепка выливалась в сюжет о медведе, в сумочке которого сидела Машенька. Как на балконе, на бельевой веревке своей шапки он сушил вещи девочки. Первая женская гимназия, существовавшая в Хабаровске на стыке XIX–XX веков, послужила прообразом работы «Дракон и Принцесса». Мародерское отношение к конструктивному решению и декоративным элементам здания в советское время до неузнаваемости изменило жемчужину города. Ныне являющаяся объектом культурного наследия, чудом уцелевшая часть пристройки (улица Запарина, 71), возведенной по проекту военного инженера В. Г. Мооро, кажется осиротевшей, окруженной бездушным новоделом. Словно кокошники русских красавиц, стрельчатые сандрики венчают арочные окна верхнего этажа. Закладные камни, флагодержатели, кирпичные карнизы, пояски поэтичны. Во всем этом эфир любви и благородства, печать ушедшего.

Загадочные текстильные произведения экспонировались в разные годы на всевозможных выставочных площадках Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Атмосферные хрупкие образы были ранимы, трогательны и близки. Узнаваемый авторский стиль запоминался, прописывался в деталях. Все эти пуговки, тесемки, россыпи бисера, отрезы кружева давали фантазии зрителей много воздуха и простора.

В начале 2000-х годов удивительная, многогранная личность — Олег Владимирович Колесник стал проводником божественного промысла в судьбе нашей героини. Встреча с ним оказалась знаковой. Разглядев потенциал, он выхватил ее из потока привычной жизни и направил в нужную колею. Зачеркнув старый девиз («Я боюсь!»), дал почувствовать уверенность в собственных силах. Наметив линию горизонта, сместил точку схода в керамику, ставшую впоследствии делом жизни.

Голос земли

Занятие со школьниками в студии «Cerama33». 2022

С 2004 года Елена Павловна работает педагогом дополнительного образования в студии «Cerama33» при МАОУ СШ № 33. Она отождествляет себя с регулировщиком движения. Любит рассказывать и направлять. Показать дорогу заблудившемуся пешеходу — легко и с большой радостью! Активно жестикулируя, готова чуть ли не под ручки его взять и препроводить. Артистичная, темпераментная, с неиссякаемым энтузиазмом она занимается лепкой из глины по будням с учащимися младших классов, а в выходные дни по предварительной записи со всеми желающими от мала до велика. Кроме технических тонкостей и анатомических подробностей зверушек здесь можно узнать много интересного о живых ископаемых — латимериях, похожих на шишки панголинах, умеющих сворачиваться клубком броненосцах. Полистав богато иллюстрированные энциклопедии, проникнуться внутренним миром обитателей разных континентов. Дав волю своим эмоциям, стать более чутким и милосердным друг к другу и братьям нашим меньшим.

Лепка из глины вызывает бурю эмоций!— Елена Павловна — прирожденная актриса. Ей нужно вести передачу «В гостях у сказки», — подчеркивает геофизик, художница Гульшат Гильманова. — У нее отважная душа с повышенным чувством справедливости. В ней такое сочетание силы, воли, трудолюбия и при этом нежности, трепетности, чистоты. Каждый божий день она сеет доброе, вечное и прекрасное. Иногда на сухой почве ничто не всходит. Но она все равно это постоянно делает. Дает очень многим поверить в себя! Из огромной массы людей, которые проходят через ее руки, 5–10 процентов выдают какие-то удивительные результаты. И она ради этих бриллиантов готова перепахивать, перерабатывать груды глины. Когда она видит, что выходит из ладоней детей и взрослых, во все вживается, умеет с этим срезонировать, как-то озвучить, вдохнуть туда нужное направление, поэтому получается очень много интересных, эмоциональных вещей...

У Ксюши Черниковой богатое воображение

Глина — благородный природный материал. Она помнит каждое прикосновение, хранит душевное тепло. Пластичная и терпеливая умеет прощать ошибки. Становится полем действия для смелых идей, раскрывает свои секреты, обретает голос и индивидуальные черты. Безграничный мир ее наполнен яркими превращениями, за которыми любопытно наблюдать.

