Заметки школьного учителя литературыВ августе этого года исполнилось 25 лет с того момента, как я переступила порог родной хорской школы № 1 в качестве преподавателя. Мои учителя стали коллегами, а уроки сегодня я веду в том самом кабинете, где когда-то девчонкой с двумя косичками сидела за партой. Классным руководителем была учитель русского языка и литературы Эмма Александровна Суркова. Для меня она всегда образец учительского такта, интеллигентности, ответственности за свое дело. Меняется мир вокруг, но неизменными остаются те правила и принципы, которыми должен руководствоваться учитель, желающий повести за собой учеников, стать для них примером, научить и воспитать. Для меня это прежде всего честность, справедливость и желание работать. Честность и справедливость во всем: в оценках, отношениях. Умение работать так, чтобы не стыдно было спрашивать с детей. Работать обязательно творчески! Неизменными остаются и дети: они такие же разные, как и 25 лет назад. В каждом классе есть свои звезды и хулиганы, тихони и генераторы идей. В копилке достижений учеников нашей школы немало побед: есть и стобалльники, и победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, и победители всероссийских конкурсов. Мои ученики показывают стабильно высокие результаты на Едином государственном экзамене. В 2022 году ученица 5-го класса Александра Шевчук победила на Всероссийском конкурсе сочинений, учредителем которого является Министерство просвещения Российской Федерации. Работа Саши вошла в сборник лучших сочинений ребят со всей России. Награждение лауреатов федерального этапа состоялось в ноябре прошлого года в общественной палате РФ в Москве. Для ребят организовали большую экскурсионную программу по значимым местам столицы. Конечно, такой успех окрыляет. В марте 2023 года ученица стала призером регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности». Что помогло маленькой девочке из небольшого поселка добиться такого результата? Во-первых, ее способность творчески воспринимать мир и передавать это на бумаге. Саша много читает, причем интересны ей уже не детские книги, а подростковая проза. Да и пишет она по-взрослому: свое сочинение на Всероссийский конкурс писала от лица пятнадцатилетнего школьника. Писала о Бородинском сражении, поэтому пришлось посидеть и над историческими источниками, ведь одним из критериев оценки работ является корректность использования исторического, литературного материала. А во-вторых, сошлись пути одаренного ребенка, способного к полету, и учителя, расправившего его крылья, доведшего до точки взлета и сказавшего: «Лети!» Книга + подача = удачаЧем дольше работаю в школе, тем больше и больше убеждаюсь, что воспитательный потенциал книги необычайно велик. Тот путь, который проходит каждый человек — падения и взлеты, ошибки и приобретения — уже давно описан в литературе. Поэтому взрослым, не видящим выхода в сложной ситуации, идущим ложным путем, хочется сказать: «Читайте книги, в них — все!» «Когда у человека беда, то всегда кажется, что именно ему больнее и хуже всех на свете. Но за тысячи лет, что человек живет на земле, прошло много, много миллионов жизней. И такая же беда уже случилась с кем-то другим. Оттого, что ты это знаешь, твоя личная боль не становится меньше, но эти знания помогают не потерять надежду», — читаем с шестиклассниками в повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Подбирая книги для чтения с ребятами, хочется затронуть их души, заронить зерна любви к литературе, хочется, чтобы мои ученики состоялись как читатели. Конечно, методы и приемы подачи материала на уроке тоже должны быть интересны подросткам. Высшая оценка состоявшегося урока — это то открытие, которое делают ребята во время него. Самое страшное для меня как для учителя — стать частью ежедневной рутинной работы. Когда такие серые будни наваливаются, хочется встряхнуться, сотворить что-то эдакое. В копилке моих уроков есть и путешествия, и библиотечные уроки, и встречи с интересными людьми, и читательские конференции. Помню, когда в Хабаровск по приглашению библиотеки имени Н. Д. Наволочкина приехали белорусские авторы А. Жвалевский и Е. Пастернак, и нас пригласили на эту встречу, мы были очень рады такому значимому событию. Читали с детьми их книги, обсуждали, готовили самопрезентацию. Для ребят это важный опыт: атмосфера живого общения с авторами будит в них желание читать, дети знакомятся с правилами ведения дискуссии, учатся строить неподготовленную речь, сотрудничать в группах. В этой же библиотеке уже два раза мне посчастливилось давать урок по «Золотой Ригме» В. П. Сысоева. Библиотека была конечным пунктом нашего путешествия