Лети!

Заметки школьного учителя литературы

В августе этого года исполнилось 25 лет с того момента, как я переступила порог родной хорской школы № 1 в качестве преподавателя. Мои учителя стали коллегами, а уроки сегодня я веду в том самом кабинете, где когда-то девчонкой с двумя косичками сидела за партой. Классным руководителем была учитель русского языка и литературы Эмма Александровна Суркова. Для меня она всегда образец учительского такта, интеллигентности, ответственности за свое дело.

Меняется мир вокруг, но неизменными остаются те правила и принципы, которыми должен руководствоваться учитель, желающий повести за собой учеников, стать для них примером, научить и воспитать. Для меня это прежде всего честность, справедливость и желание работать. Честность и справедливость во всем: в оценках, отношениях. Умение работать так, чтобы не стыдно было спрашивать с детей. Работать обязательно творчески!

Неизменными остаются и дети: они такие же разные, как и 25 лет назад. В каждом классе есть свои звезды и хулиганы, тихони и генераторы идей. В копилке достижений учеников нашей школы немало побед: есть и стобалльники, и победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, и победители всероссийских конкурсов. Мои ученики показывают стабильно высокие результаты на Едином государственном экзамене.

Встреча с детскими белорусскими авторами А. Жвалевским и Е. Пастернак  в библиотеке им. Н.Д. НаволочкинаВ 2022 году ученица 5-го класса Александра Шевчук победила на Всероссийском конкурсе сочинений, учредителем которого является Министерство просвещения Российской Федерации. Работа Саши вошла в сборник лучших сочинений ребят со всей России. Награждение лауреатов федерального этапа состоялось в ноябре прошлого года в общественной палате РФ в Москве. Для ребят организовали большую экскурсионную программу по значимым местам столицы. Конечно, такой успех окрыляет. В марте 2023 года ученица стала призером регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности».

Что помогло маленькой девочке из небольшого поселка добиться такого результата? Во-первых, ее способность творчески воспринимать мир и передавать это на бумаге. Саша много читает, причем интересны ей уже не детские книги, а подростковая проза. Да и пишет она по-взрослому: свое сочинение на Всероссийский конкурс писала от лица пятнадцатилетнего школьника. Писала о Бородинском сражении, поэтому пришлось посидеть и над историческими источниками, ведь одним из критериев оценки работ является корректность использования исторического, литературного материала. А во-вторых, сошлись пути одаренного ребенка, способного к полету, и учителя, расправившего его крылья, доведшего до точки взлета и сказавшего: «Лети!»

Книга + подача = удача

Чем дольше работаю в школе, тем больше и больше убеждаюсь, что воспитательный потенциал книги необычайно велик. Тот путь, который проходит каждый человек — падения и взлеты, ошибки и приобретения — уже давно описан в литературе. Поэтому взрослым, не видящим выхода в сложной ситуации, идущим ложным путем, хочется сказать: «Читайте книги, в них — все!» «Когда у человека беда, то всегда кажется, что именно ему больнее и хуже всех на свете. Но за тысячи лет, что человек живет на земле, прошло много, много миллионов жизней. И такая же беда уже случилась с кем-то другим. Оттого, что ты это знаешь, твоя личная боль не становится меньше, но эти знания помогают не потерять надежду», — читаем с шестиклассниками в повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок».

Е.А. Чиганова и ее ученица Александра Шевчук – победитель Всероссийского конкурса сочиненийПодбирая книги для чтения с ребятами, хочется затронуть их души, заронить зерна любви к литературе, хочется, чтобы мои ученики состоялись как читатели. Конечно, методы и приемы подачи материала на уроке тоже должны быть интересны подросткам. Высшая оценка состоявшегося урока — это то открытие, которое делают ребята во время него.

Самое страшное для меня как для учителя — стать частью ежедневной рутинной работы. Когда такие серые будни наваливаются, хочется встряхнуться, сотворить что-то эдакое. В копилке моих уроков есть и путешествия, и библиотечные уроки, и встречи с интересными людьми, и читательские конференции.

