«Шестоднев. Орудия страстей»

В коллекции Дальневосточного художественного музея имеется небольшое, но емкое собрание икон, созданных в период с XV по ХХ век мастерами Палехской, Псковской, Московской, Новгородской школ, северного письма. Среди них есть действительно уникальная — «Шестоднев. Орудия страстей». Небольшая, всего 38,0 на 25,5 сантиметра, датируется началом XVII века. Поступила в 1931 году из Государственного исторического музея. Немногие знают, что она двусторонняя, или, как принято обозначать подобный тип икон в искусствоведении, билатеральная. В хабаровском музейном собрании это единственная икона с двусторонним изображением, да и в иконописании в целом они встречались не так уж часто.

Шестоднев. Орудия страстей. Начало XVII века. «Северные письма». 38 х 25,5. Дерево, темпераШестоднев. Орудия страстей. Начало XVII века. «Северные письма». 38 х 25,5. Дерево, темпера

Работая долгое время с иконами, академик Академии наук СССР И. Э. Грабарь обнаружил интересную закономерность, связанную с написанием двусторонних икон XII–XV веков. Им было установлено, что 39 из 43 икон оказались с живописью лицевой и тыльной сторон, датировки которых по стилистическим признакам расходились на полвека. Он классифицировал двусторонние иконы на две большие группы.

Одну из групп, по его мнению, составляют те иконы, где на лицевой стороне чаще изображались Богоматерь, реже Спаситель и еще реже другие образы. А на тыльной стороне представлен крест в различных иконографических модификациях. Крест мог быть изображен шестиконечным, процветшим или в виде «Голгофы». В данных случаях этот дополнительный образ трактуется как «Поклонение кресту», где изображение на лицевой стороне — первоикона, как начало службы Торжества Православия. Вторая сторона иконы — «Поклонение кресту» связана с христианскими таинствами воплощения и искупления. Поскольку первое, по промыслу Божьему, влечет за собой второе, как финал, что также входит в службу Торжества Православия, праздника, которым завершается первая неделя (воскресение) Великого поста. Этот праздник был установлен в Византии в память окончательной победы православной церкви над еретическими учениями и особенно иконоборчеством. В этот день в кафедральных соборах перед иконами совершается молебное пение, возглашается многолетие верным членам Церкви и вечная память подвижникам православия, а еретики отлучаются от Церкви.

Так, описав двустороннюю икону XII века «Спас нерукотворный» с изображением «Прославление креста» на тыльной стороне, кандидат искусствоведения сотрудник Государственной Третьяковской галереи В. И. Антонова указала, что обе стороны были написаны во Владимире разными мастерами: «Владимирский живописец лицевой стороны со Спасом Нерукотворным по-своему воспроизвел византийский или скорее киевский образец. А художник „Прославления креста“ на обороте мог быть киевлянином или новгородцем, работавшим в середине XII века во Владимире». Такой образ с оборотным изображением креста был выносным, так как служба Торжества Православия обязательно включала в себя торжественные крестные ходы. Их существовало немало в течение года, когда духовенство и верующие с крестами, иконами, хоругвями и другими православными святынями с торжественным церковным пением обходили вокруг храма в пасхальную ночь, в праздник Богоявления 6/19 января и в память крещения Иисуса Христа 1/14 августа.

Спас Нерукотворный. На обороте иконы – Прославление креста. Середина XII века. Владимиро-Суздальская Русь. 77 х 71 см. Доска, яичная темпераСпас Нерукотворный. На обороте иконы – Прославление креста. Середина XII века. Владимиро-Суздальская Русь. 77 х 71 см. Доска, яичная темпера

Вторую группу составляют двусторонние иконы, у которых на тыльной стороне крест не изображался. Они существуют как результат копирования двух икон разного времени. Так, к примеру, «Донская» двусторонняя икона из Государственной Третьяковской галереи имеет на обороте изображение «Успения Богородицы» Феофана Грека, отличающееся лучшей сохранностью, чем лицевая. Естественно, что Феофан Грек в значительной мере сохранил характер контура оригинала, и сделал он это по той причине, что облик прославленной иконы должен был быть опознан верующими. Поэтому художник обязан был не только соблюсти иконографические формальности, но и удержать существенные особенности ее внешнего облика, те, которые мы называем художественными и стилистическими особенностями. Эта задача заставила Феофана Грека несколько изменить собственную манеру, в которой он работал прежде.

Академик В. Н. Лазарев писал по этому поводу: «Берусь утверждать, что изменчивость манеры иконописцев обуславливалась в православном средневековье самим назначением и сутью иконописания. Известно, что, начиная с 7 Вселенского собора, церковь рекомендовала иконописцам писать образы со старых, признанных церковью образцов. Работая с этих образцов, художники не могли не изменить своей манере».

