Педагоги и выпускники Хабаровского колледжа искусствПреподаватель музыки — одна из самых сложных профессий, требующая постоянной работы над собой, индивидуального подхода к ученикам и умения вдохнуть в них творческую энергию. Хабаровский краевой колледж искусств по праву считается одним из лучших музыкальных учебных заведений страны, а среди его самых сильных отделений — фортепианное. Оно существует с 1935 года, с момента создания Хабаровского училища искусств. За это время сменилось немало педагогов, подготовивших и выпустивших множество учеников. Расцвет фортепианного отделения пришелся на 1960–90-е годы, потом был новый всплеск в первое десятилетие XXI века. Еще в 1950–60-е на Дальний Восток после окончания консерваторий Москвы, Ленинграда, Одессы по распределению приезжала талантливая молодежь, Хабаровск притягивал и опытных музыкантов из крупных городов страны, что не могло не сказаться на культурном облике города. Это пианисты Е. Брейтбурд, Р. Мошкина. П. Мирский, И. Захарова, В. Соболевский, Ж. А. Корецкая, композитор Ю. Владимиров, дирижеры Б. Бабенко, Ю. Николаевский, В. Тиц. Но самый весомый вклад в развитие фортепианной культуры Хабаровска внесли педагоги, работавшие в училище на протяжении полувека и дольше, — заслуженные работники культуры России Геннадий Васильевич Никоненко, Мелита Феликсовна Шальтис, Лариса Анатольевна Токарева и Татьяна Николаевна Иванова. Все они, за исключением М. Ф. Шальтис, выпускники Хабаровского училища искусств разных лет. Они воспитали целую плеяду хороших пианистов, окончивших впоследствии лучшие консерватории страны и достигших высот в искусстве. Попасть в класс к этим педагогам, стать их учениками всегда было нелегко. Брали только самых способных, хорошо подготовленных в музыкальном и техническом отношении абитуриентов из музыкальных школ. И такая «монополия» существовала на протяжении многих десятилетий. Никто из других педагогов не мог сравниться с ними по уровню профессионализма и составить конкуренцию. О каждом из этих больших мастеров следует рассказать отдельно. Мелита Феликсовна Шальтис — выпускница Горьковской консерватории (класс И. З. Фридмана), приехала в Хабаровск в 1960-е вместе со своим супругом Г. В. Никоненко. Кроме преподавания в спецклассе фортепиано она всю жизнь занималась концертмейстерской работой, и это продолжается по сей день. Мелита Феликсовна была концертмейстером едва ли не во всех классах училища. Многие студенты выражали желание играть только с ней. По уровню пианизма равных ей в Хабаровске не было. Много лет Шальтис работала в составе Дальневосточного симфонического оркестра в качестве пианистки, не раз солировала, особенно в то время, когда им руководил В. З. Тиц. Хабаровчанам запомнилось ее соло в произведении И. Стравинского «Русская» из балета «Петрушка». И, конечно, нельзя забыть исполнение совместно с Геннадием Васильевичем Никоненко «Карнавала животных» К. Сен-Санса в сопровождении Дальневосточного симфонического оркестра. Играла Шальтис и фортепианный концерт Ю. Владимирова с оркестром штаба ВВО. С этим произведением дальневосточники выступали на престижном конкурсе в Москве и заняли первое место. В Анкоридже (Аляска, США) совместно с пианистом, солистом Хабаровской филармонии В. Л. Соболевским Мелита Феликсовна играла двойной концерт И. С. Баха (на двух роялях). Много раз вместе с супругом Г. В. Никоненко выезжала за границу, особенно часто в Республику Корею, где они давали сольные концерты. Еще музыканты записывались на пластинки, занимались с зарубежными учениками, выступали в качестве концертмейстеров. В Хабаровске они организовали «Музыкальную гостиную», где можно было услышать классику и музыкальные новинки. А кроме того, Мелита Феликсовна всегда писала о своих коллегах. Одна из статей посвящена старейшему дирижеру Дальневосточного симфонического оркестра Виктору Зигфридовичу Тицу. Как концертмейстер Шальтис много выступает со студентами на различных площадках города: в детских музыкальных школах и домах ветеранов, в Доме творческой интеллигенции. В репертуаре как популярные произведения, так и редко исполняемые, современная музыка с элементами джаза. Такие педагоги, как Мелита Феликсовна Шальтис, приучают студентов к публичным выступлениям, воспитывают в них чувство сцены, чувство единения с публикой. Сегодня ее ученица Татьяна Рябинина, окончившая Нижегородскую консерваторию, работает в Москве концертмейстером в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и театре «Новая опера». Лауреат многих международных конкурсов, она не раз приезжала в Хабаровск и играла с Дальневосточным симфоническим оркестром, гастролировала в России и Республике Корее. Геннадий Васильевич Никоненко (1943–2021) окончил Хабаровское училище искусств в 1962 году у преподавателя П. А. Мирского, выпускника Московской государственной консерватории, пианиста и композитора, ученика А. Б. Гольденвейзера. После Новосибирской консерватории вернулся в родной город, воспитал