Там, «за камнем» — за хребтами Уральских гор — раскинулись неведомые земли. Неподалеку от моря — река, на той реке — гора, а в ней серебряная руда... Самые первые сведения об Амуре относятся к XVII веку: русские землепроходцы получили их от тунгусского шамана Томконея. Со временем рассказ о богатствах Чирколы, как называли в «отписках» дальневосточную реку, все больше подтверждался, и вот уже якутский воевода Францбеков пишет в Москву донесение о Даурской земле, которая «будет прибыльнее Лены, ... и против Сибири будет место в том украшено и изобильно». Такие географические и экономические сведения скорее легенда, волшебная сказка, но она вдохновляла самых смелых и отчаянных пойти «встречь солнца», проведать «даурские землицы». Это был трудный путь с очень серьезными потерями со стороны русских и местного населения. И довольно мрачные страницы нашей истории, связанные с первым этапом колонизации восточных территорий. Сегодня мы можем говорить о них открыто — избегая ложного пафоса, не очерняя напрасно, потому что люди, завоевывая и осваивая новые земли, выполняли свой долг перед государством Российским. Невозможно сбросить со счетов их жизни. Они «первыми проложили путь по неизвестной реке, открыли существование неизвестных до того времени народов и ... уже своим водворением на ее берегах доставили России неоспоримое право к возвращению этой страны». Это слова русского мореплавателя Геннадия Ивановича Невельского, сказанные через два столетия после того, как по условиям русско-китайского договора россияне на долгое время покинули берега Амура и вернулись только в середине XIX века. Но никакие события не смогли разрушить той удивительной легенды, что на востоке есть счастливое «где-то» — богатая и вольная страна. В философии на этот счет имеется определение — «утопия места», то есть описание идеального пространства. Когда вслед за служилыми людьми на Амур устремились крестьяне-переселенцы, многие из них верили, что им непременно встретится удача и жизнь пойдет по-новому. Легенда о счастливом «где-то» передавалась не только из уст в уста, но и поддерживалась отдельными авторами. В 1859 году Гектор Бильдзюкевич создал «Живописный альбом» — иллюстрированный свод очерков о Восточной Сибири. Издание переполняет восторг: «Хорошо в Сибири, а на Амуре лучше», — говорит местная пословица — и справедливо! Плодородные земли там — ни с чем несравненные... Благодатная земля с избытком вознаграждает труды земледельца«. В 1869 году появилась другая книга — «За Байкалом и на Амуре». В путевых картинах писателя Дмитрия Стахеева нет и следа восторженности. «Кто на Амуре не бывал, тот горя не видал», цитирует он местную поговорку и повествует о невероятно тяжелой жизни переселенцев, совсем непохожей на ту, что рисовалась в мечтах о далекой стране: «...земли, лежащие за ст. Хабаровской по р. Амуру, для хлебопашества неудобны и по общим отзывам известно, что чем ближе к Николаевскому порту, тем более почва делается хуже... На этом Обживались, привыкали к необычному ландшафту и дикому зверью в тайге, прорастали на востоке России. И постепенно пространство менялось. Оно стало таким, каким его знают уже несколько поколений дальневосточников, — счастливым «здесь». Елена ГЛЕБОВА |
|||
|