Славянский костюм как модель мира

Все мы знаем поговорку «По одежке встречают...». На первый взгляд какая-то она уж очень обидная, словно без хорошей, дорогой одежды ты просто пустое место и ничего в жизни не стоишь. Но если глубже разобраться, смысл здесь совсем в другом и говорится в этой поговорке вовсе не о том, что только в дорогой и красивой одежде к тебе люди будут относиться хорошо.

Костюм крестьянки Смоленской губернии  Середина XIX века.  Загорский государственный историко-художественный  музей-заповедникА ведь одежда может многое сказать о человеке. В очень давние времена это было еще заметнее. Взглянув на человека, можно было точно сказать: к какому роду-племени принадлежит, в какой местности проживает, какое положение в обществе имеет, чем занимается, какой у него возраст и даже в какой стране он живет. А глядя на женщину, можно было понять, замужем она или нет. Одежда обязательно украшалась узорами, которые тоже были «говорящими»! Это сейчас все воспринимают орнамент на одежде как узоры «для красоты». На самом же деле орнаменты наших предков были полны глубокого смысла.

Одежда может рассказать очень многое. По ней можно проследить историю человечества с самых древнейших времен. Важными и значимыми были не просто узоры, но и их сочетание. Составляя узор, мастерицы складывали из элементов целые фразы, и они как будто бы разговаривают с нами. Для украшения праздничного костюма крестьянки использовали полудрагоценные камни, которые в основном были не обработаны (бирюза, гранат), янтарь, цветное стекло, речной жемчуг.

У славянских народов очень популярны мотивы цветов, растительности — символы богатого урожая. Что посеяли, то и выросло. Иголки ели и сосны — символы вечной жизни и юности, чтобы дети росли крепкими и здоровыми. Лоза виноградная — доброта, верная любовь. Слива или яблоня — мудрость, здоровье и любовь. Звери, птицы и рыбы — символы богатства, крепкого хозяйства. Паук — символ непоколебимости, мужества, терпеливости, успеха в ремесле. Решето — символ победы добра над злом. Дорожка — символ вечности. Бесконечник — не имеет ни начала, ни конца (это что-то вроде цифры 8) — богатство, счастье, чтобы зло никогда не поселилось в вашем доме. Ромб, квадрат или прямоугольник, разделенный на четыре части, — внутри каждой части точка, — обозначал засеянную пашню, волнистая линия — дождь, вода, река; круг с вписанным в него крестом или пересекающимися линиями — солнце, огонь; горизонтальные линии — знаки земли, а вертикальные означали дерево — символ обновления природы, символ жизни. Женские фигуры служили символом плодородия.

Распространенным элементом узоров был геометрический треугольник, означающий целинную землю. Спираль, часто встречающаяся в вышивке, символизирует змею, олицетворяющую мудрость. Круг с небольшим крестом посередине не что иное, как неразрывный союз бога Ярилы с человеком. Малый круг посередине большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг).

Излюбленная техника вышивания мастериц — «крест» и «счетная гладь». Имеющая древние корни техника вышивания крестом сегодня снова в моде. Знак «креста» был символом мужчины, а сдвоенный крест (его еще называют «болгарским») обозначал мужа и жену (семью). В традиционной вышивке орнаментов черный и красный цвета наиболее популярны. Это символический язык, передающий мысли и чувства наших предков, духовная связь с окружающих их миром, уклад жизни, их мировоззрение, обряды и праздники, неразрывное единение с окружающей природой. Таких символов у славянских народов существовало великое множество. Былое магическое значение мотивов, узоров забылось, ушло в прошлое, но остались красота и сознание важности совершаемого события в жизни человека.

Костюм крестьянки  Михайловского уезда Рязанской области  Начало XIX века. Рязанский областной краеведческий музейДавайте себе представим славянский народный костюм: подол женской рубахи, сарафана, юбки всегда украшали орнаментом, который обозначал Землю, пашню, засеянное поле. Верхняя часть — это «небо». А у головных уборов и вовсе названия птичьи. Кичка или кика — утка, кокошник — происходит от слова кокошь (курица). Был даже головной убор под названием сорока. Вот и получается, что женский костюм — это маленькая модель мира.

