Музыка золотой просеки

Когда говорят о творчестве Петра Комарова, подчеркивают строгую ритмичность и «поющую» строфу его стихов, что и придает им особую музыкальность. Но, думается, это не единственное достоинство, привлекавшее внимание композиторов. Дальневосточная природа, своеобразие быта коренных народов, населяющих этот край, — вот тот неисчерпаемый источник, который привлекал музыкантов.

Одним из первых к поэзии Комарова обратился известный советский композитор Мариан Коваль, опубликовав 10 песен и романсов: «Приамурье», «Шалаш в тайге», «Баллада о зверолове», «Горлинка», «Лесная полоса», «Апрель», «Начало города», «У солдатской могилы», «Цветы Родины».

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую, —
Да моя сторона велика.
Как посмотришь — не хватит и месяца
Обойти и объехать ее.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое!..

Эти стихи открывают цикл романсов и песен М. Коваля. Образ родного края, природы излагаются широкой распевной мелодией. Стремясь как-то оттенить «Край далекий», композитор наряду с русскими национальными оборотами вносит в музыку элементы нанайского музыкального фольклора.

Позже к этим стихам обратятся многие композиторы: М. Матвеев, С. Томбак, П. Мирский, Н. Менцер, Э. Казачков, самодеятельные композиторы Е. Лыткин из Благовещенска, Г. Угрюмов из Хабаровска. И как бы оригинальны ни были песни всех этих авторов, нетрудно заметить, что их объединяет общность характера изложения мелодии, выдержанной в духе раздольных русских песен. Все композиторы единодушно подчеркивают лирический образ произведения.

Изложенная для меццо-сопрано «Баллада о зверолове» из цикла романсов и песен М. Коваля построена на основе национальных интонаций и ритмов коренных жителей Дальнего Востока. Замечательной исполнительницей этого романса была М. Максакова. Один из ярких номеров цикла — романс «Горлинка». В 1960 году профессор И. И. Полтавцев переложил его для смешанного хора, и музыка от этого выиграла, значительно обогатив тембровые возможности музыкального изложения. В средней части произведения («Где-то бушует Камчатское море...») в мужских голосах добавился изобразительный прием, рисующий бушующее море. Образовавшийся женский ансамбль (в основном двухголосный), еще больше подчеркнул лирическую сторону произведения. Хоровой вариант «Горлинки» стал очень популярным и прочно вошел в репертуар как профессиональных, так и самодеятельных хоровых коллективов нашей страны.

В 1956 году было опубликовано хоровое произведение «Клен», тогда еще молодого композитора Александра Флярковского.

На лугу стоит зеленом
Одинокий клен
Говорят, под этим кленом
Партизан казнен.
В час ночной его не стало,
А взошла заря —
Как росу, земля впитала
Кровь богатыря.
И, должно быть, в знак отваги
Клен, багряный весь,
Словно огненные флаги,
Ветви поднял здесь.

В 1959 году к стихам П. Комарова обратился известный советский композитор-хоровик А. Пащенко, написав семь песен для детей: «Орленок», «Серый щенок», «Пришла коза», «Барсук», «В дубняке», «Лесная музыка». Несколько позже, в 1967 году, было опубликовано его фундаментальное произведение для смешанного хора без сопровождения «Баллада о зверолове».

В 1966 году к стихам П. Комарова обращается другой известный советский композитор, автор популярных массовых песен («Орленок», «В защиту мира» и др.) В. Белый.

Леса шумят...
В долинах, на пригорках,
Чуть шевеля весеннею листвой,
Стоят они в зеленых гимнастерках,
Как будто на поверке боевой.
Спроси их, путник: чем они богаты?
Они ответят: верностью своей...
В зеленых гимнастерках, как солдаты,
Стоят они — защитники полей.

В 50-е годы к поэзии Комарова все чаще стали обращаться местные композиторы. В 1958 году была осуществлена попытка написать коллективную ораторию, посвященную русскому землепроходцу В. Д. Пояркову. В основу текста была положена поэма П. Комарова «Серебряный кубок». Коллективного произведения не получилось, но остались звучать отдельные ее номера. Среди них «Баллада о Пояркове» С. Томбака, Н. Менцера, Г. Угрюмова (все с одинаковым названием).

Лирические стихи П. Комарова «За кустами краснотала» нашли отражение в хоре без сопровождения В. Румянцева.

За кустами краснотала,
За сквозным березняком
Что-то речка бормотала
Беспечальным языком
Выйди к речке спозаранок:
Посреди шумливых вод
Из тайги венок саранок
По теченью проплывет.
В эту краткую минуту
Ты саранок не лови:
Это девушка кому-то
Намекает о любви.

Композитора Ю. Владимирова с первых лет его работы на Дальнем Востоке восхищает чудесная дальневосточная природа. Поэтому совсем не случайно он обращается к творчеству П. Комарова, написав в 1961 году цикл романсов «Золотая просека»: «Когда бы я не был знаком», «Мы в обрыве с тобой смотрели», «Я жду опять дождя грибного», «Сосна», «Как будто в берлоге медведица», «Золотая просека».

