Увидеть главное

Елена ГлебоваПервое обстоятельное печатное издание о Хабаровске вышло в свет в 1913 году специально к открытию выставки Приамурского края в честь 300-летия царствования дома Романовых. Автор книги «Из жизни Хабаровска» — журналист, фотограф, общественный деятель Андрей Михайлович Бодиско — проделал колоссальную работу и представил во всех подробностях жизнь молодого дальневосточного города. К этому времени русское поселение на Амуре уже прошло путь от военного поста Хабаровки, основанного в 1885 году, до крупного административного, экономического и культурного центра Приамурья. Городские хроники Бодиско охватывают 33 года и, несмотря на целый ряд серьезных проблем, позволяют увидеть значительные перемены в судьбе Хабаровска за этот период: зарождается его архитектура, решаются вопросы городского благоустройства, открываются первые учебные заведения и библиотеки, прочерчиваются на градостроительном плане и получают имена улицы. А еще открывается иллюзион, где можно увидеть запечатленный на пленке волнующий момент закладки моста через Амур.

Сегодня, спустя более чем столетие, все это кажется поистине грандиозным. И наоборот, когда находишься внутри исторического процесса, события теряют масштабность, в потоке повседневности бывает сложно уловить главное. Вот почему, преодолевая «эффект недавнего», мы рассказываем в главной теме первого номера нашего журнала за 2025 год о самом важном, что произошло за минувшие четверть века в общекультурном пространстве Хабаровска и края. Вместе с профессиональными архитекторами всматриваемся в облик городов, отмечая запечатленную в них историю и черты современных тенденций градостроительства. Оказываемся в библиотечных залах, которые сегодня действуют как информационные центры, базируясь на новейших цифровых технологиях. Проходим по залам музеев и галерей Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, удивляясь масштабам научных изысканий и выставочных проектов, где использование мультимедийного контента давно не новость.

Культурный код Хабаровского края складывается из многих составляющих. Важное место занимают крупные форумы, поражающие не только своим размахом, но и объединяющей силой, поскольку в них вовлечены разные поколения дальневосточников. Фестивали этнического искусства «Живая нить времен» и «Ритмы Дальнего Востока», Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны», Краевой фестиваль-ярмарка «АмурФест. Сезоны» и другие системообразующие события из номера в номер отражаются на страницах «Словесницы искусств». Да и сам журнал, родившийся на стыке тысячелетий и уже перешагнувший 25-летний рубеж, — несомненный приоритет в четвертьвековой исторической и культурной летописи российского Дальнего Востока. Несмотря на аберрацию близости.

Елена ГЛЕБОВА