Почему-то сложилось мнение, что русский народный костюм — это сарафан, вышитая рубашка да кокошник на голове. А ведь за столетия в разных местах, где жили славяне, сложились свои традиции, свои особенности в одежде, и люди твердо, из поколения в поколение их соблюдали. Многовариантность одежды можно объяснить огромной территорией расселения русских, изолированностью отдельных регионов, различным природным окружением, разностью обычаев и условий существования, местными историческими и культурными традициями. В каждой российской губернии были своя излюбленная цветовая гамма, приемы украшений и места их расположения. Мастерица шила свой костюм, как подсказывали ей вкус, чутье и опыт. В народном костюме было четкое деление одежды на праздничную, будничную, рабочую и обрядовою.

Очень сильно различалась, к примеру, одежда южных районов России от одежды северных. Но основной одеждой всех славян непременно была рубашка, правда, кроили ее в каждой области по-своему. Предки наши считали, что она не только греет человека, но и защищает от злых сил, обладает магической силой. Ворот, подол, рукава — это все отверстия рубашки. И вот, чтобы защитить эти уязвимые места от разной нечисти, болезней, сглаза, их покрывали вышивкой-оберегом. Традиционно рубашка была белой, льняной, поверх надевался сарафан, который плавно расширялся книзу. Спереди и по подолу украшали его вышивкой или цветной тканой полоской.

У славян-северян сарафан был традиционно красного цвета. Центральная часть Руси предпочитала одноцветную синюю, бумажную, покупную материю для своих сарафанов или пестрядь (ткань, похожую на рогожку). Он шился на узких бретелях и напоминал полукруг, за счет большого количества клиньев, сильно расширяющих подол. Нижняя часть переднего шва и подол украшались нашивками из шелковых лент и полос узорной ткани. Пояс длинный, с вышивкой и бахромой на концах завязывался под грудью.

Девичий костюм  крестьянки Ярославской губернии  Конец XIX века. Собрание НИИХПВ иных областях сарафан шили однотонным, ярких цветов или с рисунком. Он мог быть трапециевидным, цельнокроеным, без складок, приталенным или нет, с поясом или без него, прямым, собранным по верхнему краю сборками.

Первое упоминание о сарафане, или сарфанце, относится к 1376 году. Создатель Никоновской летописи так называет длинную распашную мужскую одежду. До начала XVII века это слово обозначало предмет мужского костюма. Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях:

Он не в шубе, не в кафтане,
В длинном белом сарафане...

Слово сарафан имеет иранское происхождение от слова «sarapa» или «sarapai» (одетый с головы до ног). Первоначально это была длинная мужская плечевая одежда с рукавами. Женской одеждой сарафан стал только в XVII веке. Однако подобная (надевается через голову) одежда с рукавами или без них, с пуговицами или без была известна у славян значительно раньше — это шуба, шушун, саян, сукман, ферязь, дубас...

До петровских указов об обязательном ношении в городах европейской одежды сарафаны носили и дворянки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.

Сегодня в нашем понимании сарафан — собирательный термин, обозначающий традиционную русскую одежду на лямках.

Сарафанов нонь не носим
Нам от них убыточек:
Надо восемь метров ситца,
Три катушки ниточек...

Очень точно подмечено в задорной частушке 20-х годов прошлого века. Постепенно на все исконно русское прошла мода, а сарафаны и старинные рубахи стали пережитком прошлого...