Помню, когда в Хабаровск по приглашению библиотеки имени Н. Д. Наволочкина приехали белорусские авторы А. Жвалевский и Е. Пастернак, и нас пригласили на эту встречу, мы были очень рады такому значимому событию. Читали с детьми их книги, обсуждали, готовили самопрезентацию. Для ребят это важный опыт: атмосфера живого общения с авторами будит в них желание читать, дети знакомятся с правилами ведения дискуссии, учатся строить неподготовленную речь, сотрудничать в группах.

В этой же библиотеке уже два раза мне посчастливилось давать урок по «Золотой Ригме» В. П. Сысоева. Библиотека была конечным пунктом нашего путешествия из поселка Хор в Хабаровск. По пути мы побывали в п. Корфовском, где установлен памятный знак проводнику Арсеньева Дерсу Узала, в Краевом музее им. Н. И. Гродекова. Целью этого путешествия было знакомство с деятельностью Сысоева на Дальнем Востоке, хотелось на примере его личности продемонстрировать неравнодушное отношение человека к природе, любовь к «братья нашим меньшим».

«По следам Золотой Ригмы» в Хабаровском краевом музее им. Н.И. ГродековаЗанятие выстраивалось так, что детям нужно было самостоятельно добыть информацию о Всеволоде Петровиче. Так, например, выйдя из автобуса в Корфовском, они должны были расспросить местных жителей о том, кому установлен памятный знак у дороги, а, слушая рассказ экскурсовода в Гродековском музее, записать как можно больше информации об известном писателе-краеведе. И уже в библиотеке группы делились накопленными во время путешествия сведениями. Ребятам стали понятны истоки написания такого трогательного произведения о родном крае и желание автора рассказать читателям о красоте Приамурья, понятно, что еще и талант художника, художника слова, позволил Сысоеву говорить об этом просто и выразительно. Исход таких уроков всегда один: а когда еще поедем?

Другой пример приобщения к прекрасному через чтение — поездки в театр. Прочитали с шестиклассниками сказку К. ДиКамилло «Приключения кролика Эдварда», побывали в Хабаровском ТЮЗе на премьере спектакля, а потом обсуждали, делились впечатлениями, сравнивали постановку и оригинал. С восьмиклассниками прочитали «Ревизора» — съездили в Краевой театр драмы. Скоро до «Алых парусов» дойдем с пятиклассниками, в театр музыкальной комедии обязательно выберемся (со старшими уже были). Для нас, учителей литературы, постановки классических произведений на сцене — огромное подспорье. Наложение визуального ряда на появившийся ранее после чтения может приятно или неприятно удивить, заставить сопоставлять, оценивать. Ну и, конечно, эмоциональный интеллект развивает театр.

Непревзойденная в плане воспитания добрых чувств сказка Экзюпери «Маленький принц». Сколько читаем ее в 6-м классе, столько хочется подбирать новые и новые формы работы. Не могу позволить читать ее в отрывках — только полностью! Самой яркой формой работы с этим произведением стала разработка и реализация сетевого проекта. Перед тем как появилась группа «В поисках Маленького принца» «ВКонтакте», дети получили письма о том, что командир Межгалактического патруля приглашает их в путешествие. (Впервые получили по почте письма!) В них была инструкция по поиску среди одноклассников участников своей команды. Два дня они в этом варились, понимали, что это и где. После дружно отправили заявки на вхождение в группу.

«В поисках Маленького принца»Не заставило себя ждать сообщение от командира Межгалактического патруля с первым заданием, обязательными критериями оценивания, сроками выполнения. Все пять команд должны были выбрать командира и сделать групповое фото. Я, замерев, ждала: справятся ли, сумеют ли собраться, интересно ли это моим шестиклашкам? Но вот все команды на старте: названия подобрали, фотографии выложили.

