История и мистерия

Первыми зрителями спектакля-мистерии «Путь святителя», поставленного якутским режиссером Андреем Борисовым на сцене Государственного академического русского драматического театра им. А. С. Пушкина (Якутск), стали москвичи. Премьера состоялась в конце декабря 2017 года во время Дней Якутии в Москве, проходивших под общим названием «Тепло вечной мерзлоты» и посвященных нескольким историческими датам — 385-летию с момента вхождения Якутии в состав Российского государства, 95-летию образования Якутской АССР, 25-летию Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).

Андрей Борисов на репетицииПрограмма этого большого форума вместила Дни якутского кино, выставки традиционных ремесел, персоналии молодого живописца Семена Луканси, презентацию исторического альбома «Пути великих свершений», научную конференцию «Историческая наука и архив: Республика Саха (Якутия) сквозь века», этноконцерт «Северное сияние над Москвой», концерты мастеров искусств Республики Саха и Государственного ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии», театральные показы. Завершающим событием и, пожалуй, самым масштабным, стал «Путь святителя».

Иоанн Вениаминов – Евгений Кузьмин, Екатерина – Марина СлепневаСпектакль-мистерия создан по пьесе Владимира Федорова «Алмазный крест», которая написана к 220-летию со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Дальнего Востока. За постановку взялся Андрей Борисов (вторым режиссером стал его ученик Андрей Габышев) и, придумав зрелищную сценическую форму, создал грандиозное историческое полотно. В Москву уже отправились декорации, оборудование, костюмы, а в Якутске все еще продолжались напряженные репетиции. Режиссер задействовал около 150 актеров и помимо артистов Государственного академического русского драматического театра им. А. С. Пушкина привлек исполнителей из Саха академического театра им. П. А. Ойунского, Театра Олонхо, Национального театра танца им. С. Зверева-Кыыл Уола, Театра коренных малочисленных народов Севера, детской театральной студии «Тускул» при Якутском ТЮЗе, самодеятельного ансамбля «Ямские бубенцы».

Сцена из спектакля «Путь святителя»По словам Андрея Борисова, для него было важно показать Якутию как форпост освоения Сибири, Дальнего Востока и Аляски через уникальную личность святителя Иннокентия. Проповедуя православие, строя церкви, изучая языки северных народов и переводя книги, он стал для них символом просвещения, мудрости и доброты. В канву пьесы и спектакля вплетены важные события российской истории, что делает «Путь святителя» своего рода документом. Это непросто, но в достаточно сжатом по времени театральном пространстве (спектакль длится менее трех часов) его создателям удалось показать судьбу выдающегося религиозного деятеля и главные страницы в летописи России. Здесь звучат темы Русской Америки, миссионерства Русской православной церкви, войны с Турцией, затрагивается история Крыма, показано зарождение терроризма как предвестника революционного переворота 1917 года.

Иван Крюков – Степан БерезовскийСценография Михаила Егорова позволила звучать сложному театральному тексту легко и свободно, не отвлекая от событий и характеров персонажей. Спектакль осуществлен при поддержке Министерства культуры РФ, а компания «Панасоник» безвозмездно предоставила большой светодиодный экран, на который проецировались старые гравюры, архивные и современные фотографии. Благодаря другому специальному экрану, установленному на переднем плане сцены, изображения передавались в формате 3D. В определенные моменты возникали удивительные по воздействию видеоэффекты с летящими над морем птицами, объемным становился храм, где венчались будущий святитель и его жена Екатерина, и через весь спектакль проходила важная смысловая ремарка — старинная географическая карта, где особо выделялись Сибирь, Дальний Восток, Аляска (художник-дизайнер видеоконтента — Николай Ефремов).

Точная по эмоциональному воздействию, с богатыми симфоническими сюжетами музыка написана для этого спектакля Виктором Климиным, который уже не раз становился соавтором постановок Борисова. Объем театральному действию придал и звуковой ряд, где соединяются голоса природы, колокольные звоны, народные песнопения (музыкальное оформление — Сергей Ацегейда). Достоверный этнографический образ постановки сложился и благодаря костюмам, созданным по эскизам Сарданы Федотовой и отражающим культуру самых разных народов — русских, якутов, тлинкитов, чукчей, алеутов.

Екатерина – Марина СлепневаВ череде событий, которые переносят зрителя из Иркутска в Якутск, затем на Аляску, в Петербург, не стираются индивидуальные черты героев повествования, даже если это массовые сцены. Режиссер добивается того, что каждый персонаж важен, наделяет его своей небольшой историей, судьбой. Поэтому картины с народными гуляньями на Масленицу, события у монастырских стен или же в далеком селении тлинкитов становятся такими живыми, и кажется, что без них спектакль утратил бы многие важные черты. Здесь сильный актерский ансамбль и россыпь отдельных работ, сделанных талантливо и достоверно. Прежде всего, Иоанн Вениаминов в исполнении Евгения Кузьмина и его жена Екатерина, сыгранная Мариной Слепневой. Небольшие, но драматургически наполненные роли у Андрея Габышева (Гавриил — священник, помощник митрополита Иннокения), Степана Федоренко (Стефан Попов — младший брат святителя, священник-миссионер), Степана Березовского (Иван Васильевич Крюков — постоянный спутник миссионера Вениаминова) Михаила Мамлеева и Евгении Адамчук (последний губернатор Аляски и его супруга), Дмитрия Артемьева (шаман индейцев-колошей), Ефима Степанова (Иван Смиренников — «шаман»-провидец), Василия Слепцова (глава алеутского рода)...

«Все события, которые происходят во время этого спектакля-мистерии, так ассоциативно, а иногда вполне прямолинейно отсылают нас к тому, что происходит вокруг России сейчас, — сказал накануне премьеры в одном из интервью Андрей Борисов. — Иногда от этого становится не по себе, потому что российская земля всегда была объектом вожделения для многих государств».

«Путь святителя» и по масштабу режиссерской концепции, и по охвату времени оправдывает заявленный жанр мистерии. И не только потому, что позволяет увидеть сакральный мир истинного христианина, который делал что должно, и до конца нес свой крест. Авторам спектакля удалось избежать штампов и пафоса и показать трагическую и светлую судьбу нашей большой страны со всеми ее противоречиями и уникальными людьми, на которых, возможно, она и держится до сих пор.

Елена ГЛЕБОВА
В материале использованы фотографии Владимира Федорова из архива Государственного академического русского драматического театра им. А. С. Пушкина (http://гардт.рф)