огромное количество пианистов, ныне солистов Хабаровской краевой филармонии, преподавателей вузов, в том числе в Российской академии музыки имени Гнесиных, Новосибирской консерватории, а также музыкальных училищ, детских музыкальных школ и школ искусств Хабаровского края. Многие ученики Никоненко являются лауреатами международных конкурсов. Труд этого музыканта и педагога отмечен грамотами и благодарностями губернатора и министерства культуры Хабаровского края. Среди выпускников Геннадия Васильевича немало талантливых пианистов. Например, Галина Ильинична Пальян, окончившая после училища искусств Горьковскую консерваторию и приехавшая в 1975 году по направлению в Хабаровск, где успешно преподавала специальное фортепиано до 1982 года. Когда семья Пальян переехала в Москву, с 1982 по 1992 год Галина Ильинична работала в Министерстве культуры РСФСР в должности старшего методиста по музыкальному образованию, а с 1992 года и по сей день служит в Российской академии музыки имени Гнесиных. В настоящее время Г. И. Пальян — профессор фортепианной кафедры РАМ имени Гнесиных, занимается педагогической, исполнительской и научной деятельностью. Она лауреат международных конкурсов в Москве, Финляндии, Польше, Италии, автор публикаций в области музыкального искусства, награждена медалью «Подвижник просвещения» в память 300-летия М. В. Ломоносова, медалью имени академика Вавилова. Ей присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы». Игорь Геннадьевич Бардосов тоже выпускник класса Г. В. Никоненко 1971 года. После окончания Новосибирской консерватории вернулся в Хабаровск, работал солистом Хабаровской краевой филармонии, вместе со своей супругой музыковедом Е. Ю. Соловьевой, выпускницей теоретического отделения Хабаровского училища искусств и Новосибирской консерватории, руководил детской филармонией «Золотой ключик» — это был их авторский проект. В настоящее время супруги живут и работают в Москве. Еще один ученик Г. В. Никоненко — Владимир Викторович Будников. Он окончил Новосибирскую консерваторию и аспирантуру, позднее обучился играть на органе в Нижегородской консерватории. Владимир Будников — солист Хабаровской краевой филармонии, в течение трех лет был ее художественным руководителем. Музыкант много играет с Дальневосточным симфоническим оркестром, выступает автором творческих проектов «Шедевры-шлягеры», «Художник и судьба», «Мир искусства», «Великие романтики» и других. Известен он и как педагог. С конца 1990-х по 2014 год преподавал в Хабаровском краевом колледже искусств, в настоящее время доцент и заведующий кафедрой вокального и инструментального искусства в Хабаровском государственном институте культуры. В свое время с успехом гастролировал в Японии. Лариса Анатольевна Токарева после Хабаровского училища искусств окончила Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных и в 1971 году вернулась в родной город. Как преподаватель она продолжает традиции выдающегося фортепианного педагога Г. Г. Нейгауза. Все ее ученики, почти без исключения, получили высшее образование в ведущих музыкальных вузах страны, некоторые учатся за рубежом. Ю. Вакульская и В. Захаров — солисты Хабаровской краевой филармонии. Лауреатами международных конкурсов стали Д. Людков, В. Попругин, А. Дубинина, Г. Алышев, А. Рягузова. Л. Казымова, А. Туриянская, Д. Чжан и другие. Марина Николаевна Цуканова — выпускница Токаревой 1979 года. Она окончила Дальневосточный институт искусств во Владивостоке, прошла ассистентуру-стажировку при Московской консерватории под руководством выдающихся профессоров Д. Башкирова и Э. Вирсаладзе. Вернувшись в Хабаровск, продолжила активную концертную деятельность: не единожды играла с Дальневосточным симфоническим и Тихоокеанским симфоническим оркестрами. Больше десяти лет преподавала в Академии исполнительских искусств в КНР. Ученик Токаревой Игорь Эдуардович Мосин — разносторонне одаренная личность. Много лет руководил Хабаровской краевой филармонией, выступал в качестве солиста и концертмейстера. Восемь лет был директором Хабаровского краевого колледжа искусств, а затем вернулся в краевую филармонию уже в качестве генерального директора. Кроме того, И. Мосин проявил себя как писатель. Его литературный талант ни у кого не вызывает сомнения. Сколько написано журнальных статей, сколько книг, как художественных, так и по искусству, сколько прочитано лекций! По праву лучшими выпускниками Ларисы Анатольевны Токаревой считают пианистов Вячеслава Попругина и Дмитрия Людкова. Попругин окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных, с 1999 года он доцент Московской консерватории, концертирующий пианист. В настоящее время живет в Нидерландах. Дмитрий Людков учился в Московской государственной консерватории, и сегодня уже сам преподает там на кафедре фортепиано. Живет в Москве, много концертирует в России и за рубежом. Хабаровчанка Альбина Березина тоже выпускница РАМ имени Гнесиных, где позднее прошла ассистентуру-стажировку. Она