Капля за каплей, и наполнится озеро

Тамара Валентиновна ПуртоваИнтервью с Тамарой Валентиновной Пуртовой, директором Государственного Российского Дома народного творчества, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, кандидатом искусствоведения, профессором.

— История Государственного Российского Дома народного творчества вмещает почти 100 лет, в ней отразились времена и эпохи, порой самые противоречивые, но при этом суть Дома всегда оставалась неизменной — быть центром творческого притяжения, поддержка любительского творчества.

— Существует мнение, что самодеятельность — это явление советской эпохи, что абсолютно неверно. И вот как раз дата создания Государственного Российского Дома народного творчества — 1915 год — свидетельствует о том, что явление художественного любительства шло от просветительских идей русской интеллигенции начала XX века. Итогом стало первое в мире учреждение, которое в то время осуществляло помощь любительским театрам — Поленовский дом, созданный по инициативе академика живописи В. Д. Поленова на его же средства при поддержке мецената С. И. Мамонтова. В этом особняке в начале XX века развернулось, по выражению Поленова, «театральное дело на всю Россию».

В советские годы происходило бурное развитие клубного движения. Клубы стали тем местом, где люди, не получившие специального профессионального образования, могли проявить свои творческие способности. Именно тогда в самых разных регионах России возникла сеть клубных учреждений, многие из которых, к счастью, существуют по сей день. За столь длительное время они могли поменять свое название, что происходило и с нашим Домом, это может быть более крупная структура или менее масштабная, но суть не меняется.

Торжественная церемония вручения премии «Душа России». Москва. 2010

Народное любительское творчество — особое явление. Очень важно сохранять его, оказывать поддержку, и прежде всего методическую. Этим, конечно, должны заниматься профессионалы, и в домах народного творчества работают профессионально подготовленные специалисты, которые призваны помогать людям раскрывать свои творческие способности, грамотно овладевать различными видами искусства.

Наша сфера всегда держалась на энтузиазме людей, которые горят своей профессией, любимым делом. И главное, что они не за деньги это делают, потому что в домах народного творчества зарплата очень скромная, но кадровый состав при этом практически не меняется.

К сожалению, в новой России из лексикона государственных руководителей высокого ранга ушел сам термин «работник клуба» или «работник сферы народной культуры». В официальных документах среди прочих учреждений культуры упоминаются библиотеки, музеи, и на этом список заканчивается. Исчезла запятая, появилась точка, и это очень обидно... Но работа тем не менее продолжается, и мы видим, что любительское творчество с каждым годом развивается, о чем свидетельствуют региональные и всероссийские фестивали и конкурсы, объединяющие талантливых и неравнодушных людей.

— У каждого региона свои краски в народной культуре, в творчестве. Тамара Валентиновна, можно ли сказать, где сегодня они самые яркие?

— Прежде всего, многое зависит от позиции руководителя конкретного региона по отношению к народной культуре и его точки зрения на важность ее сохранения. Если это происходит, тогда Дому народного творчества или подобной структуре легче работать, и он себя проявляет активней. Яркий пример — Вологодская область, ставшая одним из первых регионов, где в 2000 году принят закон о сохранении и развитии традиционной народной культуры, и в дальнейшем многие регионы пошли по такому пути и стали внедрять подобную практику у себя.

Дальневосточница Юлия Дмитриевна Самар – лауреат премии «Душа России» 2010 годаВажно еще отметить, что национальные республики всегда активнее относились к сохранению своей культуры. Скажем, Татарстан, где на республиканском уровне поддерживается и развивается не только культура татар, но и всех народов, живущих в республике. Или Чувашия, которая поддерживает свою культуру не только внутри республики, но и своих представителей, проживающих за ее пределами. Многонациональный Дагестан, где всегда уделялось внимание всем направлениям творчества народов, живущих в этой республике. И как подтверждение такой показательный пример: несколько лет назад Дом народного творчества Республики Дагестан издал сборник материалов по чеченскому фольклору.

Иногда очень обидно слышать, что фестивали и праздники — только лишняя трата денег. Как же это неверно! Ведь именно праздники нацио-
нальных культур помогают в решении межнациональных этнических проблем. Потому что напряжение там и зарождается, где население ничем не занято, где люди перестают общаться. А язык культуры — самый простой, он не имеет границ.

