Немного географии

Елена ГлебоваМне нравится, что в последнее время все реже говорят о том, что мы оторваны от культурных центров, и жалуются на трудные времена. Вместо этого – об аншлаговых гастролях Краевого музыкального театра на Сахалин и Камчатку. Об участии Хабаровского ТЮЗа во всероссийских театральных фестивалях и успехе его спектакля «Гедда Габлер» в Сеуле. О Ночи в театре, организованной всей той же неутомимой тюзовской командой. Еще – о новых гранях таланта нашей театральной братии, так интересно и необычно заявляющей о себе на региональном фестивале «Новые грани», который уже шесть лет проводится региональным отделением СТД. О самых интересных работах сезона и победителях краевого театрального фестиваля. О премьерах, пусть и не всегда однозначных, вызывающих споры.

Когда появляется лидер – неординарный, неравнодушный, не имеет значения, в какой географической точке это происходит, насколько далеко или близко от признанных культурных центров. Театр сам становится центром творческого притяжения. Так было в Краевом драматическом, где в разные годы работали интереснейшие мастера. Среди них Николай Мокин – яркий режиссер, который совсем недолго возглавлял этот театр, но наполнил его мощной энергетикой.

Всего два спектакля поставил Феликс Берман на сцене ТЮЗа, но ведь они стали настоящим потрясением. А эпоха Юлия Гриншпуна в театре музыкальной комедии...

Вадим Гогольков создал любительскую студию и со временем вырастил ее в «Триаду» – театр пантомимы с неповторимым лицом и серьезной художественной программой, заявивший о себе не только в России, но и в Японии. Павел Оглуздин, художник «Триады», стал инициатором «Зеленой кошки» – выставки, которая теперь объединяет театральных художников Дальнего Востока. Константин Кучикин несколько лет назад возглавил ТЮЗ, и сегодня это один из самых интересных театров Хабаровска.

В конце 70-х – начале 80-х существовали туристические маршруты, которые связывали Приамурье и Приморье – «Театральный Хабаровск» и «Вечерний Владивосток». Интересный факт, но уже почти забытый. Впрочем, чему тут удивляться? Десятилетия промелькнули, многое стало другим. Хабаровск официально признан столицей Дальнего Востока, в его облике произошли заметные перемены. Но сохранил ли он статус театрального города? Этот вопрос мы задавали многим, кто сегодня служит в театре. Иногда ответы были категоричными: «Нет!» Но в большинстве своем люди, избегая этого несколько пафосного титула, размышляли о том, что же на самом деле происходит в современном театральном пространстве. Интересная в итоге получилась мозаика из небольших монологов-размышлений режиссеров, руководителей театров, художников, театральных педагогов, актеров.

У творчества своя география. Хабаровск, солнечный город на краешке земли, заметен, узнаваем на большой театральной карте.

Елена ГЛЕБОВА