Академик В. Н. Лазарев, в свою очередь, выявил закономерности, связанные с небольшими (24?19,5 см) двусторонними иконами (так называемыми таблетками), написанными на туго пролевкашенной паволоке. Они предназначались для того, чтобы класть их на аналой, высокий столик с наклонной верхней доской, на который при богослужении кладут книги и иконы. Именно таблетки располагали на аналое в дни тех церковных праздников, которые изображались на лицевой стороне этих небольших икон, либо в дни поминовения тех святых, которые были изображены на обороте. Их сменяли на аналое соответственно ходу церковного календаря, к тому же так они были более доступны для поклонения, чем большие иконостасные. Факт появления в искусстве иконописи двусторонних таблеток говорил о более интимном отношении к религии, когда икона приближается к верующему и между ними устанавливается более прямая и непосредственная связь.

Таким образом, двусторонние иконы в силу своей специфики использовали во время храмового богослужения соответственно православным праздникам, определенным церковным календарем.

Донская Богоматерь. На обороте иконы – Успение Богоматери. Москва. Феофан Грек (?). 80–90-е годы XIV века. 86 х 67 см. Дерево, темпера. Находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереиДонская Богоматерь. На обороте иконы – Успение Богоматери. Москва. Феофан Грек (?). 80–90-е годы XIV века. 86 х 67 см. Дерево, темпера. Находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи

Икона «Шестоднев. Орудия страстей», представленная в экспозиции Дальневосточного художественного музея, относится к двусторонним выносным иконам. Она была реставрирована в 1974 году во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря и получила там более точное название «Шесть двунадесятых праздников» и «Орудия страстей».

На лицевой стороне иконы в клеймах изображены шесть событий евангельской истории: Воскресение Христово, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Омовение ног, Собор святых с Архистратигом, Благовещение и Распятие Христа. Над клеймами имеются надписи названий праздников. Вверху изображена Троица Ветхозаветная, по краям иконы, на полях — шесть образов преподобных святых, основателей монастырей, продолжателей традиций русского подвижничества: Симеона, Зосимы, Саватия, Сергия, Домиана и Макария.

Композиция «Голгофский крест» с орудиями страстей, указанными в реставрационном центре им. И. Э. Грабаря, вписана прямо в ковчег по центральной шпонке оборотной стороны иконы. В центре композиции изображен восьмиконечный крест на ступенчатом основании, символизирующем гору, которая именуется Голгофой. У подножия Голгофы — черная пещера с черепом Адама. По сторонам креста тонкими линиями нанесены изображения копья и трости с губкой. По краям креста имеются надписи: «ИС. ХС.» и «НИКА», — с греческого «Победитель». На заднем плане — светло-охристая стена Иерусалима с плоским карнизом и двумя прямоугольными несимметричными выступами. В верхней части стены два арочных оконных проема, под ними — два аналогичных по форме проема дверей. Поклонение голгофскому кресту входило в церковную службу Торжества Православия.

Лицевая и оборотная стороны иконы, возможно, объединены общей идеей, на что указывает построение композиции оборотной стороны и выделение ряда праздников пасхального цикла в целое на лицевой стороне иконы.

Как многие «северные письма», икона выполнена плотными красками, с применением золочения, изобилует множеством деталей и орнаментальных узоров. Очевидны черты наивного провинциального искусства Севера: неровный рисунок, далекие от точности контуры, несколько плоскостные фигуры. Впервые эта икона экспонировалась на временной выставке «Идеалы добра и справедливости», которая состоялась в музее в 2000 году. Сегодня она включена в постоянную экспозицию иконописи и расширяет представления зрителей о художественном богатстве и многообразии русских иконописных школ.

Наталия СТАРУН


Литература

  1. Антонова В. И. О Феофане Греке в Коломне, Переславле-Залесском и Серпухове // Государственная Третьяковская галерея: Материалы и исследования. Т. II. М., 1958. — с. 10.
  2. Лазарев В. Н. Новгородская икона и «северные письма» (Богоматерь Донская / Успение). // Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство; 1983. — 538 с.
  3. Лифшиц Л. И. Икона Донской Богоматери" // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV — XVI вв., Сб. ст. — М: Наука, 1970. — с. 87.
  4. Государственная Третьяковская галерея. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVII вв. В 2-х тт. Т. I. X — начало XVI века. — М.: Искусство, 1963, с. 66–68; с. 255 ?257.
  5. Лазарев В. Н. Страницы истории Новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. — М.: Искусство, 1983. — 116 с.
  6. Ольга Вешнякова. Северные письма. // Мир музея. — 1995. — № 1, с.16.