Пришло время представить детям участников Межгалактического патруля, тех людей, которые будут оценивать их: две родительницы, классный руководитель, девятиклассница, неравнодушная к чтению, и я — собственно командир Межгалактического патруля. После оценивания каждого задания результаты выкладывались на странице группы с обязательными комментариями, с выделением находок.

Вторым заданием стала реклама книги: кто-то видео в библиотеке снимал, кто-то афишу рисовал, но повторов не было. На третьем задании пришло время подключить родителей — проект-то совместный. Таким заданием стала запись аудиофрагмента книги. Записали, даже видео наложили, опубликовали в группе. Слушала потом, и мурашки по коже... до того трогательно слышать, как читают по ролям отец и ребенок!

«В поисках Маленького принца»Четвертое задание — создание слайд-шоу из рисунков всех участников команды: некоторые по пять работ сделали, видео создали, музыкой сопроводили. Все опять в лучшем виде! Придумывая пятое задание, честно говоря, уже голову сломала. Придумала: памятник книге! Удобно то, что на странице группы «ВКонтакте» можно публиковать и различный материал, который дети будут изучать. Например, с целью наводки рассказала им о памятниках литературным персонажам: кому, в каком городе, разместила фотографии. За каждое задание от каждого участника Межгалактического патруля команды получали определенное количество звезд (от 1 до 5), а потом эти звезды, но уже вырезанные из бумаги, клеили в классе на звездоленты. Лидеры, команда «Астероид Б-612», набрали 124 звезды!

Я, конечно, этим не удовольствовалась, осталось ощущение недосказанности — нужен контакт с детьми с глазу на глаз, хочется поработать с текстом, смыслом произведения, поэтому было решено посумеречничать с детьми и родителями. Так родился квест «В поисках Маленького принца». Если раньше родители были в тени, то здесь развернулись в полную силу: огромный самолет сконструировали и к потолку подвесили, серебристых звезд нарезали, туда же прикрепили, фильм, рассказывающий об этапах проекта, смонтировали. И на самом мероприятии помогали как могли: фотографировали, сопровождали команды в путешествии по станциям, пытались подсказывать.

Настало время рефлексии: через неделю на уроке предложила детям написать отзыв об этом путешествии длиной в три месяца. Как бы это так оформить, чтобы на память осталось? Не в тетрадях же! Под руку попался альбом для фотографий (совершенно новый и совершенно бесполезный). Сделали новую обложку и получилась книга «Читалочка», в карманчиках которой разместились детские отзывы.

«...не знаю сам, что буду петь — но только песня зреет»

Творческая встреча с народным художником В.П. ДроздовымВ моей практике часто случается так, что, взявшись за какой-то весомый материал, я понимаю, что разработать его нужно на все сто процентов, потому что истории, судьбы, которые скрыты в нем, имеют огромный нравственный воспитательный потенциал. Начиная этот путь, я иногда даже не представляю, чем он закончится. Так в 2018 году состоялось наше знакомство с народным художником России Виталием Петровичем Дроздовым, переросшее в многолетнюю дружбу и подарившее мне и ребятам множество ярких моментов.

В одном из летних профильных отрядов «Умники и умницы» была продолжена работа научного общества «Эврика», которым я руковожу на протяжении нескольких лет. Мероприятия, запланированные на июнь, связаны с историей поселка, школы, с биографиями земляков. Задуманный нами проект «Учениками славится Россия...» предполагал сбор материалов о выпускниках школы, ставших известными. Большую помощь в этой работе оказал председатель совета ветеранов нашего поселка Б. К. Кузнецов. Именно он познакомил нас со своим добрым другом Виталием Петровичем Дроздовым, окончившим нашу Хорскую школу № 1 в 1956 году, помог организовать встречу с прославленным земляком.

Виталий Петрович оказался очень интересным человеком. Много рассказывал о детстве, с теплотой и благодарностью вспоминал своих учителей. Это очень умный, начитанный человек, болеющий за будущее российской художественной школы. После встречи в стенах школы он пригласил ребят в свою мастерскую. Разве можно было отказаться?!

