Ольга Николаевна Мигина известна как ведущий научный сотрудник Дальневосточного научно-исследовательского института сельского хозяйства. Она кандидат сельхознаук, академик Международной академии аграрного образования, заслуженный агроном РФ, автор популярных огуречных сортов «Миг», «Каскад», «Лотос», «Хабар», «Ерофей». О селекционере Мигиной написано немало, особенно любят журналисты обыгрывать тему огурцеводства, достаточно перечислить названия статей: «Огуречный каскад селекционера Мигиной», «Огуречный генерал Ольга Мигина» и тому подобное. В другом ряду: «Есть только миг», «50 лет в одном институте», «Женщина, которая творит». Есть материалы по выдвижению Мигиной на конкурс «Почетный гражданин города». Желающие знать документальную основу ее жизни могут обратиться к календарю-справочнику по Дальневосточному федеральному округу за 2009 год (издание ДВГНБ). Уже один послужной список Ольги Мигиной не оставляет и тени сомнения в том, что она достойный гражданин города, страны и мира. Но автору этих строк хочется рассказать о ней больше как о человеке, о ее удивительной биографии, в которую вплелись история, культура и искусства. Да, именно искусства, пусть в самодеятельном или созерцательном варианте, формировали духовный облик селекционера. Эти штрихи к портрету пишу на правах старой дружбы, согласуясь с тематикой журнала «Словесница искусств». «Я приземленный сельхозник», – говорит о себе Мигина. А я думаю о ней по-другому, словами классика: положительно прекрасный человек. Прекрасное, не знающее себе цену… Еще задолго до спора «физиков» и «лириков» Антон Павлович Чехов напомнил, что в Гете рядом с поэтом прекрасно уживался естественник. «Если человек знает учение о кровообращении, то он богат: если к тому же выучивает еще историю религии и романс «Я помню чудное мгновенье», то становится не беднее, а богаче» (из письма Чехова Суворину, 1889 г.). Утопическая МологаОльга Мигина родилась в городе, которого теперь нет на карте – в Мологе Ярославской области. Место историческое – недалеко от Москвы и такое же древнее, как столица (упоминается в летописях 1148–1149 годов). Предки Ольги Брядовой (такова ее девичья фамилия) были волжане, купцы первой гильдии. Матушка Мария Алексеевна, женщина энергичная и жестковатая, парадоксально сочетала в себе естественнонаучные и театрально-артистические наклонности. Она повлияла на профессиональный выбор дочери, но об этом позже… В 1937-м роковом году жителей Мологи оповестили о том, что ввиду строительства Рыбинской электростанции Молога и прилежащие к ней населенные пункты будут затоплены. Мологчанам предлагали переселиться в Рыбинск. Так и произошло. Всего три года продлилось детство Ольги Брядовой в Мологе. Спрашиваю ее: «Хоть что-то запомнилось?». «Еще как! – Отвечает. – Помню вишневый сад, и очень яркое воспоминание – бабочки и огромные майские жуки, и еще фиолетовые бобы в огороде». Утопленную Мологу жаль по многим причинам, например потому, что именно в Мологском крае находилось имение А.И. Мусина-Пушкина, открывателя «Слова о полку Игореве». В РыбинскеЖизнь продолжалась в старинном городе Рыбинске, известном с 1504 года как Ловецкая Рыбная Слобода. Тоже город не из простых, исторический. В советское время он успел побывать по именам партийных вождей и Щербаковым, и Андроповым, но в постсоветском пространстве обрел свое исконное имя. Отсюда помимо вождей вышли знаменитые военачальники (В. Блюхер), а также поэты и прозаики А. Сурков, С. Смирнов, Л. Ошанин. В честь Льва Ошанина здесь создан десять лет назад Ошанинский фонд, который проводит фестивали поэзии и песни. Из ныне действующих поэтов часто вспоминает Рыбинск его уроженец Юрий Кублановский, лауреат