Выставка «Однокурсники-80», которая экспонировалась в Арт-подвальчике Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры, объединила восемь выпускников художественно-графического факультета Хабаровского государственного гуманитарного университета. И хотя у каждого художника свои стиль, техника, тема и почерк, экспонируемые работы объединяет дух, присущий педагогам, у которых они обучались. Это Евгений Михайлович Фентисов и Евгений Иванович Вольгушев, чьей светлой памяти выпускники восьмидесятого посвятили свою выставку. Среди картин, представленных в экспозиции, работы известного в городе и крае книжного графика Сергея Чешкина – иллюстрации к сказкам, поэтическим сборникам, обложка к роману А. Платонова «Чевенгур», рисунки к «Питеру Пэну»… Теплота и юмор, с какими Чешкин подходит к оформлению литературы для детей, говорят о том, что во взрослом человеке до сих пор живет ребенок. Всего на счету художника около двухсот книг, имя его хорошо известно в среде дальневосточных писателей. Это при том, что нынче графика, по словам художников, не в чести – трудоемко, затратно, сегодня мало кто трудится в этом жанре. Сергей Чешкин один из этих немногих. Родился Сергей на Нижнем Амуре в селе Богородском. Когда мальчику было 12 лет, семья переехала в Хабаровск. Здесь он закончил школу, поступил в политехнический институт. К счастью, проучившись год, понял, что химия не его стезя, и пошел поступать на художественно-графический факультет. – Мне повезло с педагогами. Тогда у нас преподавали Андрей Иченгаевич Бельды, Валерий Таганович Сахатов, Александр Петрович Лепетухин, диплом я защищал у Александра Михалевича – имена хорошо известные сегодня. А основные мастера – это Евгений Иванович Вольгушев (рисунок) и Евгений Михайлович Фентисов (живопись), они очень много нам дали. После окончания института Сергей с однокашниками очутился в Якутии, где они жили коммуной, устраивали выставки, набирались опыта и впечатлений – была в жизни такая беспечная пора, когда молодость переполняет и все кажется осуществимым и возможным. Когда вернулся в Хабаровск, пошел в Дом пионеров Центрального района преподавать детям изобразительное искусство. Однажды за компанию с приятелем зашел в книжное издательство, тому надо было оформить заказ. В издательстве произошла встреча Чешкина с художником Юрием Дунским, который предложил коллеге попробовать себя в качестве книжного графика. Наверное, это был тот самый случай, про который говорят: очутился в нужном месте в нужное время. – Юрий предложил мне оформить первый сборник рассказов писателя Александра Гребенюкова. Я согласился. Так что это был первый опыт как у писателя, так и у художника. Опыт, судя по всему, оказался удачным. Хотя, по признанию Чешкина, первые книги шли туговато. Самое трудное в работе книжного графика – попасть в тон автора, уловить его интонацию, стиль, особенность языка. И вообще сама форма работы была немного непривычна: пришел, получил заказ и, будь любезен, выполняй. Получается, что ты остаешься один на один с книгой и ее автором. – Когда я говорю «книга», я имею в виду не только иллюстрации, но и весь дизайн в целом, – делится Сергей Александрович, – куда входит и размер, и шрифт, и качество бумаги. Но основа книги – это текст. Именно от него отталкивается художник, приступая к работе. И моя задача, чтобы оформление не убило текст и не явилось чем-то инородным, притянутым. Недавно работал над книгой рассказов А. Максимова о новой деревне. На первый взгляд вроде бы все просто – деревня… Однако долго ничего не получалось, пока не понял, что автор не про сегодняшнюю деревню пишет, а ностальгирует о прошедших пятидесятых-шестидесятых, для него время там остановилось. Стал оформлять в этом стиле, и все получилось… Постепенно книжная графика стала основной профессией Чешкина. Иллюстрации, обложки, компьютерный дизайн – в год до десяти книжек выходит. Сотрудничество с писателями перерастает в дружеские союзы. Например, работа с Маргаритой Николаевной Ходаковской над хрестоматией «Лукошко» переросла в большую дружбу. Эти яркие, со вкусом и любовью оформленные сборники, знают сегодня не только дети, но и взрослые: невозможно пройти мимо стеллажа, где выставлен учебник, чтобы не взять его в руки, не перелистать страницы. Кстати, дети обожают графику, видимо, рисунки для них ближе и понятней, чем живопись. В работе художника-графика бывает, что свой проект приходится отстаивать, размышляет Сергей, убеждать, доказывать. Это когда ты уверен, что прав, когда понимаешь, что твое видение не вступает в противоречие с текстом. Случаются и курьезы. Однажды пришлось Сергею оформлять сборник стихов. Хотя он не признается, но, судя по всему, стихи были не самого лучшего качества. Иначе чем объяснить факт, что, когда художник принес готовую работу в издательство, ему сказали: «Ну что ж, теперь, видно, стихи придется переписывать…» Замечу, что у Чешкина есть негласное правило: если взялся за оформление книги и она тебе не понравилась, никогда не судить автора. Зато если произведение пришлось по вкусу, Сергей не скупится на похвалы. Да и вообще отношение к написанному, уверен он, это личный вкус каждого. В наше время, когда книга все больше становится предметом виртуальным, задача художника – сделать ее не просто зримой, но и одушевленной. В этом Сергей Чешкин видит смысл и содержание своей работы. – Работа… Иногда ее ненавидишь, думаешь: скорей бы закончить. А когда сидишь без работы, понимаешь, что чего-то не хватает. Творчество, оно ведь сродни болезни. С одной стороны, человек хочет скорее от нее избавиться, и в то же время понимает, что уже не может жить без высокой температуры. Вот уже несколько лет Сергей Чешкин, известный книжный график, находится в свободном полете. Кроме своего прямого назначения – оформления книг, он принимает участие в самых различных проектах – художественных, архитектурных. Кстати, не гнушается любой работой. Если понадобится, может и стены зашпаклевать, и побелить, и покрасить. – Дальнейшие планы? Лет на сто планов точно наберется. Человек должен улавливать смысл жизни, которая ему дарована свыше, и стараться следовать своему предназначению. А вообще, если хочешь, чтобы твои планы воплотились в жизнь, нужно их не иметь. Главное, знать направление и идти к цели, умело лавируя и не зацикливаясь на неудачах. Ну и улавливать веяния времени… Светлана ФУРСОВА |
|||
|