Когда бы ручьи позабыл,
Где каждая струйка — хрустальная, —
Наверно бы, так не любил
Тебя, сторона моя дальняя...

У Комарова в поэтическом цикле «Золотая просека» последним стоит стихотворение «Когда бы я не был знаком». Ю. Владимиров ставит его на первое место, и от этого тема любви к родному краю становится главным акцентом всего цикла. Взволнованная фортепианная партия, которая играет в этом романсе не меньшую роль, чем партия певца, передает всю возбужденность авторских чувств. Мы не найдем в ней звукоподражательности. Но удивительно, тем явственнее мы чувствуем запахи трав и видим хрустальные струи ручья, о которых говорит поэт.

Ю. Владимиров первым запечатлел образ певца Дальнего Востока и в симфонической музыке, написав к 50-летию освобождения Дальнего Востока от белогвардейцев и интервентов симфоническую поэму «Памяти Петра Комарова» (1972). Это лирико-драматическое произведение, раскрывающее с разных сторон образ поэта-гражданина, творчество которого так близко по духу композитору. Мы словно слышим в оркестре шорох листьев, скрип деревьев, обласканных обильным солнечным теплом. Но «мирный хор тайги» нарушен. Звучат боевые возгласы меди, тревожная дробь барабана и удары литавр. Музыка драматизируется, светлые образы природы сменяются суровой темой войны.

Своеобразно П. Комаров воспроизводит мир природы глазами детей. Его детский цикл привлек многих дальневосточных композиторов. Одно из таких произведений — кантата Б. Напреева «Лесная музыка», написанная в 1975 году. Она открывается оркестровой увертюрой, в которой сконцентрирован основной лирический и эмоциональный тонус произведения. Музыка увертюры не лишена изобразительности, но главное не изобразительность. За счет симфонического развития наиболее ярких «узловых» музыкальных тем последующих частей создается образ природы — «Лесной музыки».

В 1959 году композитор П. Мирский создал маленький цикл из трех песенок, написанных каждая в своей особой, оригинальной манере. Первая из них — «Кабарга». Нельзя утверждать, что композитор использовал ту или иную нивхскую или нанайскую песню, но строение мелодии обнаруживает связь с фольклором этих народов. Вторая песня «Теремок» рассказывает о забавном столкновении.

Раньше дятел знать не мог
Где у белки теремок...

Третье произведение цикла близко по характеру советским пионерским песням. Эта маршевая песенка называется «Следопыт».

С веток падает снег
Хлопьями слетает,
Вася ходит по лесу
И следы читает...

Сюита Э. Казачкова «Весенний пал» для смешанного хора без сопровождения написана в 1978 году. В трех частях сюиты — «Апрель», «На острова», «Весенний пал» — композитор, следуя стихам поэта, передает неразрывную связь человека с природой. В данном случае, даже более конкретно — с дальневосточной природой, где он живет и трудится.

Мощный унисон мужских голосов извещает о приходе весны:

На нашей речке — ледолом,
И первый трактор землю пашет

Им легко и грациозно отвечают сопрано:

И в небе трепетным крылом
Веселый жаворонок машет.
                                      Апрель

Чем же так привлекала композиторов поэзия Петра Комарова? Наверное, в первую очередь тем, что в ней ярко и образно отражалась тема дальневосточной природы, которая преподносится поэтом не изолированно, а в тесной связи с окружающими людьми в их повседневной жизни — любви, труде. Другая тема, нашедшая отражение в музыке — любовь к Родине, к родному Приамурью, к воинам-дальневосточникам, отдавшим свои жизни за родную землю. Стремление к первоистокам русской музыки привлекло к поэзии Комарова выдающихся мастеров советской песни, а также местных композиторов разных поколений.

Более пятидесяти поэтических произведений Петра Комарова положены на музыку. Но возможности музыкального воплощения его стихов не исчерпаны и, несомненно, найдут своих талантливых интерпретаторов.

Павел ВОЛЬХИН


 

Имя Павла Ивановича Вольхина хорошо известно в среде хабаровских музыкантов.

Профессиональный военный дирижер, он с 1964 года преподавал хоровые дисциплины в Хабаровском училище искусств, педагогическом училище, институте культуры. Позднее был директором детской школы искусств и заместителем директора Хабаровского лицея искусств. Прожив тридцать лет в дальневосточном крае, воспетом поэтами, художниками и музыкантами, он стал популяризатором и пропагандистом их творчества.

В 2008 году вдова Павла Ивановича Милица Петровна Вольхина передала личные документы мужа в Государственный архив Хабаровского края. Среди них оказались статьи П. И. Вольхина о творчестве композиторов Дальнего Востока, написанные им в разные годы. Одна из них посвящена поэзии Петра Комарова, воплощенной в музыке.

Лариса САЛЕЕВА