Светлая пристань Валерия Шаврина

Валерий Шаврин и Елена ПаевскаяВалерий Александрович Шаврин — известный дальневосточный драматург, режиссер, член Союза писателей СССР и заслуженный артист РСФСР. Спектакли по его пьесам шли во многих театрах страны, но большую часть своей жизни В. Шаврин посвятил работе в театрах Владивостока и Хабаровска. Однако наиболее тесные узы связали его с Хабаровским краевым театром драмы.

Валерий Шаврин родился в 1930 году на Урале. В 1943 году его семья уехала в эвакуацию в Ташкент. У мальчика были ярко выраженные гуманитарные способности, его школьные сочинения, как одни из лучших, отправлялись на конкурс в Москву. Но Валерий Шаврин после школы поступил в Ташкентский горный техникум. Получив специальность горного электромеханика, будущий драматург работал на шахтах Киргизии и Узбекистана, был технологом на заводе радиодеталей.

Уже в 1950-е годы В. Шаврин постоянно принимал участие в самодеятельности. При ташкентском Доме ученых был создан самодеятельный драматический театр, в котором Валерий Шаврин выступал как актер и имел большой успех. В одном из спектаклей любительского театра В. Шаврина увидел режиссер театра ТУРКВО (Туркестанского военного округа) и пригласил к себе. Здесь он проработал около пяти лет, здесь же познакомился с молодой актрисой Еленой Паевской, которая впоследствии стала его женой.

Первым произведением В. Шаврина исследователи называют пьесу «Кто друг?», написанную в 1958 году. Первоначально она называлась «Друзья и враги Артема Чередниченко», ее рукопись хранится в фондах ХККМ им. Н. И. Гродекова. Героями пьесы стали студенты горного техникума. Один из них попадает в дурную компанию, но друзья не оставляют товарища в беде, и только их вера помогает ему одержать победу. В первом же своем произведении Шаврин определил круг проблем, которые будут волновать его на протяжении всего творческого пути: вопросы нравственности, тема настоящей дружбы и любви, их проверка обстоятельствами и временем. По рукописям пьес, хранящимся в фондах ХККМ, можно судить, как тщательно молодой драматург работал над своими произведениями. Пьеса «Кто друг?» была поставлена в театре ТУРКВО и пользовалась успехом у зрителей.

В конце 1950-х годов Валерий Шаврин и Елена Паевская получили приглашение Владивостокского краевого драматического театра им. М. Горького и покинули Ташкент.

На этой сцене молодой яркий актер создал немало запоминающихся образов. В соавторстве с композитором А. Ковалевым он написал пьесу «Приморская лирическая», которая была поставлена главным режиссером театра Г. Ивановым в 1960 году к 100-летию города.

Жанр пьесы — лирическая комедия, что, однако, не мешает авторам ставить серьезные вопросы. Главные герои — трое демобилизованных моряков-тихоокеанцев, которые начинают поиски своего места в жизни. Не каждому из них легко дается этот путь, но все они готовы держать ответ перед жизнью и, в конечном итоге, находят себя.

В Хабаровске В. Шаврин заявил о себе сначала в качестве драматурга. В 1962 году главный режиссер краевого театра драмы М. С. Амитов поставил его новую пьесу «Разбуженная совесть». Сюжетом послужила история о том, "как преступник, бежавший из тюрьмы и вынужденный скрываться под чужим именем на одной из строек, под воздействием коллектива и любви девушки порывал с прошлым»1.

Критики отмечали: «Активность режиссерской мысли чувствуется в стремительности и четкости мизансцен, в смелом и откровенном использовании „условных“ приемов». Наиболее яркая, сильная удача спектакля — главный герой Анатолий Сысоев в исполнении М. С Храброва... Храбров сумел тонко и глубоко показать дорогу к жизни Толика Сысоева и его жестокий внутренний суд над собой»2.

После успешной премьеры Валерий Шаврин и Елена Паевская были приглашены в Хабаровск и пополнили труппу краевого театра драмы. В сезоне 1962/63 года режиссер М. Шнейдерман поставил новую пьесу драматурга — водевиль-шутку «Чудесное превращение», в которой сам Шаврин сыграл главную роль Туни Ядкина. В этом спектакле наиболее ярко раскрылось его комедийное амплуа. Актерское мастерство В. Шаврина находилось на грани буффонады, цирка, для его игры была характерна изобретательность, каскады остроумных трюков и актерских находок, которые вызывали взрывы смеха в зрительном зале.

