В отрыве от Родины

Китай в творчестве русских художников

Открытие выставки «Китай в творчестве художников русского зарубежья. Коллекция Сергея и Ирины Беляевых».  Хабаровск. 2023Китайская цивилизация издавна привлекала внимание российских деятелей культуры, в том числе и художников. Достаточно назвать имена В. В. Верещагина, Н. И. Кравченко, Е. А. Лансере. Позже, в начале ХХ века, в Китае побывали с поездками такие крупные художники, как А. Е. Яковлев, Н. К. Рерих, И. Л. Калмыков, А. Н. Авинов, в творчестве которых отразилось немало замечательных образов китайской природы, архитектуры, колоритных лиц.

Масштабной вехой в русском присутствии в Китае в 20–30-е гг. ХХ века стал исход эмигрантов по окончании Гражданской войны в России, среди которых значительное место занимали представители сферы искусства. Во многих «городах рассеяния» уже имелись большие колонии российских подданных: в «русейшем из городов» Харбине, в Циндао, Мукдене, Дальнем, Тяньцзине и, конечно, в «китайском Вавилоне» — Шанхае — с крупными общинами иностранцев, где нашли себе убежище и многие бывшие российские подданные1. К той территории, где после исхода оказались русские эмигранты, можно отнести арендованный Великобританией Гонконг и португальскую колонию Макао, соседние английские колонии, но близкие по этническому составу и традиционной культуре Китаю Сингапур и Малайзию. Говоря о сложностях адаптации иностранцев в странах изгнания, российский исследователь В. Ф. Печерица писал в своей работе «Духовная культура русской эмиграции в Китае» об общем положении россиян в Китае: «Несмотря на сложность общения (языковой барьер, различие в традициях, особенности национального мышления, исторических условий), Китай проявил в отношении русских эмигрантов гостеприимство. Ни в одной другой стране рассеянная эмиграция не получила такого признания в среде, столь отличающейся от русской своими национальными, бытовыми и культурными ценностями2

Среди творческой русской интеллигенции в Китае было немало известных художников, получивших профессиональное образование в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Одессе. Оказавшись в Китае, они продолжали заниматься живописью, скульптурой, зодчеством, устройством выставок, создавали учебные художественные студии и училища, расписывали православные храмы и интерьеры домов, занимались художественной фотографией, сценографией, издавали художественные журналы, газеты и книги по искусству3. Исследователи насчитывают в эмиграции в Китае более 300 деятелей художественной культуры из России4.

Именно этим художникам-эмигрантам и была посвящена выставка «Китай в творчестве художников русского зарубежья. Первая половина ХХ века», прошедшая осенью 2023 г. в Дальневосточном художественном музее и представившая 60 оригинальных работ 28 художников русской диаспоры в Китае. Среди наиболее именитых мастеров этой волны эмиграции, работы которых экспонировались в музее, можно назвать Ивана Калмыкова, Виктора Подгурского, Михаила Кичигина, Александра Ярона, Николая Гущина, Николая Кощевского, Татьяну Перфильеву, Мстислава Щировского, Ивана Герасимова, Василия Засыпкина, Владимира Борегара (Болгарского), Бориса Василова, Якова Лихоноса, Константина Ларионова, Макария Домрачева, Павла Воронкина, Николая Пикулевича, Александру Азовцеву, Анатолия Ефимова, Антона Сунгурова и других.

Иван Калмыков. Сад. Китай. 1917. Картон, масло

Заметный след в истории русской живописи в Китае оставило творчество такого корифея русской живописи, как Иван Леонидович Калмыков. Художник родился 26 января (7 февраля) 1866 г. в Новочеркасске в семье казака. В 1882 г. окончил Новочеркасское реальное училище, в 1884–1889 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова и Е. С. Сорокина. В 1889 г. занимался у И. Айвазовского в Феодосии5. В 1904–1908 гг. побывал в Италии и Швейцарии. Провел персональные выставки в Москве. В 1912 г. выставка его графических работ состоялась в Хабаровске.