Костюм крестьянки Тульской губернии  Вторая половина XIX века.  Загорский государственный историко-художественный  музей-заповедникВ прохладное время года поверх сарафана надевали душегрею. Она так же, как и сарафан, расширялась книзу и была расшита оберегами по низу и пройме. Душегрея надевалась на рубаху с юбкой или поверх сарафана. Это короткая (чуть ниже талии) одежда имела форму трапеции на бретелях: спереди ровная, а на спине собранная складками, по середине переда проходит застежка, бок полочки расширен книзу. Материал для душегреи брали более плотный, а на праздничную шли бархат, парча, и все это расшивалось бисером, стеклярусом, тесьмой, блестками, лентой. Рубаха, а вернее ее рукава, вышивались яркими нитками, вязаной или тканой тесьмой. Такой костюм обязательно дополнял передник-фартук, который тоже был украшен лентой, тесьмой, яркой полоской из ткани или же вышивкой. Рубаха, сарафан и душегрея — самый распространенный вид одежды у всех славян.

Славяне-южане только в конце XIX века нарядились в сарафаны. Их модницы до этого времени носили понёву (поньку). Понёва — сшитые вместе несколько полотнищ ткани, которой оборачивали бедра. Держалась она на поясе (тип юбки), шилась как из однотонной, так и клетчатой материи. Понёва могла быть из шерстяной или полушерстяной ткани. Верхний край собирается сборкой на поясе. Обязательно поверх надевался льняной передник с узором из красных ниток. Поверх рубахи и понёвы надевался навершник — нагрудник, или его еще называли насов, шурун, сукман, костолан, шушиан, шушпан, шушун — это верхняя одежда без рукавов, до колен, или немного ниже, трапециевидной формы, распашная, чем-то похожая на современную тунику. Шили его из льняного холста, а плечи, ворот, грудь, подол обязательно обшивались лентами, тесьмой, вышивками, ярким ситцем. Особенно выделяли узор на оплечье (от слова плечо). По краю подола пришивали красное кружево, завершала наряд занавеска, по виду похожая на фартук с грудкой, и смотрелась очень нарядно.

А из обуви в основном носили онучи: кусок ткани, которым обматываются ноги (что-то вроде портянок), и лапти с завязками. Вместо онучей на ноги могли надевать и теплые вязаные чулки. Женщины побогаче могли себе позволить сапожки — сафьяновые (из тонкой, специально обработанной козьей кожи) на шнуровке.

Была на Руси и такая одежда, как летник. Это широкая в подоле, цельнокроеная, конусообразная вещь с широкими рукавами, из-под которой выглядывает узкий рукав, вернее только манжета, расшитая бисером, шнуром, яркими нитками. Край широкого рукава также расшивался замысловатыми узорами. Воротник шили большой, лежащий на плечах, круглый, расшитый бисером, стеклярусом, вышивкой, тесьмой. Он также мог быть и небольшой стойкой. И в том и другом случае ворот был очень нарядным элементом летника.

На холодное же время года шилась телогрея, или шугай, в талию с рукавами и воротником — длинная уличная одежда, слегка расклешенная книзу. Рукава были очень длинными и узкими в самом низу, поэтому они нанизывались на руку складками. Их еще в народе прозвали наборными. А где-то на уровне локтя, в верхней части рукава делали прорези для рук и тогда длинные рукава спадали по бокам почти до пола. Работать спустя рукава было очень неудобно, поэтому для удобства, когда рукавами не пользовались, их просто завязывали за спиною узлом. Подол и край длинного рукава не украшали ничем. Застежка шугая спереди была сделана из витого шнура, это такие петельки, которые застегивались на парчовые комочки — пуговицы. По горловине шел ворот-стойка.

Праздничная одежда крестьянок кроилась так же, как и будничная. Отличие было лишь в обилии вышитых да вытканных узоров, в нагрудных украшениях и домотканых цветных поясах. Часто в одной местности встречалось до тридцати видов одежды и сложных головных уборов.