Другую комедийную роль — мошенника и авантюриста Тодороса — В. Шаврин сыграл в сатирической комедии греческого драматурга Д. Псафаса «Требуется лжец». Смешной, трогательный, достоверный и убедительный, он умел в любой роли заставить зрителя поверить ему.

В спектакле «Ярость» по пьесе Е. Яновского В. Шаврин с большим обаянием и юмором сыграл секретаря укома Путнина, в пьесе С. Алешина «Палата» — трогательного Гончарова. «Так и напрашивается сравнение этого образа с Василием Теркиным. Мастер на веселую прибаутку, острое слово, по-солдатски прямой, душевно открытый, шавринский Гончаров завоевывает безоговорочное расположение и симпатии зрительного зала», — писала в своей статье «Ветер жизни» театровед К. М. Дрерман.

Но Шаврину были подвластны не только комедийные характеры. Его первая серьезная драматическая роль на сцене Хабаровского театра драмы была сыграна им блестяще в спектакле «Шифровка для Блюхера».

В сезоне 1963/64 года В. Шаврин дал театру новую пьесу — психологическую драму «Семья Плахова», которую поставил главный режиссер Я. Цициновский. Пьеса была написана незадолго до этого во Владивостоке и впервые показана в театре им. Горького. В ней история человека, воспитавшего троих приемных детей. И драматизм заключен не в самом этом факте, а в отношении Ивана Плахова к предстоящему объяснению с детьми как к окончательному жизненному экзамену. Что связывает его с ними — мнимая связь по крови или более высокое и надежное духовное родство? Так возникает вечная тема отцов и детей, тесно связанная с темой судьбы человека.

В 1965 году состоялись гастроли Хабаровского краевого театра драмы в Москве. Спектакль «Семья Плахова», показанный в числе других пьес, получил неоднозначные отзывы. Критики отмечали многие достоинства пьесы: сценичность, увлекательность и остроумие, сочный язык, выигрышные роли. Однако некоторые исследователи говорили о слабом конфликте. Действительно, во многих пьесах В. Шаврина нет конфликта в обычном понимании этого термина, но есть конфликт нравственности с безнравственностью, или конфликт «хорошего с еще лучшим».

В 1965 году В. Шаврин был принят в Союз писателей СССР, а в следующем удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. В 1966 году драматург решил обратиться к режиссерской работе и был назначен главным режиссером Хабаровского театра юного зрителя. Им были поставлены пьесы «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега и ряд других интересных и ярких спектаклей. Истинным праздником для ТЮЗа стала постановка пьесы К. Симонова «Парень из нашего города».

Однако В. Шаврин зарекомендовал себя не только прекрасным режиссером. Благодаря своему актерскому дарованию и опыту он стал режиссером-педагогом, уделял много внимания работе с молодыми актерами С. Лычевым, С. Перекальским, И. Желтоуховым, П. Теряевым, В. Порошиным и др. Как педагог В. Шаврин был строг, требователен, очень организован и пунктуален, ценил каждую минуту.

В 1968 году В. Шаврин вернулся в Хабаровский театр драмы, и в том же сезоне поставил свою очередную пьесу «Мои знакомые». Действие происходит на даче, расположенной на берегу Амура. Встречаются выпускники педагогического института. «Расставались институтские друзья единомышленниками, а встретились людьми разными — по судьбам, по взглядам, по выбору жизненных путей. И вновь перед зрителем чисто житейские перипетии, на основе которых автор поднимает вечные вопросы чести и долга, дружбы и преданности. «Много хороших качеств отпущено человеку, и все-таки самое золотое — умение дружить», — говорит Ирина, героиня, которой автор, несомненно, в какой-то мере доверил свои мысли. Герои в пьесах В. Шаврина часто оцениваются с точки зрения умения или неумения дружить, хранить верность друг другу и однажды выбранному делу. Преданность служит нравственным критерием человека, выявляет его глубинную суть.

На этот раз сотрудничество В. Шаврина с Хабаровским драмтеатром продлилось недолго: директор театра Г. А. Сащенко уехал в Севастопольский театр драмы и пригласил туда Шаврина и Паевскую. Последующие два сезона они отработали в Севастополе, однако в 1972 году вернулись в Хабаровск, соскучившись по дальневосточной земле, которая уже стала им родной.

Севастополю драматург обязан появлением одной из лучших своих пьес «Светлая пристань». Написанная в городе-герое, она была поставлена уже в Хабаровске.

«Драматург показывает нам обитателей одной коммунальной квартиры в портовом южном городе. Семья Бережных, их друзья, соседи, гости связаны настоящим и прошлым. Это сплетение биографий придает событиям исторический фон: прошедшая война воспринимается как источник драматического переживания героев, общность их судеб также связывается с войной. Режиссер В. Шаврин, верный своему же авторскому замыслу, вводит в действие эмоциональные наплывы, драматической функцией которых должна стать как раз эта связь бытия и памяти»3.