С 1916 г. Иван Леонидович Калмыков в Москве, работал преподавателем в Строгановском училище. В конце того же года был командирован в Сиам с целью сбора коллекций для музея училища. По пути следования провел выставки в Иркутске, Владивостоке, Хабаровске (с декабря 1916-го по май 1917-го), Харбине (1917) и Шанхае (1918). Затем несколько лет прожил в Индии в качестве придворного живописца во дворце у одного из раджей6. В годы пребывания в Китае — в Шанхае, других городах — художник провел много выставок. С огромным успехом в 1924 г. прошла его персоналия в знаменитом шанхайском «Палас-отеле», сбор от которой составил 26 тысяч долларов7, что по тем временам представляло огромную сумму.

В последующем Калмыков уехал в Австралию и оттуда в 1924 г. в США (Сан-Франциско), где умер в марте 1925 г.8 Этот почти забытый в России художник представлен на выставке тремя работами из своего дальневосточного круиза, где заметно влияние популярной в то время импрессионистской школы.

Иван Герасимов. Нищие. Китай. 1943. Холст, маслоНесколько работ в экспозиции принадлежат виртуозной руке совершенно неизвестного на родине художника — Ивана Александровича Герасимова (около 1890–1986). О жизни и творчестве этого мастера в России до сих пор нет исчерпывающих сведений. Известно, что он родился около 1890 г. Получил художественное образование в Строгановском училище в Москве. В конце 1920-х эмигрировал в Персию, где работал на раскопках и реставрации исторических памятников сначала с группой шведских археологов, затем в американской, так называемой «персидской» археологической экспедиции Университета Пенсильвания (Филадельфия). Раскопки осуществлялись на памятниках бронзового века в Тепе Гивар (дворец Дария Гистаспа). Около 1936 г. Герасимов прибыл морем в Шанхай. На выставке, организованной в том же году в зале Христианского союза молодых людей (ХСМЛ), представил около 100 произведений, выполненных преимущественно в Персии, а также в Индии и Малайе, где побывал по пути из Персии в Китай.

На втором вернисаже в 1941 г. художник выставил около 40 живописных работ — пейзажей и портретов, сделанных в Китае. Одна из них — «Нищие» — была представлена в Хабаровске. Портреты, экспонировавшиеся на выставке в ДВХМ, подтверждают, что Иван Александрович Герасимов мастер портретного рисунка9. Неслучайно девять портретов китайцев его работы воспроизведены в книге «Бриллиантовый юбилей международного сеттльмента Шанхая» (1940). Новый, четвертый, этап жизни выдающегося художника после Китая начался в 1957 г. в Турции, где он принял имя Ниматулла Герасим, войдя в число лучших турецких художников своего поколения. Но китайская тематика по-прежнему влекла Герасимова. В числе выставленных в Хабаровске работ есть картины 1950–1960 гг., написанные в Турции по китайским сюжетам.

Михаил Кичигин. Монастырь. Китай. Середина ХХ в. Холст, маслоСерьезный след в русской творческой жизни Китая оставили живописец Михаил Александрович Кичигин и его жена Вера Емельяновна Кузнецова-Кичигина — яркие представители художественного круга русской эмиграции в Китае. Михаил Александрович Кичигин (1883–1968) родом с Урала. В 1908 г. окончил Московское художественно-промышленное училище им. Строганова, а затем в 1914 г. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ученик К. А. Коровина, сокурсник В. В. Маяковского и С. А. Герасимова, он считался талантливым живописцем уже в России, но в 1920 г. с волной русской эмиграции попал в Китай, где прожил в отрыве от родины долгих 27 лет10. В Китае Кичигин подтвердил свою репутацию выдающегося художника. Его творчество имело широкий диапазон: он писал портреты, пейзажи, жанровые сцены, работал как живописец, график, монументалист, театральный художник, активно участвовал в выставках, преподавал11.

Михаил Кичигин. Курильцики. Китай. Середина ХХ в. Холст, масло

В 1931 г. М. А. Кичигин стал членом шанхайского международного Арт-клуба, имел много заказов. Писал заказные портреты, работал как сценограф, делал эскизы оформления Французского клуба, принимал участие в росписи церкви святого Николая Чудотворца, храма-памятника Николаю II в Шанхае (проект русского архитектора А. И. Ярона).

Вера Кузнецова-Кичигина. Девушка с веером. Китай. Середина ХХ в. Бумага, карандашДве неоклассические работы Кичигина, представленные на выставке в Хабаровске, сочетают в себе пейзаж и портрет. Их можно отнести к стилю, близкому выдающимся русским мастерам — Александру Яковлеву и Василию Шухаеву. Логично, что всем трем художникам была интересна сангина — и это подтверждается портретом ученика, коллеги и друга Кичигина — Мстислава Щировского, выполненного в этой технике и также выставленного в ДВХМ.

