Миф в образовании и образование в мифе

Пространство культуры, где все мы находимся, наполнено понятиями, которые ее носителям видятся по множеству характеристик противоположными или даже исключающими друг друга. К числу таких понятий относятся миф и образование.

Миф традиционно воспринимается как нечто статичное, архаичное, оторванное от реальности, далекое от прагматических установок и сиюминутных задач, в то время как образование устойчиво видится как процесс современный, максимально приближенный к реальности, тесно связанный с прагматическими установками, ориентированный на «здесь» и «сейчас». Поэтическая древность, вольность интерпретаций, наличие и отсутствие ярко выраженных художественных компонентов и претензий на всеобщие или локальные объяснения процессов, происходящих в мире, мера допустимой объективации описываемых предметов противопоставляют эти понятия почти так же, как противопоставлены, например, поэтический сборник и научная монография или пейзаж и топографическая карта.

Только взгляд пытливого, вдумчивого, самостоятельно и нетривиально мыслящего наблюдателя (исследователя, аналитика) может обнаружить, что между противоположностями есть много общего, множество связывающих их нитей и взаимно обуславливающих факторов, масса точек и областей переходов, целый каскад сфер взаимодействия. К числу таких наблюдателей относится Е. В. Савелова. В своей книге «Миф и образование в современной культуре» (Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2007 — 135 с.) ей удалось показать неочевидные для стороннего наблюдателя закономерности. Автор продемонстрировала очень интересное, поучительное единство между этими понятиями и наметила возможные перспективы использования этого единства, указала, как оно может быть применено в реальных образовательных процедурах, улучшая их и выдвигая на новый уровень взаимодействие познающей личности и окружающего мира. Все это произведено посредством строгого анализа, изложенного доступно и увлекательно, так что изящество точных наблюдений соединяется с достоверностью значительных выводов.

Книга состоит из трех глав. В первой рассказывается о месте образования в контексте «вызова» современной культуры. При этом внимание автора концентрируется на социокультурных предпосылках модификации образования и на специфике ситуации современной культуры. В целом это позволяет дать объемную и доказательную картину того, какие специфические черты обретает образование в современной культурной ситуации, какие новые задачи перед ним возникают и какими путями их целесообразно эффективно решать, что именно может быть помощником в этом решении.

Во второй главе рассказывается о трех парадигмах мифа. Повествование строится с учетом выявления различных характеристик мифа через рассмотрение его как параметра культуры в классике и неклассике, посредством акцентированного внимания на особенности мифологической парадигмы в постнеклассике и благодаря выявлению места возможных мифов в технологии образования. В своей совокупности это описание позволяет четко сформулировать функциональные, ролевые и содержательные особенности мифа не только в различные времена, но и в различных преломлениях его сложной и многомерной сути, по-своему воспроизводящей окружающий мир.

В третьей главе речь идет об обобщающих характеристиках мифа в пространстве аккультурирующего образования. Они рассмотрены посредством соотношения мифа и повседневности, выявления креативного потенциала мифа и раскрытия одного из элементов педагогического контекста. Особенно удачным представляется то, что эта глава, логически завершая материалы двух первых, не содержит повторов, а выдвигает проблему взаимодействия мифа и образований на новый уровень существования и разрешения.

Широкая эрудиция автора проявляется в учете и умелом соединении различных концепций древних и современных исследователей, отечественных и зарубежных ученых. Именной указатель помогает читателю ориентироваться в многообразии затрагиваемых точек зрения, которые не становятся простым перечислением или набором скучных цитат, но логично комбинируются посредством единого взгляда и плодотворных поисков инвариантных подходов и оценок. Существующие взгляды на миф и образование, культуру и современность выступают в книге в качестве добротной базы для формулировки индивидуального подхода.

Пафос последнего состоит в утверждении когнитивной силы мифа, который, продуцируя диалог между альтернативными картинами мира, способен подтолкнуть сознание к более полному и продуктивному восприятию реальности, стимулировать креативные процессы и осуществлять личные проекты построения возможных миров. Иными словами, миф способен привнести в образование высокий накал творческой энергии, столь необходимой в современном мире, часто ориентированном на сухую схему и голую прагматику, наполнить образовательные процессы эффективными познавательными механизмами с самой широкой сферой реализации и позитивными последствиями, затрагивающими возможные изменения координации между познающим субъектом и миром.

Примечательно, что характер научного поиска в данном случае не абстрагируется и не обособляется от насущных вопросов образовательной практики. В книге видится четкое отражение не только научных штудий и озарений, но и собственного преподавательского опыта автора, заведующего кафедрой теории и истории культуры ДВГГУ и обучающего студентов культурологии и культурологическим дисциплинам.

Поставленные перед собой задачи автор выполнил полностью и на высоком профессиональном уровне, соединяющем умение решать теоретические и практические задачи. Поэтому книга, несомненно, будет интересна всем, кто связан с искусством и образованием, поскольку знакомство с ней позволяет во многом по-новому взглянуть на сферы своей деятельности, увидеть перспективы их плодотворной трансформации.

Александр ШУНЕЙКО,
Комсомольск-на-Амуре