В июне небольшой отряд «Умников и умниц» «высадился» на 15-м этаже многоэтажки в центре Хабаровска. Ощущение причастности к чему-то большому оставила эта встреча: оригинальные работы художника в сопровождении авторских комментариев — такого не увидишь даже в музее! Народный художник Дроздов на самом деле открытый и радушный человек, готовый делиться своими замыслами. А потом было еще несколько встреч, но уже в родном поселке. Первая — на выставке картин в местном Доме культуры, организованной к 120-летию поселка. А поздней осенью мы побывали на даче художника, расположенной в живописном месте, на берегу реки Хор: пили чай с булочками и медом и разговаривали о прошлом и настоящем. Виталию Петровичу интересно все: как учатся, чем интересуются, какие книги, читают современные подростки.

Делимся летними впечатлениями на первом уроке литературы «Литература как искусство слова»

Большое за пазухой не утаишь, оно так и просится наружу: возникло желание создать что-то яркое, чтобы поделиться знанием о том, что прекрасное рядом, что еще жив и живет совсем недалеко человек, несущий его людям и болеющий за них. В 2019 году Виталию Петровичу исполнялось 80 лет — почетная, славная дата! Узнав от его ученицы Ольги Демиховой, что Виталий Петрович любит календари и с удовольствием их покупает, мы решили спроектировать настенный перекидной календарь, проиллюстрировав его страницы репродукциями картин художника и подобрав к репродукциям подходящие по смыслу фрагменты стихотворений дальневосточных авторов. Показалось, что работа несложная: вводи в поисковую строку Интернета существительные-теги, называющие предметы на картинах или названия картин, нужные строчки и появятся. На деле оказалось не так-то просто. Стихотворений дальневосточников, а тем более хорских поэтов, в Интернете немного, да и к сюжету картины подобрать соответствие сложно. Однако справились — получилось. На обложке календаря расположили слова нашего земляка Бориса Кузнецова, посвященные творчеству Дроздова:

Художник! Земляк наш былинный!
Всевышний! Продли твои дни!
Пусть новые будут картины,
Пусть правдою дышат они.

На творческом вечере, посвященном 80-летию художника, в торжественной обстановке вручили подарок.

Совсем недавно, 14 февраля 2023 года, Виталия Петровича не стало. Но он словно бы рядом: в кабинете литературы висит его картина, переданная им в дар нашей школе, на полках лежат книги с его автографами. И пусть сегодня уже не он сам, но мы, сохранившие память о нем, рассказываем нынешним школьниками о жизни знаменитого земляка.

От понимания текста — к пониманию себя, от анализа текста — к созданию собственного

Помню, как странно, учась в институте (поступали в 1992 году в институт, заканчивали в 1997-м уже университет — наш, хабаровский педагогический), было слышать фразу: «мир как текст». А сейчас учу детей всматриваться в мелочи, быть внимательными к деталям окружающего мира, давать оценку созданным авторским текстам. Я понимаю, что далеко не все из моих учеников будут связаны с литературой, но так хочется, чтобы каждый из них вырос творцом своего мира, своего дела.

Такая работа по пробуждению и высвобождению креатива начинается уже в 5-м классе. Еще до знакомства со мной будущие пятиклассники получают задание от учителя начальной школы: в течение каникул сохранить какой-то предмет, рассказывающий о ярком летнем впечатлении, а на первом уроке литературы рассказать о нем. Нужно отметить, что в «музее лета», созданном мной заранее на одной из высвобожденных полок шкафа, появляются не только ракушки. Здесь и бабушкино полотенце, и свеча зажигания, и маленькая подводная видеокамера, и заяц-путешественник и многое другое, о чем готовы рассказывать ребята своим одноклассникам.

Делимся летними впечатлениями на первом уроке литературы «Литература как искусство слова»

Арбузы, приготовленные родителями и разложенные в чашки работниками столовой, наполняют класс запахом лета, будят приятные воспоминания. Кстати, обонятельные впечатления надолго запоминаются детям, ассоциируясь в том числе и с моими уроками. Поэтому, если есть возможность дать детям «вдохнуть» занятие, не скуплюсь, отрабатываю и этот момент. Например, во время проведения квеста «В поисках Маленького принца» атмосферу детства помогали создать апельсины.