Супруга М. А. Кичигина, график и живописец Вера Емельяновна Кузнецова-Кичигина (1904–2005) родилась в семье русских поселенцев в Маньчжурии, детство и юность провела в Харбине. Исследователь творчества двух художников Т. Лебедева считает, что в рисунке она старалась придерживаться строгой академической традиции и что излюбленной графической техникой художницы была сангина в сочетании с углем.

Виктор Подгурский. Озеро в Пекине. 1933. Холст, маслоУже сложившимся мастером в эмиграции оказался выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Виктор Степанович Подгурский (1 сентября 1893–1969)12. В детстве жил во Владивостоке. В 1914–1918 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1918 г. вернулся во Владивосток, устроился работать в Совет депутатов заведующим отделом регистрации оружия, рисовал лозунги13. После переезда в Шанхай в 1920–1922 гг. преподавал рисунок, живопись и пластическую анатомию в Китайском народном университете, в 1923–1927 гг. — в Шанхайском институте живописи, с 1928 г. — в колледже Син-Хуа. В 1929 г. стал членом шанхайского Арт-клуба, где преподавал рисунок и живопись (среди его учеников был получивший большую известность во Франции Константин Константинович Клуге)14.

Художнику заказывали пейзажи, портреты, он выставлялся не только в известных залах Шанхая, его приглашали иностранные дипломатические миссии, аккредитованные в этом городе. В 1925 г. музей Генуи приобрел четыре его работы «Типы китайских крестьян». Сотрудничал с шанхайскими архитекторами по оформлению зданий (Sassoun Hоuse, Французский клуб и др.). В 1935 г. совершил поездку в Италию для изучения техники мозаики, чтобы выполнить заказ на мозаичную работу для Шанхайского банка в Гонконге. В книге «Бриллиантовый юбилей международного сеттльмента Шанхая» (1940) воспроизведено 10 работ художника15. В 1947 г. он вернулся с семьей в СССР. До 1956 г. работал в Казанском художественном училище, а затем в Ташкенте, где стал одним из основателей Театрального художественного института, долгое время преподавая живопись и рисунок. Работы Подгурского китайского периода, принявшие участие в выставке, подтверждают высокий уровень профессионализма этого виднейшего представителя русской художественной школы в Китае.

Мстислав Щировский. Пейтахоу, Южный монастырь (Hon Seu). 1932. Бумага, гуашьДругой выдающийся художник русской диаспоры в Китае, Мстислав Яковлевич Щировский (1896–1968), был участником Первой мировой и Гражданской войн, получил образование в военном училище в Иркутске, затем учился на юридическом факультете Харбинского политехнического института. Профессиональную художественную подготовку получил в Харбине, занимаясь в студии «Лотос» у М. А. Кичигина, А. А. Бернардацци и В. Е. Панова, где виртуозно овладел техникой гуаши. В 1925 г. переехал в Шанхай, где продолжал заниматься в студии переехавшего туда же М. Кичигина, а позднее заведовал художественной студией Millington Ltd (1929–1935). Некоторое время провел на Филиппинах, где также продолжал заниматься творчеством. В конце 1940-х Щировский вернулся в СССР: сначала в Свердловск, а затем переехал в Ташкент, где преподавал в Ташкентском художественном училище им. П. П. Бенькова. Оформлял и иллюстрировал книги. Его художественное наследие, связанное с Китаем и Филиппинами, к счастью, оказалось в России, и часть была представлена широкой публике на выставке.

Владимир Борегар. Старая фанза. Циндао. Китай. Середина ХХ в. Холст, маслоВладимир Васильевич Борегар (настоящая фамилия Болгарский) тоже был одним из популярных художников китайской диаспоры. Он родился в 1913 г. в Казани, учился в Харбинском политехническом институте по специальности «архитектура». Там же начал выставлять живописные работы, а когда переехал в Циндао, ежегодно устраивал свои экспозиции. Осенью 1939 г. перебрался в Шанхай и спустя несколько месяцев устроил персональную выставку в здании «Модерн-Хауз». На творчество этого мастера несомненное влияние оказал не только импрессионизм, но и русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник и общественный деятель Н. К. Рерих, последователем которого Борегар стал при его посещении Харбина в 1934 г., в период Китайско-Маньчжурской экспедиции.

