«Непобежденные». Проект Дмитрия Моргулиса, посвященный Одна из работ нашего фотографа называется «Близнюк Иван Владимирович». Ветеран о чем-то кому-то рассказывает. Мне интересно было бы знать, о чем говорит герой снимка. Но... Фотомастер скуп на информацию. Внимательно рассмотрим текст анонса: «...фотографии военных лет из личных архивов». Справа виден замечательный снимок санитарки и командира с белой повязкой на голове. Фотография-плакат. Не будем останавливаться на том, при каких обстоятельствах он сделан. Снимок убедителен, так могло быть и на самом деле. Фотография известная, ее публиковали многие печатные издания Советского Союза. Если бы кто-то из Хабаровского дома ветеранов № 1 был изображен на этой фотографии, то еще в молодости стал бы известен всей стране, но этого не случилось. Не может эта фотография быть из «личного архива». Некое лукавство. Далее. На парадной одежде одного из ветеранов войны заметен орден И. В. Сталина. Такого ордена среди государственных наград в Союзе Советских Социалистических Республик никогда не было. Современники не зря отмечали, что вождь был непомерно скромен. Отзывы о выставке «Непобежденные» все сплошь хвалебные. Кроме одного. И его стоит привести здесь полностью. «Выставка очень поверхностна. Дмитрий Моргулис отнесся к своей работе в духе того отношения, какое они [ветераны войны] ощущают всю свою жизнь. Под фотографиями стариков должна быть информация: где и в каком качестве служил, фронт, дивизия, полк, краткое описание последующего жизненного пути. Последнее место работы и должность. И, наконец, получил ли квартиру от государства. Тогда ваша выставка работала бы. Сейчас этого не происходит, одних медалей недостаточно. Ветеранов можно снять в обычной обстановке, когда пиджаки и медали в шкафу. Если психологические портреты дополнить информацией, указанной выше, мы поймем, что не все так просто... 28 июня 2011 года. Сергей Компанийченко, г. Санкт-Петербург». Теперь об авторе этого отзыва. Родился в 1953 году. В 1973 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Четырнадцать лет работал в сфере строительного комплекса Ленинграда и Ленинградской области. С 1990 года собственный фотокорреспондент Агентства Печати Новости (АПН) — Российского информационного агентства «Новости» (РИА «Новости»). Член Союза фотохудожников России, Союза журналистов Российской Федерации, международного Союза художников (IFA). Изданы два авторских фотоальбома о возрождении Валаамского монастыря: «Валаам» (1996), «Валаамский монастырь» (2004). Дважды лауреат премии Союза журналистов России (1993, 1995). Признан лучшим репортером Петербурга 1995 года. Гильдией профессиональных фотографов средств массовой информации России удостоен высшей национальной награды в области фотожурналистики — «Золотой глаз России» (2006). В 2008 году вышел в свет еще один его фотоальбом в соавторстве с Карлом Буллой. Сергей Компанийченко через объектив фотокамеры взглянул на Петербург так же, как это сделал более чем сто лет назад великий фотограф. Получился альбом в 288 страниц тиражом 3 000 экземпляров. А начинал учебу Сергей Компанийченко в хабаровском политене и лишь потом перевелся на тот же факультет ленинградского вуза. В июне 2011 года он приехал в Хабаровск на встречу бывших однокурсников, с которыми когда-то начинал постигать строительные азы... Дмитрий Моргулис обиделся. Ведь его хвалил за эти фотографии кто-то из американцев, кто-то из наших московских фотографов. Следует помнить, что иная похвала сродни капле яда. Мне же фотографии Дмитрия не запали в душу. От них сквозило равнодушием. Отзыв мастера молодой фотограф должен ценить как урок на будущее. Светлана Ильинична Тиканова возглавляет Хабаровское фотографическое общество. Одна из первых выставок возрожденного объединения вселила надежду на продолжение традиционной фотографии: показать среду обитания такой, какова она есть. В Доме культуры железнодорожников (Хабаровск-2) единомышленники по фотографическому цеху выставили работы, где можно разглядеть городские кварталы, дома и нас среди них — то, мимо чего мы летим не замечая. Сейчас делят фотографию на современную и непонятно какую. Подозреваю, что «современная фотография» призвана удивить человека таким образом, чтобы он, ошалевший от увиденного, почувствовал свою никчемность от непонимания происходящего вокруг. А «творцов» новейшего фотографического искусства воспринимал как законодателей чего-то нового. Сегодня часть людей с фотоаппаратами в руках называют себя фотохудожниками. Я понимаю право называться художником, если оно относится к гениальному писателю или артисту, так можно сказать о кузнеце, который, выковывая обыкновенную кочергу, сделал из нее произведение искусства. Да мало ли на свете людей той или иной профессии, о которых можно сказать именно так. Но вот каждого ли фотографа называть художником? К этому нужно стремиться. И тогда, может быть, кто-нибудь и удостоит его званием художника. А пока... Нескромно воспринимать себя фотохудожниками, творящими современную фотографию. Хабаровчанину Валерию Спидлену как фотографу можно позавидовать. Еще бы, он будучи своеобразным регистратором событий при правительстве Хабаровского края может видеть через видоискатель фотокамеры то новое, что оказывает влияние на нашу жизнь. Понимаю, служба его трудна. Но Валерий Александрович имеет возможность сделать снимки, которые становятся знаковыми для развития нашего региона. И главное в его работе — возможность видеть тех людей, которые творят историю края, историю Дальнего Востока. Но на его выставке я не увидел таких работ. Портреты людей, жанровые снимки. И ни одной подписи к ним. Автор предупредил собравшихся, что снимки должны говорить сами за себя. Согласен. Но это случается редко. И такие работы талантливых мастеров становятся известными всему миру. В данном случае этого не случилось. Мне довелось побывать в ноябре 2011 года в Санкт-Петербурге на собрании фотосекции при Союзе журналистов. Дружеская атмосфера, уважение друг к другу, доброжелательность. Получил приглашение на занятие факультета фотокорреспондентов при Союзе журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Этому учебному заведению более 50 лет. Двадцать восьмой год руководит факультетом Павел Михайлович Маркин. Как отмечается в книге «Фотофакультету — 50!», за это время выпущено более тысячи фоторепортеров, которых можно встретить в самых различных уголках земного шара... Я встретил здесь почти земляка — Петра Баишева из Якутска. Валерий ТОКАРСКИЙ |
|||
|