С портретами исторических деятелей нередко связаны интересные истории. Не стало исключением и живописное изображение приамурского генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского кисти К. Е. Маковского. После отъезда генерал-губернатора Муравьева-Амурского из Сибири иркутяне решили заказать портрет «любимого начальника». Жители обратились к своему земляку М. И. Пескову, который учился в Петербургской Императорской академии художеств, что стало возможным благодаря вмешательству Муравьева-Амурского. В Иркутске Михаил Песков служил в канцелярии губернского управления, но это рутинное дело было не для него. Ведь он, как говорится, был поцелован Богом — одарен талантом живописца. В 1854 году Песков сделал серию удачных портретов иркутских купцов и чиновников. Незаурядные способности художника-самородка заметил Муравьев-Амурский. Он ходатайствовал о поступлении Пескова на учебу в Академию художеств. При этом генерал-губернатор и материально поддерживал талантливого студента. Заказ земляков М. И. Песков передал сокурснику Константину Маковскому, с которым его объединял еще и дух бунтарства. В 1863 году они отказались от участия в выпускном конкурсе на Большую медаль, став позднее членами знаменитой Артели свободных художников. Маковский написал портрет Н. Н. Муравьева-Амурского маслом в полный рост на холсте размером 177?137 см. Работа экспонировалась на годичной выставке в Академии художеств и была принята столичными критиками довольно благосклонно, о чем свидетельствует отзыв К. Варнека в журнале «Северное сияние»: «Ловкая и смелая постановка, решительность работы, блестящий колорит — все это обратило внимание публики». Портрет Муравьева-Амурского вошел в фундаментальное издание Ф. И. Булгакова «Наши художники», где было отмечено, что «На академической выставке 1862 года посетители любовались, кроме женской головы, портретом г. Ушакова и особенно портретом графа Муравьева-Амурского, исполненным по заказу жителей Иркутска и находящимся по сие время в иркутском Общественном собрании. С этого портрета, отличающегося смелостью и ловкой постановкой позы, начинается целый ряд портретов К. Е. Маковского». Эта работа принесла К. Е. Маковскому славу «первоклассного портретиста». Не зря А. Н. Бенуа говорил, что произведения Маковского «не лишены поэзии». Картина была благополучно доставлена в Иркутск, где и обосновалась на долгие годы. К. Е. Маковский получил звание академика. В «Календаре-справочнике за 1914 год по Иркутску» портрет Муравьева-Амурского значится в списке главных достопримечательностей города. Можно предположить, что иркутский заказ стоил немалых денег: цены на подобные работы находились в диапазоне от 300 до 1 000 рублей. В отдельных случаях парадный портрет мог стоить существенно дороже. В 1864 году Маковский написал еще один портрет Муравьева-Амурского. Его судьба оказалась тесно связана с сибиряками. В своих воспоминаниях В. В. Муравьев-Амурский упоминает Н. П. Аносова и В. И. Базилевского. Николай Павлович Аносов служил при Муравьеве-Амурском горным инженером. Он участвовал в Амурской экспедиции 1854 года, открывал золотые месторождения на Амуре. В 1864 году Аносов заказал Маковскому портрет генерал-губернатора для себя. Второй портрет Муравьева-Амурского 1864 года по условию частного заказа создан в уменьшенном виде и представлял собой поясной вариант портрета 1863 года (холст, масло, 105,2?84,5 см). При этом Маковский изменил композиционное решение, уделил больше внимания психологической составляющей личности. После смерти Аносова портрет купил В. И. Базилевский — сын сибирского золотопромышленника, действительного статского советника, филантропа Ивана Федоровича Базилевского. Он преподнес второй портрет Муравьева-Амурского племяннику графа Валериану Валериановичу Муравьеву-Амурскому в качестве свадебного подарка. Первый портрет Муравьева-Амурского находился на обозрении общественности в присутственных местах Иркутска. Впоследствии он стал образцом для создания памятника Н. Н. Муравьеву-Амурскому. Второй экспонировался на выставке 1905 года. Журнальная пресса сообщала, что «<...> Выставка устраивается под Высочайшим Его Величества Государя Императора покровительством. <...> Председателем организационного комитета выставки состоит Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Михайлович». Выставка была связана и с Дальним Востоком и устроена в пользу вдов и сирот воинов, павших в Русской-японской войне 1905 года. Пресса отмечала, что она проходит «в годину тяжелых для русского чувства событий, совершающихся на Дальнем Востоке». В петербургских газетах напечатали полемику художника К. Е. Маковского с организатором выставки С. П. Дягилевым. Маковский был недоволен тем, что Дягилев выставил второй портрет Муравьева-Амурского, который художник называл «копией», «уменьшенным повторением». Он негодовал: «Не лучше ли было вовсе не выставлять мои произведения, чем позорить меня такой мелочью». Маковский ожидал, что будет представлен первый портрет из Иркутска. До 1917 года владельцем второго портрета 1864 года был граф В. В. Муравьев-Амурский. Затем он доверил семейную реликвию на хранение бывшему камергеру высочайшего двора, действительному статскому советнику, члену Попечительского комитета о сестрах милосердия Красного Креста, художнику-любителю Дмитрию Владимировичу Юферову. 25 сентября 1918 года Юферов передал портрет в Русский музей на временное хранение, сроки которого неоднократно продлевались, но в 1925 году он перешел на постоянное хранение. Впервые изображение Н. Н Муравьева-Амурского представлено на временной выставке «Художники Маковские» с декабря 2008 по март 2009 года. Портреты графа Муравьева-Амурского работы К. Е. Маковского стали предметом исследования искусствоведов Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева, старшего научного сотрудника Государственного Русского музея Н. В. Большаковой. В настоящее время тот, что относится к 1863 году и выполнен в полный рост, находится в фондах Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева, куда в 1920-х годах он поступил из Иркутского общественного собрания. Поясной портрет графа, датируемый 1864 годом, находится в фондах Государственного Русского музея. Татьяна АНАНЬИНА Источники
|
|||
|