Занятия живописью Владимир Борегар не оставил и после эмиграции в Бразилию, где стал представителем Фонда Н. К. Рериха16. Умер он в 1997 г. в древней бразильской столице Нитерой, где находится значительная часть наследия художника. Известно, что Борегар не оставил завещания. Его дом был продан, а 500 картин и архив переданы культурному фонду «Аватар Фаундейшн», где они и находятся в настоящее время17.

Василий Засыпкин. Портрет шанхайского писателя П. Ольбрих-Северного. 1930-е. Бумага, пастельДругой участник выставки — Василий Андреевич Засыпкин родился 25 декабря 1886 г. в Уфе. Окончив Уфимскую гимназию, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где получил репутацию живописца, склонного к модернизму. С началом Первой мировой войны был призван на воинскую службу, в 1917 г. командирован во Владивосток, работал художником-декоратором в военно-передвижном театре Е. М. Долина и в кабаре «Би-ба-бо»18. Оказавшись в Харбине, кроме театральных декораций занимался станковой живописью, писал в основном портреты. В конце 1929 г. переехал в Шанхай, где также открыл студию, в которой проводились групповые и индивидуальные занятия по рисунку, живописи и архитектуре. Получил известность как портретист. Работал в иностранных рекламных компаниях. Летнее время проводил в Циндао и Пейтахо, откуда привозил массу этюдов.

Василий Засыпкин, как и многие русские художники-эмигранты, участвовал в росписи православных храмов, в том числе храма-памятника св. Николая Чудотворца19. Художник расписал образы двенадцати апостолов в шанхайском храме-памятнике великомученику Николаю II, построенном в 1934 г. Кроме того, среди его произведений известны картины маслом сцен из жизни и быта китайцев, пейзажи, жанровые картины с изображением буддийских храмов священного острова Путу.

С 1937 г. жил в Гонконге20, а затем в Сингапуре, где имел свою художественную студию. В 1938 г. получил заказы на разработку проекта художественной отделки интерьеров нового кинотеатра «Катей»21 и на проектирование и строительство кинотеатра в Малакке. Писал этюды в Сингапуре и его окрестностях, создавал портреты. Ушел из жизни в апреле 1941 г.22 К сожалению, многие факты жизни и творчества этого талантливого художника остаются малоисследованными. Наследие Василия Засыпкина разбросано по всему миру, учитывая многие годы эмигрантских странствий, и на выставке представлена всего одна работа — портрет шанхайского писателя П. Ольбрих-Северного, выполненный, как считают некоторые искусствоведы, в модернистском стиле.

Анатолий Ефимов. Райский храм. Пекин. 1938. Бумага, пастельНа выставке в Хабаровске можно было увидеть работы Анатолия Александровича Ефимова. Он родился 21 ноября 1897 г. в Уфе, образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у К. В. Лебедева. В Первую мировую служил в кавалерии, в Гражданскую воевал на стороне Белой армии. В конце 1918 г. эмигрировал в Харбин. В 1930-е гг. неоднократно приезжал в Шанхай с выставками своих работ, принимал участие в групповых экспозициях. В Пекине получил разрешение в течение дня сделать зарисовки Запретного города и в итоге выполнил пять акварельных и пастельных этюдов. В начале 1940-х художник перебрался в Шанхай, в 1942 г. его персональная выставка состоялась в Харбине. В 1949-м перед приходом в Шанхай вооруженных сил, контролируемых Китайской компартией, эвакуировался вместе с госпиталем на о. Тубабао (Филиппины) в известный лагерь беженцев23. В ноябре 1950 г. приехал в Сан-Франциско. Несколько раз представлял в Лос-Анджелесе цикл картин под названием «Храмы и дворцы старого Пекина». Три работы этого периода вошли в хабаровскую экспозицию. Они выполнены в трех техниках — масло, акварель, пастель, что подтверждает высокий уровень профессионализма этого мастера.

В США Ефимов преподавал живопись. Зимой 1964–1965 гг. во время поездки к друзьям во Французскую Полинезию создал серию пейзажей и портретов на о. Таити. Художник умер 20 октября 1981 г. в Голливуде. В связи с тем, что у него не оказалось наследников, его архив передан в Гуверовский институт24.