Костюм крестьянки Калужской губернии  Конец XIX века. Собрание НИИХПДлинная девичья праздничная рубаха состояла из четырех полотнищ белой льняной ткани. Полики — косые нашивки на область плеча расшиты узорами, а рукава очень похожи на рукава телогреи, они очень длинные — ниже колена, с узким завершением, собираются на руках складками. Горловина на небольшой стойке с застежкой на металлическую пуговицу. Ворот, грудь, низ рукавов украшались вышивками нитями красного цвета с небольшим вкраплением черного. Полики отделывали различными мережками, красными нитями и кружевом. Такую рубаху подпоясывали длинным тканым или вязаным поясом с бахромой на концах. В косу вплетали косник, шитый жемчугом и цветным бисером.

Главный элемент славянской мужской одежды — рубаха. Она короче женской, шилась широкой, свободной, из белого холста, длиной почти до колен, из трех полотнищ. Среднее широкое прямое полотнище сгибается пополам, образуя перед и спинку. По перегибу вырезается ворот, разрез ворота с левой стороны застегивается на пуговицу. К основному полотнищу с двух сторон пришиваются прямоугольные боковины. Под мышки вшиваются красные ластовицы. Рубаха могла быть без ворота, по горловине и разрезу украшенная цветным кантом, обязательно украшались края рукавов и подол вышивкой, отделочной тесьмой, кантом, шнуром. Рубаху подпоясывали шнуром с кисточками на концах.

Но самыми нарядными, конечно же, были венчальные рубахи. На подоле и манжетах вышивался красивый орнамент, вышивалась нагрудная планка и даже надплечия. Портки, или, как их еще называли, порты, особой красоты не представляли. Они могли быть и в полоску, и однотонными, их верх собран на поясе с застежкой на пуговицу.

А вот, к примеру, так могла быть одета невеста-славянка: рубаха из белого холста, короткая или на подставе с прямыми поликами и широкими рукавами, собранными так, чтобы остались манжеты. Поверх утяжки нашивается обшивка. Широкий сборчатый манжет украшен вышивкой и бисером. Воротник на стойке, застегнут на пуговицу. Понёва глухая, из шерстяной ткани в клетку или полоску, по низу красное сукно с нашивками из лент, тесьмы, бисера и блесток. Передник — занавеска (запон, завеска) надевается поверх рубахи с понёвой и также богато декорируется.

Костюм крестьянки Тульской губернии  Вторая половина ХIХ века.  Загорский государственный историко-художественный музей-заповедникЖелтик — глухая наплечная одежда из желтой горчичной шерсти, надевается через голову и состоит их трех прямых полотнищ. Среднее полотнище складывается пополам, по перегибу делается вырез для головы, боковые полотнища более узкие, в месте соединения с основной частью вшиты красные шерстяные полосы. Ворот и разрез на груди обшиты по краю черной тесьмой с белым бисером. Плечи, грудь и нижняя половина желтяка украшены полосками кумача, ситца, тесьмой и вышивкой. По краю подола — красная бахрома с бисером.

Головной убор девушки на выданье был в виде повязки с вышивками красными нитками, на конце повязки пришивалась бахрома. Повязывалась на лбу, узел на затылке. Или же головной убор в виде полосы кумача на подкладке из холста, а очелье (вокруг головы) вышито золотыми нитками с бисерной окантовкой. В косу вплетался нарядный косник. Или такой вариант свадебного головного убора — рогатая кичка из грубого холста. Рога в виде подковы, обращенной концами вверх, волосы покрывали чепцом на вздёржке. К кичке привязывалось спинное украшение из шнура с большой кистью из бахромы и бисера на конце. Над ушами начинались две кисти из бисера на плетеных шнурах, висящих вдоль лица и спускающиеся на плечи, надо лбом полоса, сплетенная в виде жгута из холста и кумача. На второй день свадьбы молодая уже повязывалась нарядным платком, который закреплялся на затылке концами назад. А вместо онучей под лапти надевались белые вязаные чулки.