премии Солженицына. Кстати, еще в 50-е прошлого века в Хабаровский драмтеатр приехала из Рыбинска актерская чета Михаил Храбров и Нина Медведева. Школьные годы Ольги Мигиной прошли в этом старинном городе. Семья поселилась в деревянном купеческом особняке, построенном во времена Екатерины (дом не сохранился, а фотография осталась). А училась Ольга в средней школе №3, это бывшая Мариинская гимназия. Мариинская – потому что взята была под высочайшее покровительство императрицы Марии Федоровны. Хотя про покровительство императрицы вряд ли было известно тогдашним школьникам. Они гордились, к примеру, тем, что здесь училась единственная в СССР женщина-академик в области химии А.В. Новоселова. А русский язык и литературу преподавала Елизавета Александровна Кублановская, мать поэта, Ольга у нее училась. Недавно знаменитой школе-гимназии исполнилось 150 лет, и Ольга Брядова тоже причастна к этому юбилею, она закончила школу с золотой медалью. Замечу в скобках: ранняя биография Ольги Мигиной развертывалась на интересном историческом фоне (впрочем, и поздняя тоже) как имперского, так и советского толка. И замечательно, что у нее сохранились не только воспоминания, но и фотографии, документы. Так, в 1949-м она побывала в Артеке. У нее до сих пор хранится альбом и переписка с подругой-артековкой из Вяземска. Они до сих пор встречаются. Тут надо вернуться в конец 40-х и начало 50-х прошлого века. Надо было выбирать профессию. Мария Алексеевна когда-то училась на Высших естественнонаучных курсах в Петрограде и после их закрытия поступила в Ярославский театральный институт. А вот дочери своей, имевшей явные артистические наклонности, посоветовала поступать все-таки в Тимирязевку. Наверное, на это были серьезные причины. «Мне от мамы достался старинный микроскоп, который я потом подарила нашему институту», – скажет впоследствии Ольга Николаевна. А Тимирязевка, точнее Петровская земледельческая и лесная академия, основанная в декабре 1865 года, тоже имеет свою замечательную историю. Здесь трудились корифеи русской агрономической мысли и прежде всего Климент Аркадьевич Тимирязев. А в 1874–1876 годах обучался писатель Владимир Галактионович Короленко. В 1952-м в академии предстояло учиться Ольге Мигиной, только что закончившей школу. И была она Пионер – всем ребятам пример. Тимирязевка (1952–1956)Интересно, что история с переименованием настигла Петровскую академию еще в досоветскую эпоху. В 80-е годы XIX века это учебное заведение слыло гнездом революционной крамолы. В 1894-м царское правительство сначала закрыло академию, а затем преобразовало ее в Московский сельскохозяйственный институт. В 1917-м статус Петровско-Разумовской академии был ей возвращен, первым ректором стал выдающийся ученый В.Р. Вильямс. Когда Ольга Мигина поступала в этот храм агрономической науки, надо было выбирать между плодовыми и овощными культурами (и соответственно факультетами). Плодоводство – это и чай, и субтропики, и виноградарство. А овощи в России – наши привычные помидор, огурец, картофель. Позже, уже в 1966-м, Ольга Николаевна защитит диссертацию на тему «Парниковая культура томатов в условиях Хабаровского края». Итак, она выбрала овощеводство. В пользу овощей говорил и тот факт, что Тимирязевская академия обладала известной по всей стране овощной опытной станцией, а кафедрой руководил лауреат профессор Виталий Иванович Эдельштейн. Он же автор лучшего, по словам Ольги Николаевны, учебника по овощеводству. – Я читала его от корки до корки, – вспоминает Мигина. – На лекции его мы ходили как на праздник, он вкладывал душу в каждого студента. Кроме огромной преданности своему предмету, учитель обладал отличным чувством