Татьяна Перфильева. Без названия. Шанхай. Китай. 1947–1947. КсилографияНа выставке в ДВХМ зрители познакомились с ксилографиями забытой в наше время Татьяны Евгеньевны Аничковой (1898–1960-е), в замужестве Перфильевой. Она родилась в семье литературного критика Е. В. Аничкова. Мать будущей художницы А. М. Аничкова (урожденная Шуматова) была великосветской дамой, в 1920-е гг. державшей свой салон в Париже. Татьяна эмигрировала после революции 1917 г. в США, затем в Италию, где стала известным скульптором. В середине 1920-х ее выставку в Риме посетил М. Горький, знавший Перфильеву еще по парижскому литературному салону ее матери.

Русская диаспора приветствовала приехавшую в Шанхай в 1938 г. Татьяну Евгеньевну как видного, признанного скульптора. Тем не менее, по воспоминаниям эмигрантов, Перфильева еще во время эмиграции в Европе оставила скульптуру и занялась живописью авангардного направления. Примером модернистского подхода художницы являются вошедшие в экспозицию ксилографии, в которых отражено ощущение трагической судьбы людей 40-х годов ХХ века, когда Китай находился в условиях тяжелой войны с японским захватчиками. При этом обращает на себя внимание, что художница использовала традиционную восточную технику гравюры на рисовой бумаге, создав авангардные образы европейского стиля. После возвращения Татьяны Перфильевой из Китая в Италию по окончании Второй мировой войны она исчезла из общественной жизни. Умерла в 1960-х25.

Макарий Домрачев. Золотой петушок (Amelfa and Woman wolk). Китай. Середина ХХ в. Бумага, акварель, гуашьВыдающийся художник Макарий Федорович Домрачев (1887–1958) также представлен на выставке в ДВХМ. Он родился в Санкт-Петербурге, окончил Петербургский институт гражданских инженеров, обучался в классах живописи, рисования и скульптуры Я. C. Гольдблата, а с 1913 г. — в Новой художественной мастерской у М. В. Добужинского и А. Е. Яковлева. Дружил с Г. С. Верейским, В. А. Милашевским, М. Мане-Кацем, Анной, Еленой и Надеждой Бенуа26.

В 1915 г. Домрачева призвали в действующую армию, а по возвращении в Петроград в 1918 г. он занялся сценографией, в течение нескольких лет оформлял спектакли для петроградских театров. В 1924 г. выехал с театральной труппой на гастроли в Харбин. Работал там в Железнодорожном собрании, театре Музыкальной комедии и драмы с режиссерами С. П. Варшавским, Н. В. Смоличем, П. Григорьевым. В 1925–1926 гг. оформил 34 спектакля в Харбинском оперном театре. Осенью 1926-го и весной 1927-го побывал в Японии с гастролями Харбинской оперы в токийском театре «Такарадзука». Посетил Индию, Филиппины, Индонезию, Австралию, Тайвань.

Работал в передвижном театре миниатюр «Петрушка». С 1931 г. оформлял спектакли театров «Лайсеум» и «Карлтон» в Шанхае и театра Ханчжоу. В 1932–1937 гг. преподавал декоративное искусство в Национальном институте искусств в Ханчжоу. В 1937 г. переехал в Шанхай, где до 1944 г. работал в шанхайском театре «Нью Лайсеум» и в коллективе Le Ballet Russe. Помимо сценографии Домрачев занимался живописью. Изображал старинные дворцы, памятники, древнюю скульптуру, создал серию картин «Боги китайских религий». Занимался мебельным дизайном, оформлением витрин, рисовал карикатуры для газет. Исполнил обложки к книгам прозы писателя и художника П. А. Ольбрих-Северного «Косая Мадонна» и «Тургеневская сказка» (обе: Шанхай, 1936). В 1945 г. Макарий Федорович Домрачев вернулся в СССР и был определен на жительство в Новосибирске, работал для местного театра оперы и балета, участвовал в областных выставках. С 1956 г. жил в Ленинграде, где ушел из жизни в 1958 г., оставив богатое творческое наследие.