На первом же уроке в 5-м классе анализируем стихотворения о лете детских авторов: прислушиваемся к звукам, присматриваемся к образам. А в качестве домашнего задания дети получают сочинение-миниатюру «Если бы я откусил кусочек лета...»

И как только подворачивается повод, создавать что-то свое, обязательно пишем: первый снег пошел — смотрим в окно и пишем, о своеобразии рождественского рассказа поговорили, прочитали несколько — пишем свой, третью главу «Снежной королевы» обсудили — пишем миниатюру «Какой я цветок?». Не у всех, конечно, получается гладко, но читаем вслух в классе и обязательно отмечаем находки. Недавно с шестиклассниками после изучения «Детства» Л. Н. Толстого отыгрывали прием «очки Толстого»: пытались воспроизвести окружающий вокруг нас мир глазами его героя, Николеньки Иртеньева. Каждую работу слушали затаив дыхание — шедевры получились!

Темы сочинений и по русскому языку, и по литературе стараюсь подбирать такие, чтобы будили фантазию, позволяли привлечь личностно значимый опыт. Например, «Что у тебя в карманах? Придумай забавные причины, по которым эти вещи там оказались» или «Ты можешь видеть в темноте. Опиши, что происходит вокруг». Тема сочинения-описания в 6-м классе «Бал цветов» заставляет подыскать информацию о своем цветке в интернете и облечь ее в заданную художественную форму.

На уроке литературы по теме «Житие Сергия Радонежского»

Кстати, кроме обычного линейного текста (памятки, инструкции, письма, пост соцсети) детям предлагается создание и текстов «новой природы»: это может быть комикс, облако слов, инфографика. Все зависит от того, с каким произведение работаем: в 5-м классе после изучения «Васюткиного озера» Астафьева пишем Памятку заблудившемуся в лесу, в 7-м после работы с отдельными главами «Тараса Бульбы» — Памятку пришедшему на Сечь. В старших классах это уже спойлеры, рецензии. Широко практикую и работу с графическими изображениями: рисунки, памятники литературным героям, коллажи, афиши драматических произведений, обложки книг.

Но самым любимым уроком, к которому я готовлюсь все семь лет и к которому совсем не готовлюсь накануне, стал для меня последний урок в 11-м классе — урок-поклон литературе. Среди выступлений типа «мне запомнилось произведение...» в этот день обязательно звучат настоящие искренние признания юношей и девушек, получивших на литературе уроки жизни, стихотворения собственного сочинения, музыка, подобранная к выступлению. Все то, что окружает ребят, все то, чему они научились, становится почвой для создания собственных, пропущенных через себя текстов. Текстов-признаний...

Стихотворение-пожелание всем учителям собственного сочинения:

Нам жизнь очень часто дает уравнения,
А мы ищем корень, находим решения.
Ночами не спим, до рассвета слоняемся,
Пока обе части не уравняются.

А если учителем стал без сомнений,
Решай еще больше таких уравнений.

И вот перед нами новое равенство,
Две части его друг другу равняются,
Читается просто, и слог его звонок:
Успешный учитель = успешный ребенок.

Решать его не нужно, оно неоспоримо,
Как аксиома, верно, на части неделимо.

Пускай же учитель душой не стареет,
Идеями, планами пусть богатеет.
Пусть он путешествует, много читает,
Пусть в праздник народный слегка выпивает.

Пускай он не помнит, когда день зарплаты,
И пусть все мечты его будут крылаты.
Пускай пятидневка, пускай одна смена,
Пусть выдохнуть можно, когда перемена.

Пусть будет он счастливым,
Пусть будет многолик.
Ведь рядом со счастливым
Счастливый ученик.

Елена ЧИГАНОВА,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1 поселка Хор
района имени Лазо Хабаровского края