из поселка Хор в Хабаровск. По пути мы побывали в п. Корфовском, где установлен памятный знак проводнику Арсеньева Дерсу Узала, в Краевом музее им. Н. И. Гродекова. Целью этого путешествия было знакомство с деятельностью Сысоева на Дальнем Востоке, хотелось на примере его личности продемонстрировать неравнодушное отношение человека к природе, любовь к «братья нашим меньшим». Занятие выстраивалось так, что детям нужно было самостоятельно добыть информацию о Всеволоде Петровиче. Так, например, выйдя из автобуса в Корфовском, они должны были расспросить местных жителей о том, кому установлен памятный знак у дороги, а, слушая рассказ экскурсовода в Гродековском музее, записать как можно больше информации об известном писателе-краеведе. И уже в библиотеке группы делились накопленными во время путешествия сведениями. Ребятам стали понятны истоки написания такого трогательного произведения о родном крае и желание автора рассказать читателям о красоте Приамурья, понятно, что еще и талант художника, художника слова, позволил Сысоеву говорить об этом просто и выразительно. Исход таких уроков всегда один: а когда еще поедем? Другой пример приобщения к прекрасному через чтение — поездки в театр. Прочитали с шестиклассниками сказку К. ДиКамилло «Приключения кролика Эдварда», побывали в Хабаровском ТЮЗе на премьере спектакля, а потом обсуждали, делились впечатлениями, сравнивали постановку и оригинал. С восьмиклассниками прочитали «Ревизора» — съездили в Краевой театр драмы. Скоро до «Алых парусов» дойдем с пятиклассниками, в театр музыкальной комедии обязательно выберемся (со старшими уже были). Для нас, учителей литературы, постановки классических произведений на сцене — огромное подспорье. Наложение визуального ряда на появившийся ранее после чтения может приятно или неприятно удивить, заставить сопоставлять, оценивать. Ну и, конечно, эмоциональный интеллект развивает театр. Непревзойденная в плане воспитания добрых чувств сказка Экзюпери «Маленький принц». Сколько читаем ее в 6-м классе, столько хочется подбирать новые и новые формы работы. Не могу позволить читать ее в отрывках — только полностью! Самой яркой формой работы с этим произведением стала разработка и реализация сетевого проекта. Перед тем как появилась группа «В поисках Маленького принца» «ВКонтакте», дети получили письма о том, что командир Межгалактического патруля приглашает их в путешествие. (Впервые получили по почте письма!) В них была инструкция по поиску среди одноклассников участников своей команды. Два дня они в этом варились, понимали, что это и где. После дружно отправили заявки на вхождение в группу. Не заставило себя ждать сообщение от командира Межгалактического патруля с первым заданием, обязательными критериями оценивания, сроками выполнения. Все пять команд должны были выбрать командира и сделать групповое фото. Я, замерев, ждала: справятся ли, сумеют ли собраться, интересно ли это моим шестиклашкам? Но вот все команды на старте: названия подобрали, фотографии выложили. Пришло время представить детям участников Межгалактического патруля, тех людей, которые будут оценивать их: две родительницы, классный руководитель, девятиклассница, неравнодушная к чтению, и я — собственно командир Межгалактического патруля. После оценивания каждого задания результаты выкладывались на странице группы с обязательными комментариями, с выделением находок. Вторым заданием стала реклама книги: кто-то видео в библиотеке снимал, кто-то афишу рисовал, но повторов не было. На третьем задании пришло время подключить родителей — проект-то совместный. Таким заданием стала запись аудиофрагмента книги. Записали, даже видео наложили, опубликовали в группе. Слушала потом, и мурашки по коже... до того трогательно слышать, как читают по ролям отец и ребенок! Четвертое задание — создание слайд-шоу из рисунков всех участников команды: некоторые по пять работ сделали, видео создали, музыкой сопроводили. Все опять в лучшем виде! Придумывая пятое задание, честно говоря, уже голову сломала. Придумала: памятник книге! Удобно то, что на странице группы «ВКонтакте» можно публиковать и различный материал, который дети будут изучать. Например, с целью наводки рассказала им о памятниках литературным персонажам: кому, в каком городе, разместила фотографии. За каждое задание от каждого участника Межгалактического патруля команды получали определенное количество звезд (от 1 до 5), а потом эти звезды, но уже вырезанные из бумаги, клеили в классе на звездоленты. Лидеры, команда «Астероид Б-612», набрали 124 звезды! Я, конечно, этим не удовольствовалась, осталось ощущение недосказанности — нужен контакт с детьми с глазу на