В начале 1990-х годов мы придумали фестиваль «Преодоление», посвященный творчеству народов, подвергшихся насильственной депортации. Впервые мы его проводили в Элисте в Калмыкии. На эмблеме фестиваля был изображен тюльпан, пробившийся сквозь камни. На фестиваль приехали старейшины из республик Кавказа, где складывались напряженные отношения, и приняли участие в конференции, которая проходила в рамках «Преодоления», была организована великолепная творческая программа, и все это в итоге дало очень хороший результат. Простая истина: не стоит за три мира ходить, нужно здесь, на месте, работать. Капля за каплей, и в конце концов наполнится озеро. Но делать это необходимо сообща. Жизнь показывает, что разрозненность ни к чему хорошему не приводит.

— В последние годы достаточно сильно меняется национальное самосознание, людям важны их этнические корни. Во всяком случае, в Дальневосточном регионе это происходит реально. В этой ситуации, каковы главные задачи и направления в работе Государственного Российского Дома народного творчества?

Ансамбль народного танца  «Сибирские выкрутасы», г. Прокопьевск Кемеровской области— Действительно, ситуация меняется, но ведь это итог долговременной работы многих и многих людей, посвятивших себя сохранению и популяризации национальной культуры. Важно не просто говорить о сохранении и возрождении традиционной культуры народов России, но и двигаться в этом направлении. В конце концов к такому пониманию пришли на уровне государства и правительства. Речь идет о формировании Реестра нематериального культурного наследия народов России, и Министерство культуры Российской Федерации эту работу поручило Государственному Российскому Дому народного творчества. Мы уже погрузились в сложный и кропотливый подготовительный процесс. Год ушел только на то, чтобы совместно с информационным центром «Либнет» разработать специальную компьютерную программу для составления Реестра. Еще год потребовался на обучение этой программе специалистов из разных регионов России: мы провели пять обучающих семинаров для более чем ста человек. Но это только подходы к большой и масштабной работе, которая на сегодняшний день одна из главных задач и для нас, и для наших коллег-партнеров в регионах. Только общими усилиями мы сумеем наполнить этот реестр материалами, выстроить их по рангам. Одни отнести к наследию, требующему сохранения на муниципальном уровне, другие — к региональному, а что-то признать объектами федерального значения. Конечно, эта работа требует серьезной материальной поддержки, но мы надеемся на помощь государства. К сожалению, сегодня меценатов, подобных Поленову и Мамонтову, создавших наш Дом, нет.

Сегодня самая большая наша проблема — в отсутствии финансовых ресурсов, необходимых для того, чтобы повернуть лицом к народной культуре, к народному искусству средства массовой информации. Массовый зритель и слушатель потребляет тот продукт, который ему подают. Мы возлагаем большие надежды на телеканал «Культура», с которым в последнее время достигнуто понимание. Определенные сдвиги произошли и с «Радио России». Здесь в каждую последнюю пятницу месяца выходит в эфир совместная программа «Живой источник».

— Тамара Валентиновна, есть еще одна замечательная информационная площадка — общероссийский журнал «Народное творчество».

Мрыховский казачий народный хор, Ростовская область— Журнал «Народное творчество» имеет свою историю и сложившиеся традиции, но ему в последние годы приходилось непросто. С 2011 года Государственный Российский Дом народного творчества вошел в состав учредителей «Народного творчества». Людмила Ароновна Богуславская — наш старейший работник, много лет занимавшая пост заместителя директора, а на сегодняшний день главный редактор Государственного Российского Дома народного творчества — взяла на себя обязанности заместителя главного редактора журнала. Уже вышли в свет три совместных номера «Народного творчества».

Сейчас, когда мы объединили свои усилия, есть надежда, что журнал обретет более широкую читательскую аудиторию, а его информационное наполнение станет шире, поскольку планируется освещать наиболее интересные и значимые события в сфере традиционной культуры и любительского творчества.

— Если говорить о событиях последнего времени, какие из них самые интересные, знаковые?

— Очень хорошо, когда рождаются новые инициативы, но важно поддерживать и уже сложившиеся традиции. В прошлом году проходил Десятый Международный фестиваль народного творчества стран СНГ и Балтии «Содружество», проект которого родился еще в начале 2000-х годов. Традиционно он проводился в Ростовской области, но с нынешнего года фестивальная площадка переместилась во Владимир. У нас есть замечательный проект — Международный фестиваль художественного творчества соотечественников «С Россией в сердце», который проходит в Москве и Смоленске. Это уникальное событие, потому что фестиваль соединяет людей, оказавшихся оторванными от своей исторической родины.

