Тринадцать дней. Страницы дневника миссионерского сплава по Амуру

Жарким летом 2010 года вниз по Амуру с православной миссией отправился белый теплоход. На его борту священнослужители Хабаровской епархии, прихожане хабаровских храмов, педагоги и воспитанники воскресных школ, художники, журналисты. Тринадцать дней пути отразились в дневнике иерея Василия Писцова — проректора по научной работе Хабаровской духовной семинарии.

 

День 1-й. Начало пути

Сегодня начался сплав по Амуру, поплыли на теплоходе с тремя палубами. Цель сплава — миссионерство, проповедь православия в местах, где и храмов-то нет или очень мало. Будем надеяться, что хоть отчасти эту задачу сможем выполнить. Маршрут сплава Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Хабаровск.

Вечером в каюте решил вести дневник сплава, хотя говорят, что после Комсомольска-на-Амуре связь с сотовым оператором пропадет. Не факт, что можно будет вести дневник регулярно.

Завтра день будет тяжелый: прибываем в Комсомольск-на-Амуре, будет литургия, крестный ход, концерт духовных песнопений в местном театре...

P. S. С нами на теплоходе идет (не плывет, а именно так, как нам сказала команда) 104 человека, после Комсомольска будет около 140 человек.

День 2-й. Комсомольск-на-Амуре

Прибытие наше в Комсомольск было встречено местными жителями довольно доброжелательно, пришли прихожане храмов города...

Скажу сразу, что буду описывать эту поездку глазами человека, который приехал в Хабаровск с довольно благополучной западной стороны нашей Родины и был за пределами города всего раза два.

Сначала мы прошли крестным ходом по Комсомольску до центрального храма, где отслужили литургию. Надо сказать, что хабаровская жара догнала нас и там, хотя выходили мы в 8 часов утра, уже через полчаса были все мокрые. Во время литургии не обращали на это внимания потому, что с нас текло уже ручьями. Скажу сразу, что крестные ходы и молебны стали нашей основной формой проповеди, так как во время них люди могли подойти и задать вопросы. Ко мне, правда, за все время люди подошли раза два: вопросы, впрочем, такие же, как и в наших хабаровских храмах: пьянки родственников, болезни и т. д.

Гвоздем нашей программы в Комсомольске должен был стать концерт в местном драматическом театре, на котором были бы исполнены духовные и народные песнопения. Меня назначили вести этот концерт, так что коленки у меня дрожали весьма сильно. Однако не зря наш хор тренировали каждый день в течение двух недель — они спели так, что все, кто пришли в зал, были в полном восторге. Не ошибусь, если скажу, что всех людей в зале в конце концерта объединяло какое-то удивительное воодушевление, такое, наверное, какое объединяет всех молящихся на службе.

А сам концерт начинался с выступления камерного оркестра Хабаровской филармонии, они специально приехали по суше.

По слухам, представители городской администрации хотели нас задвинуть в какой-то небольшой Дом пионеров, дескать, мы зал не соберем, а на самом деле зал был полон, и даже на балконе люди разместились... В общем, опасения не подтвердились. На этот концерт даже приглашения местные священники подготовили. Один из них, кстати, о. Димитрий, поехал дальше вместе с нами.

День 3-й. Село Нижнетамбовское

У нас каждый день вечером какая-нибудь культурная программа. Например, просмотр православных документальных фильмов, вопросы-ответы, лекции на актуальные темы. Вот и сегодня вечером мне пришлось читать лекцию с названием «Роль Русской православной церкви в русской истории». Как раз перед началом пришли на стоянку, все рванули отдыхать, и я думал, что никого не будет (кому охота слушать лекцию, когда за иллюминатором солнце, вода и берег). Однако народу было весьма прилично, слушали с большим интересом. Даже в семинарии так внимательно подобные лекции не слушают. Попросили продолжения...

Что касается миссионерской работы, у нас сегодня была одна остановка в селе Нижнетамбовском. Особенных впечатлений от этого посещения я не вынес. Вместе с владыкой пришли в село крестным ходом и установили крест... Может, потом на этом месте храм построят. Народ же в целом очень хорошо нас принял, потом целый класс детей на крещение привели... Окрестили их перед теплоходом и пошли дальше по Амуру...