глаз, хочется поработать с текстом, смыслом произведения, поэтому было решено посумеречничать с детьми и родителями. Так родился квест «В поисках Маленького принца». Если раньше родители были в тени, то здесь развернулись в полную силу: огромный самолет сконструировали и к потолку подвесили, серебристых звезд нарезали, туда же прикрепили, фильм, рассказывающий об этапах проекта, смонтировали. И на самом мероприятии помогали как могли: фотографировали, сопровождали команды в путешествии по станциям, пытались подсказывать. Настало время рефлексии: через неделю на уроке предложила детям написать отзыв об этом путешествии длиной в три месяца. Как бы это так оформить, чтобы на память осталось? Не в тетрадях же! Под руку попался альбом для фотографий (совершенно новый и совершенно бесполезный). Сделали новую обложку и получилась книга «Читалочка», в карманчиках которой разместились детские отзывы. «...не знаю сам, что буду петь — но только песня зреет»В моей практике часто случается так, что, взявшись за какой-то весомый материал, я понимаю, что разработать его нужно на все сто процентов, потому что истории, судьбы, которые скрыты в нем, имеют огромный нравственный воспитательный потенциал. Начиная этот путь, я иногда даже не представляю, чем он закончится. Так в 2018 году состоялось наше знакомство с народным художником России Виталием Петровичем Дроздовым, переросшее в многолетнюю дружбу и подарившее мне и ребятам множество ярких моментов. В одном из летних профильных отрядов «Умники и умницы» была продолжена работа научного общества «Эврика», которым я руковожу на протяжении нескольких лет. Мероприятия, запланированные на июнь, связаны с историей поселка, школы, с биографиями земляков. Задуманный нами проект «Учениками славится Россия...» предполагал сбор материалов о выпускниках школы, ставших известными. Большую помощь в этой работе оказал председатель совета ветеранов нашего поселка Б. К. Кузнецов. Именно он познакомил нас со своим добрым другом Виталием Петровичем Дроздовым, окончившим нашу Хорскую школу № 1 в 1956 году, помог организовать встречу с прославленным земляком. Виталий Петрович оказался очень интересным человеком. Много рассказывал о детстве, с теплотой и благодарностью вспоминал своих учителей. Это очень умный, начитанный человек, болеющий за будущее российской художественной школы. После встречи в стенах школы он пригласил ребят в свою мастерскую. Разве можно было отказаться?! В июне небольшой отряд «Умников и умниц» «высадился» на 15-м этаже многоэтажки в центре Хабаровска. Ощущение причастности к чему-то большому оставила эта встреча: оригинальные работы художника в сопровождении авторских комментариев — такого не увидишь даже в музее! Народный художник Дроздов на самом деле открытый и радушный человек, готовый делиться своими замыслами. А потом было еще несколько встреч, но уже в родном поселке. Первая — на выставке картин в местном Доме культуры, организованной к 120-летию поселка. А поздней осенью мы побывали на даче художника, расположенной в живописном месте, на берегу реки Хор: пили чай с булочками и медом и разговаривали о прошлом и настоящем. Виталию Петровичу интересно все: как учатся, чем интересуются, какие книги, читают современные подростки. Большое за пазухой не утаишь, оно так и просится наружу: возникло желание создать что-то яркое, чтобы поделиться знанием о том, что прекрасное рядом, что еще жив и живет совсем недалеко человек, несущий его людям и болеющий за них. В 2019 году Виталию Петровичу исполнялось 80 лет — почетная, славная дата! Узнав от его ученицы Ольги Демиховой, что Виталий Петрович любит календари и с удовольствием их покупает, мы решили спроектировать настенный перекидной календарь, проиллюстрировав его страницы репродукциями картин художника и подобрав к репродукциям подходящие по смыслу фрагменты стихотворений дальневосточных авторов. Показалось, что работа несложная: вводи в поисковую строку Интернета существительные-теги, называющие предметы на картинах или названия картин, нужные строчки и появятся. На деле оказалось не так-то просто. Стихотворений дальневосточников, а тем более хорских поэтов, в Интернете немного, да и к сюжету картины подобрать соответствие сложно. Однако справились — получилось. На обложке календаря расположили слова нашего земляка Бориса Кузнецова, посвященные творчеству Дроздова: Художник! Земляк наш былинный! На творческом вечере, посвященном 80-летию художника, в торжественной обстановке вручили подарок. Совсем недавно, 14 февраля 2023 года, Виталия Петровича не стало. Но он словно бы рядом: в кабинете литературы висит его картина, переданная им в дар нашей школе, на полках