75 лет назад в Харбине произошло знакомство Николая Константиновича Рериха (1874–1947), художника, ученого, общественного деятеля, со Всеволодом Никаноровичем Ивановым (1888–1971), русским писателем, философом, который провел в эмиграции более двух десятилетий. С 1945 года он жил в Хабаровске, где создал свои исторические повествования «Черные люди» (1963), «Императрица Фике» (1968), «Александр Пушкин и его время» (1971). Встреча Вс. Н. Иванова с художником послужила созданию книги «Рерих – художник, мыслитель», которую писатель посвятил «сиянию искусства и теплоте прозревающей мудрости» Н.К. Рериха. В 1934 году Н.К. Рерих возглавил Маньчжурскую экспедицию правительства США. 30 мая экспедиционный отряд прибыл в Харбин, культурный центр восточного русского зарубежья. В течение пяти месяцев Николай Константинович вел в городе широкую общественную деятельность. Он публично выступал среди русских эмигрантов, принял участие в Днях русской культуры, наладил контакты с Христианским союзом молодых людей и Войсковым представительством Сибирского казачьего войска, организовал русский комитет Пакта мира. Пакт мира был предложен Н.К. Рерихом и внесен на рассмотрение стран Северной и Южной Америк, он декларировал защиту ценностей культуры и достижений человеческой цивилизации во время войн и вооруженных конфликтов. Художник считал, что Пакт мира «должен быть целителем и покровителем духовного здравия человечества». В Бельгии был образован Международный комитет Пакта. Комитеты Пакта мира действовали в США, Франции и Индии. Они должны были распространять культурную задачу Пакта, «привлекая новых сочувствующих и развивая в молодых поколениях осознание великой ценности творчества, выразившегося в бессмертных созданиях человечества» (Н.К. Рерих). Среди мероприятий, которые организовывались комитетами, было устройство лекций, дней культуры, опубликование различных разъясняющих статей и другое. Русский комитет Пакта мира был учрежден в Харбине в сентябре 1934 года. Его почетным председателем был избран архиепископ Нестор, председателем – Н.Л. Гондатти, товарищем председателя – Г.К. Гинс, секретарем – Н.К. Рерих. На первом заседании с речью о Пакте мира выступил сам Н.К. Рерих, были произнесены речи видных деятелей культуры русского зарубежья, среди выступающих был и Вс. Н. Иванов. Знакомство писателя и художника, видимо, произошло в это время. Взгляды Н.К. Рериха и Вс. Н. Иванова сблизила книга писателя «Мы. Культурно-исторические основы русской государственности» (1926). По словам писателя, благодаря ей художник «признал» его как близкого по духу человека. В монографии Вс. Н. Иванов отстаивал идеи евразийства, размышлял о русских государственности и великодержавности и их генетической связи с монгольскими государственностью и великодержавностью. Книга была в библиотеке Н.К. Рериха в Индии. Кроме того, их соединяла общая «дорога знания»: в разные годы они окончили Санкт-Петербургский университет. Их обоих привлекал мир прошлого, «мир минувшего бытия». В 1960-е годы в письме к известному писателю-рериховеду П.Ф. Беликову Вс. Н. Иванов отмечал, что ему повезло в том, что он знал Н.К. Рериха-человека. Писатель считал, что «в художнике, в пророке – всего важнее он сам», его неисчерпаемость, «внутреннее движение, начало всех начал, горение, сияние, извержение, бушевание необозримого таланта». Особое внимание к личности художника поддерживается у почитателей верой в его знания, которые намного превосходят их выражения. Всеволод Никанорович принимал все, «что говорил, чему учил Николай Константинович», но боялся лишь искажений, «расширений» его мысли, потому что считал, что они ведут к абстракции. Книга «Рерих – художник, мыслитель» была окончена Вс. Н. Ивановым в марте 1935 года, спустя несколько месяцев знакомства и общения с художником. Размышления писателя о Н.К. Рерихе, его искусстве тесно связаны с Красотой и Россией, «ибо только через искусство, да еще через веру можно ее постичь». По Вс. Н. Иванову, Россия – страна непознанная – ни исторически, ни географически, ни этнографически, ни со стороны традиций, однако знакомая по «триаде (литература, музыка и живопись), которая Россию познавала и давала знать другим...». При этом искусство едино в своей сущности, и «человек больших одарений находится на вершине духа», которая объединяет все его стороны. Автор описывает жизненный путь Н.К. Рериха как путь «восхождения по ступеням общечеловеческого значения». После прочтения рукописи книги Н.К. Рерих писал Вс. Н. Иванову: «Уж больно глубоко и правильно чуете Вы России. Мало где встречались мне определения, подобные Вашим. В яркой мозаике Вы сложили многообразный лик Великой России. И сложили этот лик в дружелюбии ко всем частям его. Именно прошли по вехам добрым. Лишь добрые знаки отмечают путь верный». В преддверии столетнего юбилея Н.К. Рериха в 1971 году Вс. Н. Иванов по просьбе организаторов собирался подготовить воспоминания о художнике, в которые вошли бы обстоятельства знакомства, встречи и история рижского издания книги «Рерих» со статьями Вс. Н. Иванова и Э. Голлербаха в 1939 году. В письме П.Ф. Беликову Вс. Н. Иванов делился своими замыслами, тезисно излагая будущую работу. Писатель хотел начать с упоминания произведения И.Ф. Гете «Западно-восточный диван», в котором великий немецкий классик (Вс. Н. Иванов чтил его наравне с А.С. Пушкиным) сближал Россию с Востоком. Далее он размышлял о Мире, о том, что «Мир – это свойство Азии, Мир – это забота Николая Константиновича, его поучения насчет сберегания культурных ценностей – его пророчества на эпоху о Грядущей Войне. Это проповедь России и ее интеллигенции тех лет». Но, к сожалению, задуманные воспоминания не были написаны: вскоре писателя не стало. Произведение Вс. Н. Иванова, посвященное творчеству Н.К. Рериха, со временем приобрело особое символическое значение, став частью мирового культурного наследия. Наталья ПОЗИНА, |
|||
|