Антон Сунгуров. Озеро с пагодой. Китай. 1935. Холст, маслоРезюмируя сказанное, нужно отметить, что с точки зрения художественных стилей в среде мастеров, работы которых вошли в экспозицию «Китай в творчестве художников русского зарубежья», мы видим все главные направления мировой живописи первой половины ХХ века: классическая реалистическая школа (Подгурский, Герасимов, Лихонос — некоторые из них были и иконописцами), неоакадемизм (Кичигин, Щировский), импрессионизм (Калмыков, Борегар), модернизм (Гущин, Перфильева, Засыпкин). В одной статье невозможно дать полный обзор работ всех художников, которые оказались на выставке в Хабаровске. Некоторые представлены одной или двумя работами — Лихонос, Воронкин, Азовцева, Ярон, Ларионов, Гущин, Пикулевич, Сунгуров, художник-писатель Северный, Василов, Кощевский, что не дает возможности бросить обобщающий взгляд на их творчество. Это не умаляет значимости произведений — некоторые искусствоведы находят в них зерна гениальности, не признанной широкой публикой в силу исторических обстоятельств.

Павел Северный. Китайский ученый. Середина ХХ в. Бумага, пастельИскусной руке русских живописцев были послушны масло, гуашь, акварель, пастель, тушь, карандаш, сангина. Возможно, разные направления творчества художников-эмигрантов в Китае не привели к формированию отдельной школы живописи, подобной Парижской школе. Однако богатство природы и архитектуры, своеобразие и многоцветье традиционной культуры Поднебесной делали эту страну для творцов землей обетованной.

Борис Василов. Портрет китайца. Китай. Середина ХХ в. Холст, маслоКитайский исследователь Ма Шэнбинь написал об истоках жизнеспособности русских эмигрантов: «Русская диаспора, не исчезнувшая бесследно, сумела сохранить свою культуру. Без обращения к своим истокам, к религиозным, православным ценностям это было бы невозможно». Богатый материал выставки «Китай в творчестве художников русского зарубежья»" в ДВХМ не только отражает сохраненное в рассеянии национальное миропонимание и уважение к иным культурам, но и приоткрывает взгляд русской творческой интеллигенции на великого соседа.