юмора. Был такой забавный случай: профессор налепил на лоб бумажку, а когда она отвалилась, сказал: «Боюсь, что так же будет с вами». Ольге Николаевне повезло с наставниками. Они одаривали не только знаниями, но и человечностью. Был такой доцент Сергей Тихонович Чижов. Он вел практические занятия по семеноводству и тоже был автором отличного учебника. На досуге он приглашал подопечных к себе на дачу, чтобы они могли послушать птичьи голоса (целое помещение было отдано клеткам с канарейками). Накануне отъезда на Дальний Восток Сергей Тихонович подарил молодой чете Мигиных (к тому времени Ольга вышла замуж за Константина Мигина) симпатичного щенка фокстерьера Крошку. Молодые люди привезли собаку-подарок поездом в Хабаровск… Конечно, это лишь детали. Alma mater для Ольги Мигиной значит очень много. «Гарун бежал быстрее лани»Впору представить визуальный образ Ольги Мигиной тех волжских лет. На берегу стоит стройная белокурая девушка, мечтательная и романтичная, явно с поэтическими наклонностями. Еще бы – столько песен над Волгой пропето! Она пока и не подозревает, что любовь направит ее к Амуру-батюшке и даже больше: она со временем освоит АТР… Была она образцовой пионеркой и не менее образцовой комсомолкой в духе времени. Активность, гражданская позиция – все это так. Но школьница, студентка, агроном Мигина всегда была причастна к разным жанрам искусства. И не просто покорна им, но талантлива в каждом. Как-то в начале 60-х прошлого века мы пересеклись с Ольгой в Хабаровском пединституте, сдавали кандидатский экзамен по философии (само собой, марксистско-ленинской). Меня поразил ее звонкий голос и ораторский темперамент. Наверно, могла бы стать певицей, подумалось мне. А она и пела, и танцевала, и в драмкружке играла с юных лет. Особенно популярным видом самодеятельности было художественное чтение, благо обучение словесности было на высоте. С воодушевлением (с выражением!) читались стихи про Павлика Морозова, Зою Космодемьянскую, а то и про Сталина. Важнее то, что в репертуаре оставалась классика – басни Крылова, поэмы Лермонтова, а не только сплошная барабанная дробь. И – чудная деталь: кружок художественного чтения в Тимирязевке вел настоящий артист МХАТа. Здесь были популярны свои вузовские поэты и межвузовские конкурсы чтецов. Ольга Мигина не раз получала призы за художественное чтение. Она исполняла стихи Володи Котляева (увы, рано утонувшего) «Зима московская», о чем с лирическим вздохом вспоминает и теперь. Особым успехом увенчалось чтение горской легенды Лермонтова «Беглец»: Гарун бежал быстрее лани, Еще были драматический и танцевальный кружки. В школе она играла в «Красной звездочке» (пьеса о революции), а в академии исполняла роль жены Тимирязева в спектакле «Депутат Балтики». Что до танцев на плодоовощном факультете, то такие названия, как тарантелла, хота, лявониха, для Ольги не пустой звук… Боюсь, что я и половины не перечислила из артистических увлечений Ольги Мигиной. К этому нужно добавить походы в московские театры. Хотя и трудна была послевоенная жизнь, но удавалось побывать в Малом, МХАТе, Вахтанговском – «Ревизор», «Горе от ума», «Принцесса Турандот»… А какое счастье попасть на спектакли Большого театра – «Князь Игорь», «Лебединое озеро», «Золушка». Музыка сопутствовала ей всегда. Ведь в те дотелевизионные времена из каждого репродуктора помимо последних известий лились арии из опер. А в Тимирязевке даже был джазовый коллектив под патронажем Л. Утесова. Огуречный каскад в ХабаровскеСупруги Константин и Ольга Мигины составляли также вокальный дуэт, они пели романсы и арии из оперетт. С этим репертуаром они выступали в Доме культуры города Вяземского, куда Мигин был распределен