Большинством людей, совершенно далеких от круга творческой богемы, художники часто воспринимаются как абстрактные фигуры, как начертанное на табличке имя рядом с картиной. Особенно это характерно для ретроспективных выставок, когда из запасников музея извлекаются произведения, созданные десятилетия назад, и тогда уже о самом мастере говорят, в сущности, только его творения. Во время торжественных вернисажей художники не любят выступать перед аудиторией, полагая, что все самое главное уже высказано в полотнах или графических листах. Не все они люди публичные, поскольку большую часть светового дня проводят в уединении в своих мастерских или на пленэрах. Многих из них повседневное, шумное, суетное отвлекает от возможности самоуглубленно работать. И тем важнее для нас появление книги Александра Лепетухина «Вчера, сегодня, всегда...», где собраны очерки, воспоминания, эссе о художниках и художественной жизни. Издание подготовлено редакцией «Дальний Восток» к 75-летию Хабаровского краевого отделения Всероссийской творческой организации (Союз художников России). Книга рождалась постепенно, в течение многих лет. Начиналась она с цикла статей в газете «Тихоокеанская звезда» под рубрикой «Душа и творчество», а также в «Молодом дальневосточнике», журнале «Дальний Восток». Теперь все эти материалы собраны под одной обложкой и представляют собой многогранное произведение, охватывающее серьезный отрезок времени. Автор рассказывает о тех, кого хорошо знал и знает. Это его учителя на художественно-графическом факультете Хабаровского педагогического института, где сам он когда-то учился, старейшие члены творческого Союза художников, а также и его ученики, тоже ставшие художниками. От академических монографий об искусстве книгу Александра Лепетухина отличает живой образный язык. В очерках ему удалось сохранить живую интонацию общения, и при этом как-то ненавязчиво показать самоотверженность повседневного труда художников. Автор сделал все, чтобы сократить дистанцию между творцами и читателем, нашел верные и точные интонации для каждого своего героя. Книга в какой-то мере создает эффект присутствия того мастера, о ком идет речь. Становится ясно, как близки и дороги Лепетухину люди, о которых он рассказывает. Судьбы художников вплетены в историю страны и творческого Союза, и поэтому в книге постоянно проявляется еще один пространственный слой — след прошедшего времени. В жизни каждого, о ком пишет Лепетухин, он сфокусирован по-разному. В описании чисто бытовых ситуаций важную роль играют детали, тонко создающие колорит времени, придающие заурядным событиям какой-то надбытийный характер. И как-то незаметно время поворачивается вспять, словно параллельно книжному тексту в сознании раскручивается лента памяти, неожиданно обостряя в сугубо житейском значительное и трагическое, возвышенное и забавное. Александр Лепетухин повествует о нескольких поколениях художников, это полифония характеров и судеб. Читая очерки и воспоминания, невольно ощущаешь себя в чьей-то мастерской, в окружении картин и этюдов, слушаешь неспешный увлекательный рассказ. Книга Александра Петровича Лепетухина по настроению искренняя и светлая. Автор сам профессиональный художник и писатель, его видение, понимание и оценка созданных мастерами произведений тоже необычайно интересны для читателя. Лепетухин умеет внимательно слушать и рассказывать, сохраняя нерасторжимую слитность видения мира человеком и художником, которого он воспринимает как единую творческую личность. Отсюда логика и убедительность в изложении материала. Не умаляя значения художественного дарования, Александр Лепетухин раскрывает перед читателем самое сокровенное — сложный и многообразный процесс развития творческой личности, рождения замыслов, художественного «я». Книга интересная, умная, вдумчивая и, самое главное, вызывающая желание еще раз увидеть, уже другими глазами, произведения наших мастеров. Виктория ШИШКИНА |
|||
|