В Нижнетамбовском очень неплохой глава администрации, который заботится о развитии села. Говорит, что через некоторое время население села может вырасти в 10 раз, так как там газопровод строят. Потом прошелся я по селу (смотрели на меня, правда, как на какое-то чучело): село очень ухоженное, прибранное, люди живут с определенным достатком.

День четвертый. Село Киселево

День четвертый был гораздо легче предыдущих. Пришли в село Киселево... Там, в общем, стандартная уже программа: крестный ход, пение молебна, крещение детей. Если в прошлом селе нас встречали, то здесь никого не было... Прошли крестным ходом, на нас поглядели 4–5 человек, и пошли обратно. Увы, за один день можно только так миссионерствовать...

День 5-й. Мариинское и Булава

День получился достаточно тяжелым физически, однако легким морально. Наконец-то у нашего плавания появились какие-то реальные результаты, отклик со стороны тех людей, к которым мы приезжали.

Сначала было село Мариинское, которое, если судить по большой надписи на горе, называлось «МАРИИНСК CITY», впрочем, две первые буквы у этого импровизированного подражания Голливуду отвалились, что говорило о том, что Мариинск — это скорее не city, в village (кажется, так по-английски пишется деревня). В самом селе есть сопка, с которой открывается отличный вид на Амур и его протоку. На сопке часовня размером три на три метра. Однако главное достоинство села, конечно, в его храме, переоборудованном из избы, в которой раньше было какое-то учреждение.

Вторым селом, где нас встречали, была Булава. Мы пришли туда через несколько часов. В Булаве есть прекрасный храм, который организован из бывшего кафе, так что места там много. Нас там накормили до отвала, дали копченой и вяленой рыбы. Встречал о. Макарий, который в Циммермановке служит...

Даже в храме было видно, что люди миссионерские сплавы ждут. Мы увидели даже выставку фотографий прошлых лет: с 1997 (это первый самый сплав) до 2007 года (это прошлый).

Вернулись на корабль, поплыли... В смысле, пошли...

День 6-й. Село Богородское

Сегодня побывали в селе Богородском, которое, несмотря на 70 лет нашего сами-знаете-какого режима, удивительным образом оказалось не переименованным в какой-нибудь Сталино-Ежовск...

Здесь нас опять встречал о. Макарий с прихожанами. В селе есть храм, пока не отремонтированный, но вполне пригодный для службы. Во всем дышит забота простых людей о нем.

Места после Комсомольска пошли просто великолепные: сопки, разнообразная природа; учитывая скорость интернета в наших краях, выложить фотки не представляется никакой возможности.

Остаток дня провели на стоянке, можно было купаться... Два раза окунулся в Амур, отличная вода.

День 7-й. Тыр и Тахта

Сегодня были в двух селах — Тыре и Тахте. В селе Тыр нас встретили... два человека. Смотришь на село и видишь безразличие... Народ даже не отвлекается от своих огородов. В общем, сходили на горку, послужили там молебен, поговорили с представителем администрации, женщиной, которая пришла нас встречать.

Дальше — Тахта. Здесь вообще все печально: глядишь на село и видишь почти полное умирание. Кажется, что никто за селом не ухаживает. Хотя, может, это и поверхностное впечатление. Послужили на дебаркадере, в само село не пошли. Зато 33 человека детей и взрослых окрестили.

Говорят, в прошлом сплаве пришли к Тахте вечером и нарвались на серьезные неприятности, народ на джипах разъезжал пьяный, требовали выпивки и женщин... Вспоминали, что было тогда неприятно и даже страшно.

День 8-й. Николаевск-на-Амуре

Мы прибыли в серединную точку нашего похода. Думал, что увижу большой город с многочисленными храмами, однако, оказалось, что там живут всего 24 тысячи человек, на весь город только один храм. Говорят, что из 24 тысяч жителей 12 тысяч пенсионеров. Храм, ясное дело, освящен в честь святителя Николая. Сейчас он перестраивается. Его настоятель протоиерей Олег занимается реставрацией, делают крышу и внутренне убранство.