Вообще, значимых событий много. Четыре года назад отдел музыкального искусства Государственного Российского Дома народного творчества начал реализацию проекта фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей национальной музыки «Многоликая Россия». Яркий и необычный фестиваль декоративно-прикладного творчества «Лоскутная мозаика», традиционно проходящий в Иваново. В нынешнем году мы хотим сделать его международным и заключительный этап провести на площадке Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, пригласив к участию представителей Германии, Нидерландов, Китая.

Народный фольклорно-этнографический ансамбль «Некрасовские казаки», Ставропольский крайЕще один очень интересный проект — «Русь мастеровая». Это творческий конкурс народных мастеров, которые за один день по заданию жюри должны создать то или иное произведение. В Москве мы проводим его на приз мэра столицы, в Чебоксарах — в рамках фестиваля «Родники России», в Иркутске он называется «Сибирь мастеровая», в Челябинске — «Урал мастеровой». В Дальневосточном регионе такого конкурса пока нет, но, возможно, все еще впереди.

Одним словом, какой жанр любительского творчества ни затронь, с каждым связаны те или иные интересные события, фестивали, конкурсы.

Действительно знаковым событием можно назвать ежегодное вручение премии «Душа России», которая учреждена в 2002 году по инициативе Государственного Российского Дома народного творчества, а в 2006 году получила статус правительственной награды. Эта премия присуждается за заслуги в сфере народного творчества, и за эти годы ее удостоены более 40 хормейстеров, дирижеров, хореографов, руководителей фольклорных ансамблей, сказителей, народных мастеров из 32 регионов России. Министерство культуры России делегировало нам право вести всю организационную, методическую и творческую работу, и нам приятно, что и представители Хабаровского края награждались этой премией: удэгейская сказительница Валентина Тунсяновна Кялундзига, нанайский писатель Андрей Александрович Бельды, нанайская мастерица Юлия Дмитриевна Самар.

— В сентябре Хабаровск встречает гостей: впервые Совет директоров домов народного творчества пройдет в дальневосточной столице. Эти встречи проходят ежегодно, и всегда это какая-то конкретная территория. Тамара Валентиновна, почему в 2011 году выбор пал на самый дальний регион нашей страны?

— Действительно, это событие очень важное, и наши коллеги из регионов ждут его с нетерпением. Общение и обмен опытом — на сегодняшний день это самое ценное, потому что именно тогда и рождаются инициативы, которые затем воплощаются в проекты с большим будущим. И можно с гордостью сказать, что российские регионы добиваются этого права принять у себя участников совещания. Для этого территории выдвигают свои предложения, в которых важны не только материальные стороны, но и творческое наполнение.

На Дальний Восток, в Хабаровский край приехать непросто, но мы делаем это с удовольствием. Мы понимаем, что это особая территория, которая живет в отрыве от центральных регионов и живет достаточно трудно. И все же Хабаровский край выглядит достойно. Здесь прекрасные учреждения культуры — музеи, галереи, концертный зал, театры. Хабаровск как дальневосточная столица строится и обновляется, в его архитектурном облике появляются великолепные соборы. Кипит музыкальная, театральная жизнь, не говоря уже о фестивальном движении. Достаточно назвать «Ритмы планеты» — фестиваль, имеющий большую известность и серьезный авторитет. Или тематические творческие смены «Дети Амура» и «Славянский дом», которые проходят уже много лет. Краевое творческое научно-образовательное объединение культуры проводит действительно масштабную работу, и это уникальный опыт.

Еще в середине 1990-х мы проводили конкурс детских коллективов «Здравствуй, мир» и возили его лауреатов в Болгарию, и я помню, какие прекрасные национальные коллективы коренных малочисленных народов Севера представляли Хабаровск. Сегодня палитра еще ярче, и я думаю, что это связано и с тем, что министерство культуры Хабаровского края полностью понимает проблемы и задачи поддержки и сохранения народного творчества в своем регионе.

Важно еще, что Хабаровское краевое научно-образовательное творческое объединение культуры при всех сложностях старается преодолевать серьезный географический отрыв от центра России. Так, в одном из первых конкурсов «Традиция», который проходил в Великом Новгороде, участвовали хабаровчане. И здесь, на своей территории, организуются масштабные события, которые объединяют все регионы Дальнего Востока — зональный конкурс «Голоса XXI века», фестиваль любительских театров «Дальневосточный бенефис».

Мы очень любим ваш край, ценим его людей, уважаем их за бескорыстный труд, терпение и силу духа.

Беседовала Елена ГЛЕБОВА


Поленовский дом: исторические штрихи

Миссия Государственного Российского Дома народного творчества — сохранение нематериального культурного наследия народов России, обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на доступ к культурным благам. Предмет деятельности Дома творчества — организационно-методическая поддержка учреждений и организаций различной типологии и форм собственности, которые занимаются сохранением и развитием традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности в субъектах Российской Федерации.