Сергей БЕЛЯЕВ
Ирина БЕЛЯЕВА


  1. История русской эмиграции в Китае глубоко и всесторонне разработана в исследованиях российских ученых:
    Амир Хисамутдинов: Русские волны на Пасифике. Из России через Китай, Корею и Японию в Новый Свет. — Владивосток, 2013.
    Крадин Н. П. «Харбин — русская Атлантида». — Хабаровск: издатель Хворов А. Ю., 2001.
    Русские в Китае. Исторический обзор [сборник] / общ. ред., предисл. и послесл. А. А. Хисамутдинов. — Москва: б. и. ; Шанхай: Координационный совет соотечественников в Китае, 2010. 
    Шаронова В. Г. История русской эмиграции в Восточном Китае в первой половине ХХ века. Серия: Humanitas, Санкт-Петербург, Центр гуманитарных инициатив, 2015.
    Аурилине Е. Е. Российская диаспора в Китае (1920–1950 гг.). Хабаровск: Изд-во «Частная коллекция», 2008.
    Печерица В. Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999.
  2. Печерица В. Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999.
  3. Жиганов В. Д. Русские в Шанхае. — Шанхай: Типография издательства «Слово», 1936; The Diamond Jubilee of the International Settlement of Shanghai / Managing Editor I. I. Kounin, Art Editor A. Yaron. — USA-Shanghai: 1940.
  4. Ряд китайских исследователей посвятили свои серьезные работы тематике русской диаспоры в Китае:
    Ли Сингэн. Пик прибытия беженцев в Китай из России в начале 20-х годов, (Электронный ресурс) http://ricolor. org/rz/kitai/rossia/14/ (дата доступа: 12.03.2024); Ван Чжичэн. История русской эмиграции в Шанхае. Изд.: Русский путь / Библиотека-фонд «Русское Зарубежье», Москва, 2008; Ван Пин. Русские художники-эмигранты в Китае: (1920–1940-е гг.) // Отечественная история. 2007, № 2. С. 91–94; Чэнь Вэньхуа. Коммуникативная деятельность русских художников-эмигрантов в Китае в первой трети XX века (Электронный ресурс) https://cyberleninka. ru/article/n/kommunikativnaya-deyatelnost-russkih-hudozhnikov-emigrantov-v-kitae-v-pervoy-treti-xx-veka? ysclid=li99n7imsx620828403 (дата обращения: 12.03.2024); Ма Шэнбинь. Русская эмиграция в Китае // Научный электронный архив. URL: http://econf. rae. ru/article/4937 (дата обращения: 12.03.2024).
  5. Калмыков Иван Леонидович (1866–1925). Архивная копия от 8 августа 2014 г. на Wayback Machine (дата обращения: 12.03.2024).
  6. О. Л. Лейкинд, К. В. Махров, Д. Я. Северюхин. Художники русского зарубежья. Первая и вторая волна эмиграции: Биографический словарь: в двух томах. Фонд имени Д. С. Лихачева. — СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2019.
  7. Чэнь Вэньхуа. Коммуникативная деятельность русских художников в Китае (Электронный ресурс) — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 12.03.2024).
  8. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья. Первая и вторая волна эмиграции: Биографический словарь: в двух томах. Фонд имени Д. С. Лихачева — СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2019.
  9. Беседа с художником // Шанхайская заря. 1941. 22 сентября, с. 5.
  10. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья. Первая и вторая волна эмиграции: Биографический словарь: в двух томах. Фонд имени Д. С. Лихачева. — СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2019.
  11. Михаил Кичигин, Вера Кузнецова-Кичигина: // Лебедева Т. А. Русские художники в Китае. Ярославский художественный музей, Ярославский Союз художников. — Ярославль: Изд-во А. Рутмана, 2004. 
    Лебедева Т. А. Михаил Кичигин — художник русской эмиграции в Китае (Электронный ресурс) — Режим доступа: http://artmuseum.yar.ru/.
  12. Искусство и архитектура русского зарубежья / Фонд имени Д. С. Лихачева [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.artrz.ru/ (дата обращения: 12.03.2024).
  13. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья. Первая и вторая волна эмиграции: Биографический словарь: в двух томах, Фонд имени Д. С. Лихачева. — СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2019.
  14. Клуге К., Соль земли. — Москва: Изд. Искусство, 1992.
  15. The Diamond Jubilee of the International Settlement of Shanghai / Managing Editor I. I. Kounin, Art Editor A. Yaron: — USA-Shanghai. 1940.
  16. Бикалова Н. А. Художник и теософ Владимир Борегар: от «Братства Святого Сергия» к космическому искусству (Электронный ресурс) http://www.delphis.ru/journal/article/khudozhnik-i-teosof-vladimir-boreg...? ysclid=lhxrce55lm739323231 /(дата обращения: 12.03.2024).
  17. Поклонники В. Борегару посвятили страницу на ФБ — https://www.facebook.com/vladimirboregar? mibextid=ZbWKwL / (дата обращения: 12.03.2024).
  18. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья. Первая и вторая волна эмиграции: Биографический словарь: в двух томах, Фонд имени Д. С. Лихачева. — СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2019.
  19. Там же
  20. Гонконгские успехи В. Засыпкина // Заря (Харбин), 1939, 8 января.
  21. Кинотеатр являлся одним из центров социальной жизни в Сиингапуре. В 1943 г. здесь была провозглашена независимость Индии. Здание существует до сих пор.
  22. Памятник на могилу В. А. Засыпкина // Слово (Шанхай), 1941, 19 апреля; Новое русское слово (Нью-Йорк), 1941, 22 апр. (№ 10300).
  23. Моравский Н. В. Остров Тубабао, 1949–1951. — Москва: Русский путь, 2000.
  24. Hoover Acquires The Collection Of Celebrated Russian Watercolor Artist Anatole Efimoff (Электронный ресурс), Режим доступа: Hoover Institution https://yandex.ru/search/?text=Hoover+Acquires+The+Collection+Of+Celebra... /(дата обращения: 12.03.2024).
  25. Иванова, Л. В. Воспоминания: книга об отце: [о В. И. Иванове] / Лидия Иванова; подгот. текста, [предисл.] и коммент. Д. Мальмстада. — Москва: РИК «Культура»: Феникс, 1992.
  26. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья. Первая и вторая волна эмиграции: Биографический словарь: в двух томах, Фонд имени Д. С. Лихачева — СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2019.