Киноискусство способно сохранять время, оно делает нас очевидцами давно прошедших событий, и особая роль здесь у документального кино. Об этом мне посчастливилось поговорить с кинорежиссером Альбертом Самойловым, который с 2007 года руководит ООО «Дальневосточная киностудия» и совмещает в своем лице еще и должности оператора, монтажера, продюсера. В профессии он 30 лет, прошел путь от ассистента оператора до режиссера-постановщика, став мастером, который ставит и выполняет самые сложные творческие задачи. Участие фильмов Самойлова на многочисленных фестивалях, где они отмечались высокими наградами, а также звание «Почетный кинематографист России» в полной мере подтверждают мои слова. Хочется рассказать об этом человеке так, чтобы вы полюбили его и, как следствие, захотели посмотреть его фильмы. В век интернета сделать это совсем несложно. Внешность Альберта многое говорит о его характере. Невысокий, легкий, даже хрупкий на вид, он, несомненно, обладает выносливостью и силой. Как иначе? Ассистент оператора, как и сам оператор, передвигается по планете с грузом аппаратуры. Горы и пропасти для них просто точки съемки. Слабый такую профессию не выдержит. Это точно. Истинная красота человека, если верить учебнику пластической анатомии, заключается не во внешних чертах, а в энергии, в тонусе, в желании жить и радоваться жизни. Чего-чего, а жизненного азарта Альберту Самойлову хватает на целую киностудию. Его азарт, энергия и любовь к своему делу во многом позволили сохраниться искусству документального кино в нашем крае. Это не преувеличение. С чего началось становление этой незаурядной творческой личности? Как и положено, с рождения. Произошло это в 1964 году, в Хабаровске. Мама работала на «Энергомаше» инженером, отец трудился и теперь трудится механиком по наладке рентгеновского оборудования. Можно сделать вывод, что творчество не было семейной традицией и не перешло к Альберту Самойлову по наследству. На мой вопрос о призвании, о выборе профессии Альберт ответил без всякого сомнения: «Это воля божья». Много лет пишу статьи о художниках, но такого четкого, однозначного ответа о призвании никогда не слышал. Сознаюсь, мне ответ Альберта очень понравился. Это значит, что художник относится к своему делу как к служению высшему началу, что он не увлечен самим собой, занимаясь пресловутым самовыражением, а по сути самолюбованием. В школе Альберт, как и многие его сверстники, пытался освоить фотоаппарат. Отщелкал несколько пленок и на этом остановился. Еще очень любил ходить в кино. «Фантомас», «Неуловимые мстители» заставляли зал замирать и вскрикивать от восторга, а гибель девушек из знаменитого фильма о войне вызывала искренние слезы. Пожалуй, нет в его биографии никаких особых знаков, говорящих о спящем до времени таланте. — Я мечтал стать сыщиком — кого-то ловить, восстанавливать справедливость. После школы поехал во Владивосток — поступать на юридический, слава богу, не поступил и устроился учеником слесаря на «Энергомаш». Нравилось ощущать себя рабочим классом, идти на работу по гудку. Еще я играл в СКА в футбол, ходил в радиошколу ДОСААФ, всерьез готовился к армии и служить пошел с желанием. И вдруг, месяца за три до дембеля, написал маме: хочу снимать кино, хочу стать кинооператором. Почему? Откуда это? Не знаю... Альберт — рассказчик эмоциональный. Записывать его быструю речь трудно. Прерывать не хочется, чтобы не сбить. Но угнаться не всегда удается. Вот я и предлагаю отдохнуть, чаю попить, сделать перерыв. Пьем чай, но рассказ продолжается. Альберт вспоминает старинное кирпичное здание на берегу Амура. Когда-то в нем находилась первая хабаровская электростанция, затем разместилась студия кинохроники. К сожалению, сегодня на этом месте растет трава, и некуда поместить мемориальную доску в память о создателях кинолетописи Дальнего Востока. Как тут не вспомнить о траве забвения, которая почти мгновенно скрывает все, что наработало прошлое поколение? Но тогда, в 1984-м, Альберт Самойлов не без волнения вошел в здание Дальневосточной студии кинохроники и сразу почувствовал, что попал в иной мир, где, казалось, даже воздух был другим. Явственно пахло кинопленкой, реактивами, свободой, а еще, представьте себе, дальними странствиями. И Альберт сразу понял, что это его мир. Несколько лет он проработал ассистентом оператора. Иначе говоря, носильщиком штатива и мальчиком на побегушках. — Представляешь, мы на съемках: люди у мартена, на стройке, на комбайне работают, а я, здоровенный детина, ношу за оператором штатив. Это все, что я умею. Стыдно немного. Но я верил, что стану профессионалом, буду сам снимать. Для меня становилось событием, если позволяли посмотреть в видоискатель. Я был ассистентом Игоря Валентиновича Мирного. Его отец в 1930-х годах стоял у истоков документального кино на Дальнем Востоке. Что такое студия? Это особая жизнь. Часть киногрупп в разъездах по всей стране. Каждую неделю кто-то возвращается, и начинаются рассказы о встречах, приключениях. Рассказы эти со временем превращаются в легенды. А вообще в то время каждый десятый документальный фильм в Советском Союзе снимался на нашей студии, регулярно выходил киножурнал «Дальний Восток», никто из операторов и режиссеров не сидел без работы и все были уверены в завтрашнем дне. Альберт вписался в этот мир сразу. Его выбрали комсоргом, и он дневал и ночевал на студии, организуя просмотры, вечера и вечеринки, выезды и походы. Веселая суета не помешала готовиться к поступлению во ВГИК, для чего пришлось всерьез изучить фотографию. А для понимания законов композиции он анализировал шедевры мировой