По мнению современных автору критиков, недостаток пьесы заключался в отсутствии конфликта, деяния, борьбы. Но Шаврина-драматурга интересует другое — духовный мир персонажей, их характеры, эволюция их взаимоотношений, чувствований. Для пьесы «Светлая пристань» характерны сглаженный конфликт, тонкий лиризм, мягкий юмор, внимание к душевным переживаниям человека. «Светлая пристань» стала большой удачей В. Шаврина и как режиссера, и как драматурга.

И вновь на сцене Хабаровского театра драмы яркие и обаятельные герои в исполнении В. Шаврина: отец Карри («Продавец дождя» Р. Нэша), за исполнение роли которого В. Шаврин получил диплом краевого конкурса за лучшую актерскую работу сезона, Володя («Валентин и Валентина» М. Рощина), Варламов («Сталевары» Г. Бокарева), Победоносиков («Баня» В. Маяковского).

В 1975 году состоялась премьера одной из самых популярных пьес В. Шаврина — трагикомедии «Шут», режиссером которой выступил сам автор. «Ее герой Шутов — деловой специалист — вот-вот должен стать руководителем комбината, но неожиданно для всех просится в вахтеры. Он не утратил боевых качеств [...] сам директор боится его. Он остался жить в дедовском домишке на окраине, в котором обрели семейное тепло мальчишка Валька, фронтовая подруга Шутова Марьяна, студентка Зоя» (Иванов). Марьяна во время войны вынесла Шутова с поля боя, но сама попала в плен. За нежелание отвечать немецкий палач отрезал ей язык. Игравшая Марьяну Е. Паевская не только молчит, но и не пытается прибегнуть к помощи жестов. "И все-таки зритель понимает ее прекрасно, понимают ее и окружающие в спектакле; ее взгляда не выдерживают люди с нечистой совестью, но иной раз она смотрит прямо-таки ласкающим взглядом. И сколько самых сложных чувств выражают ее глаза, когда Марьяна смотрит на Шутова, на его приемного сына Вальку! Подлинно трагедийной силы достигает актриса в момент смерти Шутова. Она кружит раненой птицей среди людей»4.

Роль Шутова В. Шаврин сыграл сам, создав на сцене образ человека высокой нравственности, ищущего правду. Пьеса «Шут» несколько отличалась в ряду остальных произведений В. Шаврина, в ней присутствовало трагедийное начало, пронзительность и острота переживаний.

Трагикомедия «Шут» оказалась лебединой песней В. Шаврина. Он работал над ней уже тяжело больным. Последним его произведением стала лирическая пьеса «Не забывайте август», которая так и не была поставлена. 16 февраля 1978 года В. Шаврина не стало.

Истоки драматургии В. Шаврина лежали в его понимании жизни, герои его пьес носили отпечаток характера самого автора. Валерий Александрович Шаврин был очень добрым, чутким и отзывчивым человеком, внимательным к окружающим людям; придерживавшийся железной дисциплины в работе, он отличался порядочностью и огромным чувством ответственности. Обладая многогранным талантом, В. Шаврин был увлекающимся человеком, душой компании, он как никто умел сплотить коллектив.

В. Шаврин не занимал ответственных должностей, однако пользовался большим уважением и любовью коллег, несмотря на свой авторитет, был очень прост в общении. Работавший с ним актер Хабаровского краевого театра драмы, ныне народный артист РФ С. Н. Лычев вспоминал, что к Шаврину можно было прийти с любой проблемой, поговорить по душам, молодые актеры всегда могли рассчитывать на его помощь и поддержку.

Всю свою жизнь В. А. Шаврин посвятил театру. Несколько лет назад на здании Хабаровского краевого театра драмы установлена мемориальная доска памяти заслуженного артиста РСФСР В. А. Шаврина и народной артистки РСФСР Е. Н. Паевской.

Анна ПЕТРОВА


Литература:

  1. Иванов, А. С. Дорога длиною в век: 100 лет театру драмы Хабаровска / А. С. Иванов. — Хабаровск, 1994. — 288 с.
  2. Левикова, А. Рождение человека / А. Левикова // Вост.-Сиб. правда. — 1962. — 29 июля
  3. Калиш, В. Свет и тень / В. Калиш // Тихоокеан. звезда. — 1973. — 18 марта.
  4. Ефименко, В. Во имя революции / В. Ефименко // Омск. правда. — 1972. — 4 нояб.