лауреат пяти международных конкурсов в сольном исполнительстве, а также лауреат многих конкурсов в номинации «Концертмейстер». Работает в РАМ имени Гнесиных в качестве концертмейстера и педагога, успешно ведет исполнительскую деятельность. Татьяна Николаевна Иванова после училища искусств поступила в 1967 году в Петрозаводскую консерваторию (в то время филиал Ленинградской консерватории), а в 1972 году вернулась на Дальний Восток. Сегодня она старейший и опытнейший педагог Хабаровского колледжа искусств, награждена грамотами и благодарностями губернатора Хабаровского края, Министерства культуры РФ. За это время Татьяна Николаевна выпустила множество пианистов, ставших лауреатами городских, краевых, региональных и международных конкурсов. Особенно гордится она Натальей Петровской, окончившей в 1995 году с отличием колледж искусств, а затем Уральскую государственную консерваторию и ассистентуру-стажировку при этом учебном заведении. Петровская — ведущий концертмейстер и старший преподаватель Уральской консерватории имени М. П. Мусоргского в Екатеринбурге, выступает с Уральским симфоническим и камерным оркестрами. Другие выпускницы Ивановой — А. Зарубина и Е. Карелина — преподают в Хабаровском колледже искусств. Это грамотные специалисты с высшим музыкальным образованием. А. Зарубина окончила ассистентуру-стажировку по фортепиано, а Е. Карелина, являясь еще и специалистом по органу, преподает игру на этом инструменте. Наша статья не будет полной, если не упомянуть о людях, также внесших значительный вклад в деятельность ХККИ, о которых можно рассказывать очень долго. Если вспомнить о них хотя бы вскользь, то уже можно проследить, как происходит переплетение судеб, талантов и исполнительских школ в музыкальном искусстве. Долгое время в училище (колледже) преподавал заслуженный артист РСФСР солист Хабаровской краевой филармонии Вячеслав Львович Соболевский (1937–2008). В свое время он окончил музыкальную школу в своём родном городе Мариуполе, затем Донецкое музыкальное училище и Одесскую консерваторию, после чего был приглашен на работу в Хабаровск солистом краевой филармонии. Это был 1960 год. Он планировал поработать здесь 2–3 года, а остался до конца своих дней. Будучи высокопрофессиональным пианистом, он обладал многими талантами, знаниями и навыками. Он писал музыку, песни, слова к которым также сочинял сам. Однажды он даже поставил спектакль в музыкальном театре Хабаровска со своей музыкой. В 1980-е и 1990-е годы он бы художественным руководителем Хабаровской краевой филармонии. С самого начала своей активной деятельности в Хабаровске Соболевский стал преподавать в Хабаровском училище искусств, и его педагогическая деятельность продолжалась без малого 40 лет. В конце 1990-х и начале 2000-х годов его приглашали в колледж искусств в качестве председателя государственной комиссии. Его веселый доброжелательный нрав привлекал к себе студентов. Но попасть к нему в класс было весьма проблематично. Он брал только самых талантливых учеников. Тем более что он был очень загружен исполнительской работой в филармонии и часто уезжал на гастроли. Слушая игру его учеников, приходилось только удивляться, как можно так умело вложить массу профессионализма в юную головку, даже учитывая природные способности. В любом его ученике налицо был высокий класс исполнения и прекрасная школа. Его ученики все без исключения получили высшее музыкальное образование, работают исполнителями, концертмейстерами и педагогами. Близким по духу, похожим на него по манере исполнения был его ученик Олег Рыжов. Он в полном смысле слова пошёл по его стопам, окончив Одесскую консерваторию, после чего стал худруком Ялтинской филармонии в Крыму. Одним из самых талантливых учеников Соболевского в Хабаровском училище искусств был Сергей Васильевич Баев. После окончания Новосибирской консерватории он приехал в Комсомольск-на-Амуре для работы в музыкальной школе, встретил там свою будущую жену Ольгу Петровну Глинину, выпускницу Хабаровского училища искусств (класс Мелиты Феликсовны Шальтис) и Дальневосточного педагогического института искусств во Владивостоке, и они вместе развернули грандиозную работу по подготовке пианистических кадров. Их ученики постоянно поступают в ХККИ и побеждают в исполнительских конкурсах. Молодая пианистка Елена Евгеньевна Фатьянова после окончания ХККИ и Дальневосточного педагогического института искусств (ныне академия) работает педагогом и заведующей фортепианным отделением Хабаровского колледжа искусств. Кроме этого, она солистка, концертмейстер и руководитель ансамбля в Хабаровской краевой филармонии. А когда-то она училась в Комсомольске-на-Амуре у Ольги Петровны Баевой. Время идет, но неразрывной остается связь между наставниками и учениками. В Хабаровский колледж искусств на встречу с музой приходят новые поколения будущих музыкантов, чтобы продолжить традиции, заложенные предшественниками почти столетие назад. Марина ДУБИНИНА |
|||
|