А теперь о традиционном головном уборе славян. Их великое множество, поэтому остановимся только на некоторых. В первую очередь — платки, которые женщины завязывали вокруг шеи, под подбородком, а шаль с бахромой накидывали прямо на кику. Замужняя женщина прятала волосы под маленькую шапочку — повойник, очипок, сборник. И только потом надевала кику или сороку и повязывала платок.

Повойник чем-то похож на маленькую докторскую шапочку и только околышек делался более жестким и украшался. Очипок шился из мягкой ткани, это мог быть и бархат. На затылке стягивался шнурком или тесьмой. Сорока — это когда очелье шито золотом и кружевом. Поверх сороки надевали платок. Из малинового кашемира шился сборник. Очелье вышивалось бисером, блестками, бусинами и украшалось тесьмой-вьюнком. Донышко сборника расшито золотистыми ромбами, бусинами, бисером. По краю пришита плиссированная лента.

Костюм крестьянки Великого Устюга Архангельской губернии  Конец XIX — начало ХХ века.  Загорский государственный историко-художественный  музей-заповедникЗамужние женщины носили две косы, которые завязывали на затылке в узел и прятали в головной убор. Они никогда не показывались на людях с непокрытой головой. Еще издревле люди верили в магическую силу волос. Эту силу женщине давала Мать-земля. Выражение «опростоволосился» значит опозорил свой род. Наши предки-славяне обычно девушек своего рода выдавали замуж в другой род, и женщина должна была прятать свои волосы, чтобы не принести несчастья мужу и всей его многочисленной родне. В отличие от замужних женщин девушки волосы не закрывали. Плели косу, носили налобные повязки — венцы, ленты, которые на затылке завязывались бантом. Полоска венца тоже украшалась тесьмой, вышивкой, бисером, блестками.

Красна девица идет
Словно павушка плывет.
На ней платье голубое,
Лента алая в косе...
Раздайся народ, девья красная идет!

«Куплю два подарка: кумач да китайку...» — поется в известной народной песне, а ведь это самые дешевые виды тканей, но зато очень яркие, броские, такие не изготовишь в деревне на ткацком станке! Иное дело — сукно лазоревое, атлас золотный или бархатный, камка червчатая, тафта* — эти ткани деревенскому люду были не по карману. В такие ткани одевались люди городские и состоятельные.

Тонкая работа, изящество, хороший вкус в подборе тканей и украшений, художественная вышивка — все это делает славянскую одежду настоящими произведениями искусства и украшением суровой трудовой жизни. Ее берегли, она переходила из поколения в поколение, словно штучное авторское произведение мастера. Зачастую праздничный костюм создавался один раз и на всю жизнь. Побывайте в библиотеке, полистайте историю нашего русского костюма, рассмотрите альбомы с репродукциями художника Плахова, Федотова, Венецианова, Ольшанского, Кустодиева, Нестерова, Маковского, Сергеева, Рябушкина, Билибина, Коровина... Так тонко и точно изобразили они на своих полотнах русский костюм! При создании костюма их работами можно пользоваться как наглядными пособия.

Славянский народный костюм не только национальный памятник культуры, но он еще источник вдохновения для современного моделирования одежды и для создания сценических образов в разных жанрах и видах искусства и является ярким воплощением народного творчества.

Во многих музеях нашей страны собраны образцы русской одежды. В основном это крестьянская одежда — интереснейшее явление нашей культуры. Давайте об этом будем помнить.

Иллюстрации и комментарии Валентины ГОРДЕЕВОЙ из книги «Русская народная одежда».
Издательство «Изобразительное искусство».
Москва, 1974

Людмила РЯЗАНОВА


* Камка — тонкая, шелковая, льняная, шерстяная однотонная ткань с блестящим фоном и матовым узором.
Тафта — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей и жесткой поверхностью. Хлопчатобумажную ткань полотняного переплетения, тонкую или плотную, серого цвета (сейчас это коленкор) отбеливали и крахмалили. После набивки узора ее уже называли ситец, после окрашивания в красный цвет — кумач, в синий — китайка.