лежат книги с его автографами. И пусть сегодня уже не он сам, но мы, сохранившие память о нем, рассказываем нынешним школьниками о жизни знаменитого земляка. От понимания текста — к пониманию себя, от анализа текста — к созданию собственногоПомню, как странно, учась в институте (поступали в 1992 году в институт, заканчивали в 1997-м уже университет — наш, хабаровский педагогический), было слышать фразу: «мир как текст». А сейчас учу детей всматриваться в мелочи, быть внимательными к деталям окружающего мира, давать оценку созданным авторским текстам. Я понимаю, что далеко не все из моих учеников будут связаны с литературой, но так хочется, чтобы каждый из них вырос творцом своего мира, своего дела. Такая работа по пробуждению и высвобождению креатива начинается уже в 5-м классе. Еще до знакомства со мной будущие пятиклассники получают задание от учителя начальной школы: в течение каникул сохранить какой-то предмет, рассказывающий о ярком летнем впечатлении, а на первом уроке литературы рассказать о нем. Нужно отметить, что в «музее лета», созданном мной заранее на одной из высвобожденных полок шкафа, появляются не только ракушки. Здесь и бабушкино полотенце, и свеча зажигания, и маленькая подводная видеокамера, и заяц-путешественник и многое другое, о чем готовы рассказывать ребята своим одноклассникам. Арбузы, приготовленные родителями и разложенные в чашки работниками столовой, наполняют класс запахом лета, будят приятные воспоминания. Кстати, обонятельные впечатления надолго запоминаются детям, ассоциируясь в том числе и с моими уроками. Поэтому, если есть возможность дать детям «вдохнуть» занятие, не скуплюсь, отрабатываю и этот момент. Например, во время проведения квеста «В поисках Маленького принца» атмосферу детства помогали создать апельсины. На первом же уроке в 5-м классе анализируем стихотворения о лете детских авторов: прислушиваемся к звукам, присматриваемся к образам. А в качестве домашнего задания дети получают сочинение-миниатюру «Если бы я откусил кусочек лета...» И как только подворачивается повод, создавать что-то свое, обязательно пишем: первый снег пошел — смотрим в окно и пишем, о своеобразии рождественского рассказа поговорили, прочитали несколько — пишем свой, третью главу «Снежной королевы» обсудили — пишем миниатюру «Какой я цветок?». Не у всех, конечно, получается гладко, но читаем вслух в классе и обязательно отмечаем находки. Недавно с шестиклассниками после изучения «Детства» Л. Н. Толстого отыгрывали прием «очки Толстого»: пытались воспроизвести окружающий вокруг нас мир глазами его героя, Николеньки Иртеньева. Каждую работу слушали затаив дыхание — шедевры получились! Темы сочинений и по русскому языку, и по литературе стараюсь подбирать такие, чтобы будили фантазию, позволяли привлечь личностно значимый опыт. Например, «Что у тебя в карманах? Придумай забавные причины, по которым эти вещи там оказались» или «Ты можешь видеть в темноте. Опиши, что происходит вокруг». Тема сочинения-описания в 6-м классе «Бал цветов» заставляет подыскать информацию о своем цветке в интернете и облечь ее в заданную художественную форму. Кстати, кроме обычного линейного текста (памятки, инструкции, письма, пост соцсети) детям предлагается создание и текстов «новой природы»: это может быть комикс, облако слов, инфографика. Все зависит от того, с каким произведение работаем: в 5-м классе после изучения «Васюткиного озера» Астафьева пишем Памятку заблудившемуся в лесу, в 7-м после работы с отдельными главами «Тараса Бульбы» — Памятку пришедшему на Сечь. В старших классах это уже спойлеры, рецензии. Широко практикую и работу с графическими изображениями: рисунки, памятники литературным героям, коллажи, афиши драматических произведений, обложки книг. Но самым любимым уроком, к которому я готовлюсь все семь лет и к которому совсем не готовлюсь накануне, стал для меня последний урок в 11-м классе — урок-поклон литературе. Среди выступлений типа «мне запомнилось произведение...» в этот день обязательно звучат настоящие искренние признания юношей и девушек, получивших на литературе уроки жизни, стихотворения собственного сочинения, музыка, подобранная к выступлению. Все то, что окружает ребят, все то, чему они научились, становится почвой для создания собственных, пропущенных через себя текстов. Текстов-признаний... Стихотворение-пожелание всем учителям собственного сочинения: Нам жизнь очень часто дает уравнения, А если учителем стал без сомнений, И вот перед нами новое равенство, Решать его не нужно, оно неоспоримо, Пускай же учитель душой не стареет, Пускай он не помнит, когда день зарплаты, Пусть будет он счастливым, Елена ЧИГАНОВА, |
|||
|