Наша жизнь от момента рождения и до последнего вздоха наполнена всевозможными обрядами, которые принято разделять на семейные и календарные. Внутри каждого из них — глубинная философия народа, столетиями формировавшего сложнейшую систему знаков, символов, правил, благодаря чему на земле всегда существовал определенный порядок. Возможно, именно это позволяло человеку строить диалог с природой и Творцом. В. И. Даль трактует слово «обряд» как порядок, устройство в доме, обиход и приводит поговорку: «Что за хозяйка, коли у ней обряду нет». Или такое, достаточно устаревшее, понятие, как «обрядливый человек» — охочий до обрядов, педант. А ведь действительно, наши предки при совершении обрядов были максимально педантичны. Они понимали, что выпадение хотя бы одного знака из сложной обрядовой системы может привести к нарушению всеобщего порядка. В основе древних обрядов, элементы которых мы наблюдаем и сегодня, прежде всего почтительное отношение к окружающему миру. К примеру, культ земли — матери и кормилицы. У славянских народов она воспринималась не иначе как женщина, которая в определенное время оплодотворяется, вынашивает плод и потом разрешается от бремени. Ни под каким предлогом нельзя было тревожить и копать землю до праздника Благовещения, а на Троицу запрещалось даже босиком по ней ходить. Считалось, что в этот день земля — именинница и должна отдохнуть от людей. Столь же трепетно относились к земле и дальневосточные этносы. Каждую весну приамурские шаманы совершали особый обряд очищения — словно бы наводили порядок после долгого зимнего сна. Посредники между земным и небесным мирами ходили по домам своих соплеменников, где их угощали ритуальным блюдом лала и привязывали на спинку шаманского халата лоскутки. И чем больше их, тем быстрее очищалась земля. Поклонение водной стихии всегда было важнейшей чертой духовной культуры аборигенов. Задабривая духов — хозяев реки, они совершали обряды «кормления», пуская по волнам берестяные кораблики-чумашки с ритуальными кушаньями и особыми поручениями. Славяне тоже «кормили» воду, а точнее колодцы, угощали их хлебом-солью. Во время засухи сыпали туда мак, пшеницу и даже горох. Причем, если хотелось густого и частого дождя, выбирались мелкие зерна, а если, что называется, как из ведра — крупные. На Руси всегда поклонялись священным источникам и колодцам. Их покровительницей христианский народ считал святую Параскеву Пятницу. Существует множество легенд о том, как на месте того или иного источника чудесным образом обретали икону этой православной святой, что считалось особым знаком. И тогда здесь непременно устанавливали крест или часовенку, люди приходили сюда за исцелением и обязательно приносили дары — полотенца, рубахи и даже мотки пряжи. Говорили: «Матушке Пятнице на передничек». Конечно, многое из обрядовой культуры славян и северных народов утрачено, но какие-то важные вещи, независимо от нас, продолжают наполнять жизненное пространство, сохраняя тот самый порядок. «Первый блин — комом», — говорим мы, когда что-то вдруг не заладилось. А ведь прежде поговорка не имела негативного оттенка. Хозяйка стряпала блины, и самый первый относила в лес — для кама. Так в древности называли медведя — священного первопредка. Культ этого животного встречается у приамурских этносов. И хотя такой важнейший обряд, как медвежий праздник, можно теперь отыскать лишь на страницах этнографической литературы, современные мастера до сих пор создают ритуальные предметы с изображением медведя — прародителя многих северных родов. Центральная тема нынешнего выпуска журнала «Словесница Искусств» — «Философия обряда», в которой мы постарались показать наиболее важные моменты духовной жизни коренных малочисленных народов Севера и славян-переселенцев. Проникая в глубины обрядов, на первый взгляд таких разных и практически несопоставимых, вдруг заново открываешь для себя простую, но очень важную истину — все на этой земле устроено по единому порядку. И не стоит его нарушать. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|