Рыбацкая проза Александра Грачева

Александр ГрачевОсенью 1932 года в небольшом ручье у села Пермского первостроитель города Комсомольска поймал руками восемь крупных ленков. Ровно по числу ребят, корчевавших тайгу под будущий город, с которыми жил в ветхой избушке Пермского. «Видимо, отсюда и зародился у меня первый интерес к рыбам Амура, — писал он спустя много лет в очерке „Рыбацкая нива“. — Впоследствии я с жадностью утолял его, этот интерес: рыбачил сам, встречался с бывалыми рыбаками, проводил ночи у костра...»

Александр Матвеевич Грачев, приехавший в Комсомольск-на-Амуре с Дона, провел на Дальнем Востоке почти всю жизнь, состоялся здесь как интересный прозаик, который писал и природоведческие книги. Хорошо известна его повесть о природе «Лесные шорохи»: она много раз издавалась, получила добрые отзывы читателей и рецензентов. К сожалению, незаслуженно забыта рыбацкая проза и публицистика Грачева, хотя на этой «ниве» он тоже поработал немало.

О рыбных промыслах он писал еще в годы войны. В 1943–1945 годах А. М. Грачев работал корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда» по Камчатской области (в те годы в состав Хабаровского края входили Камчатка, Сахалин и другие регионы). Камчатка — богатый рыбный край, в войну здесь удвоили добычу рыбы, которая шла в основном для нужд фронта. И, конечно, на страницах газеты часто появлялись заметки, статьи, очерки Грачева о рыбаках и рыбообработчиках.

«Неподалеку от прибойной полосы, на берегу Охотского моря, на площади в несколько гектаров раскинулись постройки рыбоконсервного завода АКО № 56», — писал он в статье «Завод перед пуском» («Тихоокеанская звезда», 26 апреля 1944). Автор рассказал, как накануне рыбной путины на заводе идут последние приготовления к пуску, о работе специалистов, рационализаторов, ремонтников. Но и в этой небольшой статье на чисто производственную тему угадывалось мастерство литератора. Она завершалась так: «На побережье Охотского моря вступает в свои права камчатская весна. Оттепели сгоняют последний снег. Скоро рыбаки повезут на консервный завод десятки и сотни центнеров прекрасного камчатского лосося. Задымят трубы завода... Страна и фронт будут получать ежедневно десятки тысяч банок высококачественной рыбной продукции».

Рыбная тема интересовала Александра Грачева и в те годы, когда он уже жил в Хабаровске. Его очерк «Рыбацкая нива» опубликован в сборнике «Амур — река подвигов» (Хабаровск, 1970). Слова «рыбацкая нива» для Грачева были не просто красивым образом; писатель считал, что Амур для дальневосточников — то же, что для крестьян их поле, а потому требует столь же бережного ухода, как хлебная нива.

Когда читаешь очерк, возникает впечатление, что писал его хороший специалист в области рыбного хозяйства — настолько глубоко, обстоятельно Грачев рассказал о главных промысловых рыбах Амура, о загадках «нерестового бугра» амурской кеты и способах ее искусственного выращивания. «Именно разгадав тайну нерестового бугра, — писал он, — ученые-рыбоводы смогли организовать искусственное выращивание кеты. Три таких рыборазводных завода действуют сейчас в бассейне Амура: Тепловский, Биджанский и Ново-Амгуньский».

Ко времени написания очерка Александр Матвеевич Грачев уже был автором научно-художественной повести «Сторожка у Буруканских перекатов». Ее героями как раз и стали ихтиологи Амура, изучающие реку, создающие рыборазводные заводы. В том же очерке «Рыбацкая нива» писатель рассказал, как работал над этой повестью: «Пришло решение — написать книгу о рыбаках, рыбоводах и рыбах Амура. Понятно, для этого нужно было проштудировать всю научную литературу, поглубже узнать работу ихтиологов Амура. И тут-то передо мной открылся поистине новый мир подводного царства, картина рыбных и прочих богатств ихтиофауны Амура, окончательно поразившая меня».

Встреча дальневосточных писателей. На трибуне А.М. Грачев, сидят Вс.Н. Иванов и В.Н. Александровский. Хабаровск, 1962Работая над повестью, писатель основательно изучил труды специалистов. В частности, Грачев упоминал книгу «Река Амур и ее рыбы» профессора МГУ Г. В. Никольского, изданную в Хабаровске в 1953 году. Она помогла ему разобраться во многих вопросах. А для того, чтобы правдиво описывать подводный мир, Грачев даже приобрел ласты и маску, плавал под водой. Тщательно продумал он и название повести, выбирая лучший вариант между «Сеятели подводных полей» и «Сторожка у Буруканских перекатов».

