Мистический узел бесконечной красоты

Ювелирное искусство — одно из древнейших, и сопровождало оно человечество практически на всем его пути, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Нередко обнаруженные украшения в виде ожерелий, подвесок, колец становятся своего рода шифром к пониманию многих тайн ушедших эпох. Потому что эти предметы несли в себе прежде всего сакральный смысл. В них отражались верования наших далеких предков, их представления о мире. И даже сегодня, в век высоких технологий, поражает эстетика древних украшений, индивидуальность взгляда мастеров, чьи работы дошли до нас.

Корни ювелирного искусства России также уходят в глубины столетий. Но считается, что его расцвет приходится на XVIII век. К слову, именно тогда появился термин «ювелир». Прежде говорили иначе — «золотых и серебряных дел мастер». И в этой терминологии отражаются те перемены, которые стали происходить в России с той поры, как царь Петр I «прорубил окно в Европу». В страну хлынул поток иностранных специалистов, в том числе и ювелиров, и все же, как отмечают исследователи, российские мастера сумели сохранить в своих произведениях национальный колорит. Наверное, потому и стал в XIX веке в ювелирном мире таким популярным «русский стиль», а в историю искусства вписаны имена «золотых и серебряных дел мастеров» Овчинникова, Сазикова, Постникова, братьев Грачевых, Фаберже. Их фирмы не только вышли на европейский рынок, но и получали заказы европейских королевских дворов.

Меняются времена и эпохи, а ювелирные украшения, подобно зеркалам, продолжают отражать все особенности того или иного периода. В советское время с его усредненностью и одинаковостью, ювелирное искусство было не в самой лучшей форме, но сегодня, когда в цене индивидуальность и авторский взгляд, в этой области декоративно-прикладного искусства настоящий всплеск.

В последние годы заметно развивается ювелирная отрасль Дальневосточного региона, совершенствуясь и составляя заметную конкуренцию крупнейшим производителям России. Причем изделия дальневосточных ювелиров не только не проигрывают в качестве, но и заметно меняют сложившиеся стереотипы, что все лучшее только в центре России. В ювелирной палитре Дальнего Востока заметно выделяется Дальневосточная ювелирная фабрика. Она достаточно молодая, но уже входит в десятку лучших ювелирных предприятий Дальнего Востока. За 5 лет работы на ювелирном рынке, высококвалифицированными мастерами фабрики изготовлено более 1000 моделей различных украшений из золота. Среди них особенно ярко выделяются изделия с цветными полудрагоценными камнями, с огранкой от простых форм до фантазийных. Причем по разнообразию изделий, равных Дальневосточной ювелирной фабрике, в нашем регионе нет. Ее сотрудники внимательно следят за всеми современными ювелирными тенденциями и технологиями, которые демонстрируются на ежегодных международных ярмарках в Москве, и самые интересные идеи воплощают в материале уже здесь, на Дальнем Востоке.

В списке изделий, выходящих под маркой Дальневосточной ювелирной фабрики, есть такие, которые в регионе пока еще не делает никто. К примеру, «трансформеры»: серьги, кольцо или подвеска с одним видом полудрагоценного камня несложным движением руки... превращаются в совсем другую модель с камнем иного оттенка. Или еще одна красивая и «загадочная» вещь — серьги, имитирующие сразу несколько сережек на ушной раковине.

Ювелирные украшения, выполненные мастерами этой фабрики, — товар штучный. Они делаются небольшими партиями, а иногда, по желанию клиента, в модель вносятся дополнительные штрихи. О многих изделиях можно говорить отдельно, описывая авторский замысел, подчеркивая достоинства огранки и формы. Подвески, напоминающие россыпь хрустальных брызг, кольцо с фианитом, обладающим александритовым эффектом и с ручной огранкой «снежинка». Учитывая тенденции времени, ювелиры делают изысканные подвески в восточной традиции. К примеру, «Дракона», символизирующего защиту от злых сил, или «Мистический узел», отражающий бесконечность любви, благополучия и, конечно же, красоты.

Возникла необходимость в создании фирменных магазинов «Сапфир» и «Все для ювелиров», потому что только таким образом можно представить всю палитру ювелирных украшений, рассказать о камне, показать красоту и индивидуальность изделий Дальневосточной ювелирной фабрики и привить вкус к современной ювелирной моде.

Важный момент — конкуренция, но директор Дальневосточной ювелирной фабрики Евгений Соколов убежден, что именно она заставляет работать в направлении творчества. Всегда интереснее пробовать новое, даже если это требует гораздо больших усилий, чем идти по накатанному пути, теряя при этом свой стиль.

Создание в Хабаровске Дальневосточной ювелирной фабрики — хороший знак. Здесь много моментов: формирование ювелирной школы, внедрение новинок ювелирной промышленности и, что, пожалуй, самое важное, повышение престижа дальневосточной ювелирной отрасли, формирование ее собственного лица.

Елена ГЛЕБОВА