Словно паноптикум, мастерская густо заселена эксцентричными экспонатами, поющими гимн природе, непостижимости Творца. Кого здесь только нет! Танцующий Богомол Олег. Опасная амфибия-древолаз. Барашек с растительной вязью руна. Хитрющие виноградные улитки со спиралями домиков, инкрустированными монпансье. Сказочные лошадки с васильковыми гривами. Ванильный рогалик — он же серп Луны — птица дивная с филигранными перьями — вологодскими кружевами. Рядом с ними ящерица — экстравагантная плащеносная модница. Ее эпатажная веерная складка могла бы поспорить с воротником Медичи, но она и без того неотразима. За бесчисленными героями в образах насекомых и зверей, считываются люди с их безмерной потребностью в том, чего они сами порой до конца не знают.

День гончара. 2012

На подоконнике акт искусства — монументальный Карабас-Барабас — коллективная работа четвероклассников, выполненная по мотивам иллюстраций дальневосточного художника Александра Петровича Лепетухина. Шляпа с широкими полями, усы-калачи, живописная борода из змей и ремней завораживают! Детально проработанный объемный портрет хозяина кукольного театра обнажает его сущность. Вместо сердца и легких — зияющая пустота. В грудной клетке Мальвина, пудель Артемон, Пьеро и их друзья дожидаются Буратино.

— Дети научили меня терпению и любви, — рассказывает Елена Павловна. — Раньше я была перфекционистом. Подправляла, сильно вторгалась в творческий процесс. Сейчас лишь задаю движение, направление и предоставляю ребятам больше свободы, не придерживаю запал, наблюдаю за ходом мыслей, абсолютно принимаю их как творцов. Они с большим удовольствием ждут свободную тему. Одни сложно, вдумчиво раскрепощаются, им приходится помогать, а другие — торопыжки, сразу десяток фигурок делают и радуются результату. Это нужно стараться уравновесить. Кому-то дать терпение и время, а кого-то притормозить. Иной раз смотришь на детские работы и думаешь: «Как стильно!»

Под грифом любви

ЯщерицаЕлена Павловна — хранительница фамильного наследия. Консервативна, ретроградна. Ее квартира помнит несколько поколений жильцов. Она насквозь согрета тенями прошлого. Здесь уютно и спокойно хорошо. Вещи с историей говорят шепотом. Альбомы с марками и старыми фотографиями, мебель 1968 года, письма родителей, фонарик, бритва — все сокровища!

Ордена, боевые медали. Пожелтевшие от времени газетные вырезки пульсируют эхом Великой Отечественной войны. В них о дедушке Григории Федоровиче Ведерникове (1897–1975) — военвраче-хирурге III ранга, о его золотых руках, каждый день воевавших со смертью. Пропитанные благодарностью строчки хранят следы успешно проведенных им сложнейших операций тяжелораненых бойцов.

Киса в пальтоАвторская мозаика расцветает на чернильных стенах, прокрадывается в разные уголки. Домашний любимец-беглец, плюшевый полосатый мурлыка — бобтейл Филя — импозантно перевоплощается в тюленя, принимает солнечные ванны, умеет провожать и ждать, говорить о важном со своей хозяйкой. На полочке коты-свистульки — кочевники из разных городов. Коллекция из дюжины усатых зовет в дорогу к новым впечатлениям.

— Живу рядом с парком «Динамо», но там не бываю, — рассказывает Елена. — Нет у меня привычки выйти и погулять, расслабиться. А вот покататься на велосипеде я люблю. Едешь и чувствуешь себя свободным! Идет разгрузка психики, наполнение. Создается движение воздуха, плечи расправляются, крылья вырастают — и вперед! Мне Хабаровск нравится тем, что есть много мест, куда можно отправиться. Какие-то маршруты себе придумываю. Люблю бывать в районе «Ерофея». 1 сентября прошлого года видела там потрясающий закат! Целый рой мошек-однодневок, стрекоз клубился вдоль подкрашенной солнцем воды. Смеркалось. Налетели речные чайки. Это было феерично!

Валерия РУМЯНЦЕВА
Фото автора