«Из двух этих вариантов окончательно избирается им второй. По его мнению, именно такой вариант наиболее отвечал требованиям жанра, — отмечала литературовед Надежда Оглобина. — Думается, что Грачева привлекает в этом случае и значение самого слова „сторожка“: в нем он ощущает „коренную родственность“ со словами „сторож“, „стража“. Так заглавие повести становится композиционным приемом, отражающим авторский взгляд на проблему взаимоотношений человека с флорой и фауной — должен, обязан человек беречь, сторожить природу».

Таким своеобразным «сторожем» рыбных богатств Амура стал главный герой повести ихтиолог Алексей Колчанов. А. М. Грачев показал его в ситуации жизненного выбора. Колчанов молод, талантлив, у него хорошие перспективы в качестве ученого-теоретика, тем более что его опекает крупный авторитет в научном мире, профессор МГУ Сафьянов. Но Алексей, окончив университет, уезжает на Амур, работает заведующим биологическим пунктом. Он видит, что многие нерестовые реки гибнут, и увлекается идеей их возрождения, созданием рыборазводных заводов. Ему нужно сделать выбор: уйти в «чистую» науку, как настаивал профессор, или заняться практическими делами — возрождением нерестовых рек. Колчанов избирает второе.

Художественная ткань повести сплетается с постановкой научных проблем. В «Сторожке...» четко прописана одна из ее основных идей о том, что давно назрела задача «соединить в труде рыбаков функции сеятелей и жнецов подводных полей. Теперь, когда на помощь человеку пришла техника, настал черед и рыбаку заняться воспроизводством рыбных запасов».

Вспомним, что конец 1950-х —1960-е годы в СССР были временем научно-технического прогресса. Иногда это время образно называют эпохой научно-технического романтизма. Такой своеобразный романтизм свойственен и «Сторожке у Буруканских перекатов». Она во многом отражает дух своего времени, веру людей во всесилие науки, прогресса, в то, что «лучшее, конечно, впереди».

Большинство героев повести молоды: студенты, аспиранты, вчерашние школьники, рыбаки... Так же, как Колчанов, они чаще всего энтузиасты подводных амурских полей. Например, молодой ученый-рыбовод Матвей Вальгаев изобрел инкубатор для лососевой икры, который может быть заложен в любом ручье и которому не требуются дорогостоящие сооружения рыбного завода. «Работа по созданию упрощенного аппарата для инкубации икры не входила в запланированную ему научную тематику, — писал Грачев. — Вальгаев делал ее на свой страх и риск и даже вопреки желаниям кое-кого из ведущих сотрудников института». Пройдя через множество препятствий, герои повести в конце концов добиваются своего, внедряют в работу аппарат изобретателя.

Писать повесть помогало, конечно, и то, что сам Александр Матвеевич Грачев был заядлым рыбаком. В 1950-е годы он купил заимку — дом на берегу Амурской протоки, где любил и рыбачить, и работать над своей прозой. Затем там построили дачи другие хабаровские писатели, а само место назвали Грачевкой. В этом доме Грачев писал и «Сторожку у Буруканских перекатов». Но в 1956 году случилось наводнение. В своем дневнике за тот год писатель оставил такую запись: «В сентябре на заимке, когда мне катастрофически угрожало наводнение — вода уже была поверх пола и все прибывала, я сидел и писал свою „Сторожку“, не мог оторваться...» Наводнение разрушило заимку, и Грачев заново построил себе дом на берегу реки — любимое место его творчества, отдыха и встреч с друзьями.

Конечно, «Сторожка у Буруканских перекатов» во многом написана по канонам своего времени (она издана в Хабаровске в 1962 году). Рассказывает повесть и о работе райкома КПСС; есть у автора некоторая прямолинейность в обрисовке характеров, постановке нравственных проблем. Но это не отменяет ее достоинств. Все хорошее создается трудом, и в этой повести мы видим прежде всего по-настоящему красивую работу и людей, увлеченных интересным делом. Встретим мы в ней и неповторимые зарисовки речных пейзажей, созданные рукой талантливого писателя, влюбленного в Амур и природу.

Татьяна ГЛАДКИХ