живописи. Помогали в этом коллеги, друзья, но ведь и он при случае был готов помочь каждому. В 1986 году поехал в Москву. Как он сам говорит, на разведку: посмотреть требования при поступлении в институт. И, неожиданно для себя, поступил. — Это призвание сработало. Мне дали зеленый свет. Началась учеба, и на меня обрушилось кино! Множество залов, просмотры, разборы, киноведы, кинокритики, известные, знаменитые кинематографисты и шедевры, множество шедевров! Ты живешь этим, впитываешь это как губка! И все-таки главное в учебе — уровень профессионального общения. Однажды нам показали лучший документальный фильм того времени «Рыбачка». Автор — лауреат Госпремии РСФСР, народный артист РСФСР Ф. А. Фартусов. А ведь для меня он был просто Федором Алексеевичем, потому что мы вместе работали на одной студии в Хабаровске. И так важно и приятно было осознать, что Хабаровск не провинция... Когда жить интересно, время не идет, а летит. В 1992 году Альберт Самойлов защитил диплом. Выпускной работой стал фильм «Майматэ» (совместно с Андреем Сидоровым). Этот поэтический рассказ о красоте реки, протекающей на севере Хабаровского края, стал участником фестивалей в стране и за рубежом. — И началась моя киношная жизнь! Началась в эпоху перемен. Менялась страна, менялась жизнь. За год до путча я вышел из партии, в которую вступил еще в армии. Свобода и искусство заставили совершить этот поступок. Правда, коммунисты оформили мой выход как исключение, но я ничего не боялся. Да и некогда было Альберту Самойлову бояться — он снимал кино. Теперь он чувствовал, что жизнь и судьба совпали и стали одним целым. Фильмы, снятые им и при его участии, показывались на самых престижных фестивалях, они получали призы и награды. Лично меня очень тронул фильм «Любовь», снятый в 1997 году совместно с Еленой Шумилиной. Судьба, трагедия, несправедливость и верность в любви. Прошло столько лет, но до сих пор помню его героев. Значит, была задета душа. Она ничего не забывает. В 1998 году Альберт снял фильм «Обычай, или Хроника скорбного дня», и с ним произошла странная, почти мистическая история. Героем картины стал Евгений Михайлович Фентисов, художник и мой учитель. Сам Евгений Михайлович в съемках не участвовал, поскольку умер за год до того. Героями фильма выступили осиротевшая мастерская и завершенные и незавершенные работы мастера. Мне запомнился кадр, в котором маленький внук Фентисова сидит на корточках и вертит стрелку снятых со стены часов. Он, играя, вертит ее в обратную сторону. И возникает образ очень сложный и глубокий. Что такое время? Так ли оно невозвратно, как нам кажется? Что мы оставляем на Земле и что берем с собой в вечность? Но самое большое потрясение испытал я, когда услышал авторский текст. Это были мои собственные слова, написанные по поводу смерти учителя. Текст был опубликован в газете и попал в руки автора фильма. Так мы и встретились, еще ничего не зная друг о друге. Как известно, случайных встреч не бывает. Статья, которую вы читаете, тоже результат той давней встречи в самом конце XX века. Позже я участвовал в нескольких проектах Альберта как художник и даже как персонаж. Скажу прямо, мне нравится мой герой. Нравятся его взгляды на искусство и нравятся его фильмы, потому что он, как и я, считает, что поводом для творчества должна быть любовь. Только любовь может разрушать стены между людьми. Любовь способна создавать поле особого взаимного расположения, созидать мир, в котором легко и радостно жить. Эту актуальную на все времена задачу в меру своего таланта пытается решать и решает успешно в своем творчестве Альберт Самойлов. Может, поэтому и личная его жизнь так тесно связана с кино. С женой Анной он познакомился на съемках фильма в 1998 году. Тогда она работала на телевидении, а уже в 2002 году выступила как режиссер в фильме «Деньги! Деньги? Деньги...», снятом по сценарию Н. Д. Наволочкина. Естественно, Альберт Самойлов был оператором фильма. Семейный и творческий союз совпали полностью. Считаю, что это редкий и очень счастливый случай. Жизнь в стране перекраивалась и менялась, и не всегда в лучшую сторону. В 2003 году Альберт снял последний выпуск киножурнала «Дальний Восток» и фильм «Мутные воды». Пленка на студии кончилась, финансирование из центра прекратилось, и нужно было учиться работать в новых условиях. Для этого Самойлов организовал свою студию, научился писать заявки на гранты, вложил собственные деньги. Иначе говоря, стал продюсером, организатором кинопроизводства. Почти 60 фильмов снято им или при его участии, и от картины к картине растет список фестивальных просмотров и призов. Это говорит о росте мастерства, о признании. Кажется, все прекрасно, но Альберт охладил мой оптимизм. Кинематографистов в Хабаровске почти не осталось. Смены поколений не произошло. Поэтому, как говорится, «кина не будет». Некому его снимать. Нет молодых и, очевидно, не будет. И сам Альберт с грустью признался, что подумывает об отъезде из Хабаровска. — Если не получу гранта на съемки нового фильма, то что мне здесь делать? Без кино я себя не мыслю. Согласен на любые условия, лишь бы дали возможность снимать. Мы говорим о равнодушии чиновников от культуры, о политике государства в этой области и прочих грустных вещах. Но мы не пессимисты. Художник обязан верить в лучшее, иначе ему не стоит браться за кисть или камеру. Говоря о прошлом или о сегодняшнем дне, он обязательно думает о будущем, активно его формирует, напоминая всем о добре, справедливости и любви. Это отличительная черта всех фильмов, снятых хабаровчанином Альбертом Самойловым. Александр ЛЕПЕТУХИН |
|||
|