директором Дальневосточной овощной опытной станции (Ольге пришлось доучиваться заочно). Потом был ДальНИИСХ. Жизнь на берегу Амура-батюшки повернулась к выпускникам Тимирязевки суровой стороной. Нелегко людям средней полосы России вживаться в дальневосточный климат и работать с овощными культурами, то есть большей частью находиться в открытом пространстве – внаклонку, в резиновых сапогах, в холоде, сырости, в туче мошкары. Труд каторжный – с тяпкой, но в белом халате, без которого Мигина себя не мыслила. Дар исследователя, конечно, уравновешивал, но не отменял трудности практического характера. И сейчас Ольга Николаевна вспоминает, что трудней всего было привыкнуть к здешним морозам с сильными ветрами. Однако привыкла. Существенно добавить к жизнеописанию О.Н. Мигиной неофициальное мнение о ней коллег (а его иначе как всеобщее обожание не назовешь). Вот отрывок из поздравительного текста 1994 года: «Что же за ноу-хау такое у этой женщины, что позволяет ей и в бальзаковском, пардон, возрасте бегать в белой панамке и с тяпкой в руках по тяжелым суглинистым почвам, да еще в этом изрядно потеплевшем климате, среди мошек и комаров, да еще умудряясь выводить такие вкусные огурчики! За что бы ни взялась – всегда неизменно превосходный результат… А огурчики и впрямь хороши! Даже самостийна Украина в прессе своей пела дифирамбы Мигиной. И есть за что! А, помнится, кто-то ушлый и письмо прислал, а на конверте: «Хабаровск, институт имени Мигиной». Вот так-то…» Все коллеги Мигиной помимо профессиональных качеств отмечают в ней женственность и обаяние, силу воли и кошачью гибкость, строгость и доброту, мудрость и женское лукавство. Короче говоря, Ольга Мигина положительно прекрасный человек, но не зануда. Результаты трудов О.Н. Мигиной на виду. Более чем за полвека работы ей удалось многое. В порядке протокола отметим два факта. Во-первых, она автор шести сортов огурца, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию: «Каскад» (1982), «Миг» (1985), «Кит» (1997), «Лотос» (1999), «Хабар» (2003), «Ерофей» (2004). Во-вторых, за заслуги в области селекции она награждена памятной медалью С.И Жегалова, основоположника научной селекции овощных культур. Скромная цель данных заметок – очертить творческую личность, поэтому хотелось всмотреться в истоки, так что хабаровский период описан кратко. Душа и огурцыДуша идеальна, огурцы материальны. И все-таки: «Огурцы, как маленькие дети, – говорит Ольга Мигина. – Они постоянно нуждаются во внимании и очень отзывчивы на любовь». Когда мы сдавали экзамен по философии (а он состоял из истмата и диамата, то есть из исторического и диалектического материализма), мы формально присягали материализму. И хотя профессия Ольги Мигиной куда как материальна, душевный строй ее не приземленный, а возвышенный. Этот высокий душевный настрой не исказили ни советские, ни постсоветские стереотипы. Счастливый, благородный, щедрый человек. В связи с образом Ольги Мигиной, каким я его вижу, не могу не вспомнить Чехова, который в письме земскому врачу И.И. Орлову писал: «Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России – в них сила, хотя их и мало». Напоследок несколько штрихов. В те далекие 50-е Ольга Николаевна привезла из Москвы рояль. Спрашиваю, где же он. Отвечает: «Отдала соседскому мальчику, очень способному музыканту». – «А почему не вижу у тебя компьютера?» – «Отдала молодому и очень способному аспиранту». Недавно она передала в дар краеведческому музею им. Н.И. Гродекова набор антикварной посуды – 21 предмет, в том числе кузнецовский сервиз. На этих страницах лишь малая часть того, что можно рассказать об Ольге Николаевне Мигиной. Валентина КАТЕРИНИЧ, |
|||
|