Государственный Российский Дом народного творчества — правопреемник и продолжатель традиций Поленовского дома, созданного в Москве по инициативе и на средства В. Д. Поленова при поддержке мецената С. И. Мамонтова 29 декабря 1915 года. Он стал первым в мире учреждением, поддерживающим любительские театры.

Предтечей Поленовского дома была созданная в 1909 году Комиссия содействия устройству деревенских театров при Союзе сценических деятелей, куда на режиссерский съезд явились ходоки из крестьянского театра
с. Бурмакино Ярославской губернии во главе со своим руководителем Н. В. Скородумовым. Позднее комиссия выросла в Секцию содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров при Московском обществе народных университетов.

Это было знамением времени, подлинным демократическим движением русской творческой интеллигенции, вдохновленной идеей просвещения искусством. Вокруг академика живописи В. Д. Поленова объединились актеры, режиссеры, художники. Они помогали любителям в поиске и адаптации репертуара, в изготовлении декораций и костюмов. Когда был сооружен и торжественно открыт 1915 году необычный особняк, в нем развернулось, по выражению Поленова, «театральное дело на всю Россию». В доме на Медынке, построенном по его собственному оригинальному проекту, располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций.

Деятельность Поленовского дома не прерывалась даже в годы революции и Гражданской войны. Театры — и любительские, и профессиональные — были подчинены Наркомпросу, в 1921 году Подотдел рабоче-крестьянского театра ТЕО Наркомпроса преобразован в Дом театрального просвещения им. В. Д. Поленова. В Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал «Деревенский театр». С 1925 года основным направлением становится развитие сельской художественной самодеятельности.

19 января 1930 года Поленовский получил новое название: Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н. К. Крупской, в 1936 году он был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н. К. Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР, и в этом качестве просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза. В 1979 году Центральный Дом народного творчества им. Н. К. Крупской превратился во Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы им.
Н. К. Крупской. Именно на его основе в начале 1990-х годов был создан Государственный Российский Дом народного творчества.

1980-е годы ознаменовались вступлением Российского Дома народного творчества в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV), а его директор Э. С. Кунина была избрана заместителем Генерального секретаря. Начались обмены делегациями организаторов фестивалей фольклора. В сентябре 1986 года по планам IOV в Новгороде прошел Международный симпозиум по народному танцу.

Непростые 1990-е годы стали одним из сложнейших периодов истории методической службы народного творчества, которой предстояло доказать свою необходимость и востребованность культурой новой России. Именно в это время появились всероссийские конкурсы солистов-вокалистов, исполнителей народной и эстрадной песни, Всероссийский конкурс «Поющее мужское братство», всероссийские фестивали театров, где играют дети: драматических — «Калужские театральные каникулы» и музыкальных — «Синяя птица», Всероссийский конкурс ансамблей русского танца на приз Т. А. Устиновой, Всероссийский конкурс детских хореографических коллективов «Здравствуй, мир!», Всероссийский конкурс коллективов классического танца «Душой исполненный полет», всероссийские фестивали искусств народов и детей Севера «Северное сияние» и «Вслед за солнцем», конкурс базовых фольклорных коллективов домов народного творчества «Традиции», фестиваль «Поет село родное», всероссийские конкурсы оркестров и ансамблей народных инструментов, духовых оркестров и многие другие.

В сферу деятельности Российского Дома народного творчества вошло художественное творчество социальных групп, к которым прежде практически не обращались: ветераны, инвалиды, творческие семьи, соотечественники в ближнем зарубежье. В результате состоялось четыре всероссийских фестиваля творчества инвалидов; традиционными стали всероссийский фестиваль «Семья России» и фестиваль соотечественников «С Россией в сердце».

Важным шагом стало учреждение в 2002 году по инициативе Государственного Российского Дома народного творчества премии Министерства культуры Российской Федерации «Душа России» за заслуги в развитии народного творчества.

В 2003 году при Государственном Российском Доме народного творчества был создан Российский Комитет по сохранению нематериального культурного наследия при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Его цель — активизация согласованной работы по своевременному выявлению и защите объектов нематериального культурного наследия, находящихся под угрозой исчезновения в условиях прогрессирующей глобальной стандартизации и коммерциализации социально-культурной жизни общества.

По материалам книги «Дома народного творчества России: ретроспектива и современность» (Государственный Российский Дом народного творчества, 2009);
сайта www.rusfolk.ru