Программа нашего пребывания была та же. Только перед отъездом спели второй раз за сплав концерт. Кстати, если кому интересно, программа у нас такая. Духовные песнопения: Предначинательный псалом (муз. Филарета Вознесенского), «Единородный сыне» (муз. Георгия Григорьева), «Свете тихий» (муз. Александра Кастальского), «Мария Дево» (слова преп. Нектария Эгинского), «Всех скорбящих радосте» (муз. Попова-Платонова в обработке архим. Матфея (Мормыля), «Хвалите имя Господне» (Киевский распев в обработке Федора Степанова). Народные песни: «Слава Богу за все», «Не для меня», «Когда мы были на войне», «Слово мама дорогое», «Баллада о 12 разбойниках», «Песня про коня», «Ах ты степь широкая», «Ой, при лужку», «Ой, то не вечер». Это, так сказать, программа-максимум. Периодически из этой программы что-нибудь выбрасывают, так как всегда не хватает времени. А еще вечером у меня состоялась лекция про историю Русской православной церкви. Теперь мы отправились обратно...

День 9-й. Село Сусанино и Аннинские Воды

Насыщенный получился денек... Накануне все очень устали, так что воскресную всенощную и литургию отменили.

Мы прибыли в Сусанино к 9.00. Надо сказать, что вполне в соответствии с названием села пристань к нему находится за несколько километров дороги по лесу до самого села. Шли мы к селу, поминая знаменитого оперного героя, с той лишь разницей, что он знал куда ведет, а мы шли наугад.

Как ни странно, пришли. Километра три-четыре оттопали крестным ходом. Надо отметить, что это дело достаточно сложное — ребята несли икону размером по диагонали где-то полтора метра с подставкой. Весьма тяжелая ноша для четырех человек. Нормально, справились. Дальше как всегда: молебен, вопросы, обратно. Затем хористов посадили в автобус и отправили на курорт...

Курорт назывался Аннинские Воды, там прошла та же концертная программа, которую я обрисовал в предыдущих днях.

Сегодня День работника речного флота. Вечером состоялся концерт для команды, в котором опять участвовал наш хор, а также были разные другие номера. Очень мне понравилась одна из миниатюр кукольного театра, которая называлась «Притча о двух младенцах»: в ней два младенца спорили, есть ли жизнь после родов. Отличное изображение извечных аргументов атеистов об отсутствии жизни после смерти...

День 10-й. Савинское и Дуди

Один из дней сплава, ничем особенным не примечательный. Опять побывали в двух селах, разгромленных за 1990-е. Разруха, разбитые дома, мало народу, отсутствие работы. И это все на фоне отличных пейзажей и красоты окружающей природы.

С нами едет художник, так он в каждом селе пишет по картине...

День 11-й. Село Циммермановка

Утром отслужили молебен с акафистом Божией Матери. Всего нас на корабле пятеро священников и два диакона.

Вечером мы прибываем в Циммермановку, село, где служит о. Макарий, который несколько раз встречал нас по пути сплава в близлежащих к его месту служения селах.

Фактически наш сплав уже вышел на финишную прямую, осталось всего два села: сегодняшняя Циммермановка и Вознесенское (там у нас последний концерт).

Прибыли в Циммермановку, пробежались (почти буквально) по ней со всенощным бдением (весьма быстрым, так как нагрузка на хор уже почти запредельная), посидели в гостях у о. Макария и пошли на теплоход. Особенно понравился дом о. Макария. Он находится в пяти метрах от храма, там четыре просторных комнаты, отлично сделанный санузел с горячей водой и подсобное хозяйство. Говорят, это предприниматель, который там раньше работал, построил и дом, и храм. Отец Макарий хочет там общину организовать с совместным подсобным хозяйством.

В Циммермановке мы не задержались. Все очень устали... Я думал, что сплав — это что-то вроде прогулки, когда несколько раз что-то скажешь, проведешь концерт и т. д., а остальное время отдыхаешь. Оказалось, ровно наоборот. За неделю я ходил крестными ходами и молебнов послужил столько, сколько за следующие три месяца не послужу.

Завтра у нас литургия...

День 12-й. Рождество Иоанна Предтечи

День, надо сказать, абсолютно ничем не примечательный. Во всем чувствуется, что сплав подходит к концу, и поэтому программа сокращена до минимума. Все населенные пункты нашего маршрута уже объехали, и в этот день после литургии в походном храме был целый день «зеленой стоянки». В оставшиеся два дня глобальных мероприятий не предвидится.

День 13-й, заключительный. Село Вознесенское

День прошел под знаком двух событий: мы провели последний концерт в селе Вознесенском и, начиная с Комсомольска, у нас появилась связь. Теперь можно посидеть и почитать, как наш сплав обсуждают авторитетные люди...

Июль, 2010
Иерей Василий ПИСЦОВ