Ушедшие эпохи. Страницы истории дома Романовых

Д.И. Мартенс. Михайловский дворец. Бумага, гравюра, акватинтаЛетом 2009 года в выставочном зале Дальневосточного художественного музея проходила выставка «Дом Романовых. Страницы истории».

В экспозиции было представлено 57 живописных и графических работ художников XVIII–XIX веков, взятых из коллекции Дальневосточного художественного музея. В разной художественной манере и стилистике русским мастерам удалось передать облик тех, кто вершил человеческие судьбы, вводил новые законы, новые традиции в историю государства Российского на протяжении нескольких столетий.

Только лучшие художники создавали портреты своих знаменитых современников. Многие созданные ими портретные характеристики венценосных особ, а также виды архитектурных памятников столицы стали служить образцами для последующих многочисленных повторений как в живописи, так и в графике: портреты императрицы Елизаветы Петровны, императора Александра I, великой княгини Екатерины Алексеевны, императрицы Елизаветы и многие другие экспонаты выставки.

Е.Г. Виноградов. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1761. Бумага, гравюраИ.А.Соколов. 1717–1757. Портрет императрицы Анны. 1740. Бумага, гравюра резцомГ.Ф.Шмидт. Портрет графа Разумовского.  Бумага, гравюра резцом

Глубокий тонкий психологизм, присущий живописным портретам Марии Николаевны кисти И.К. Макарова, Екатерины Федоровны Долгоруковой – копия с Вуаля, великого князя Александра Павловича круга Левицкого, Павла I (тип Кардели), А.В. Суворова – круг Крейцингера сделал их бесконечно притягательными и сегодня.

Возросший в мире интерес к русскому двору в конце XVIII – начале XIX века нашел свое прямое выражение в развитии видовой графики, где Петербургу принадлежала главная роль. Правдиво и ясно прорисованы С.Ф. Галактионовым, С.В. Ивановым, Д.И. Мартенсом виды дворцов Петергофа, Павловска и Гатчины. Русским художникам удалось перевести на язык графики живописные образы этих архитектурных строений.

Неизвестный художник XVIII в. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Не позднее 1787. Холст, маслоНеизвестный художник XVIII в. Портрет Долгоруковой Е.Ф.  Холст, маслоНеизвестный художник.  Портрет А.В. Суворова в Преображенском мундире. Круг Крейцингера. 1790-е. Холст, масло

Ювелирная тонкость в работах Я.В. Васильева «Проспект вниз по реке от Невского моста», А.П. Брюллова «Адмиралтейство» позволила передать не только ажур листвы, но и мельчайшие полутона световоздушной среды. Эти работы по прозрачности оттенков и тонкой поэтичности можно сравнить разве что с акварелью.

Выставка «Дом Романовых. Страницы истории» в полной мере показала, как благодаря исключительному таланту мастеров XVIII–XIX веков тема романовского дома оживает в уникальных экспонатах.

Наталия СТАРУН,
искусствовед,
Дальневосточный художественный музей