Воплощение плодородия

Вышивка была наиболее распространенным способом украшения текстильных изделий у славян-переселенцев Дальнего Востока России — русских, украинцев, белорусов. Славянские переселенцы принесли еe в Приамурье как неотъемлемую часть культурно-бытовых комплексов с мест прежнего проживания.

 

По той роли, которую вышивка сыграла в культурно-бытовом комплексе славянского населения Приамурья, этот вид декоративно-прикладного искусства имел особое значение в формировании художественной традиции. На рубеже ХIХ — ХХ веков из предметов традиционного костюма, переселенцы украшали ей женские рубахи, реже — мужские (в основном свадебные). Декорировалась вышивкой и праздничная поясная одежда — фартуки (передники), понёвы, а также пояса. Из предметов убранства крестьянского жилого интерьера вышивали, в большей степени полотенца, как правило, лишь предназначенные для праздничного и обрядового использования, а также праздничные скатерти и подзоры к кроватям. В более ранний период, в XIX веке, вышивками украшались и женские головные уборы.

 

Переселенцы при декорировании предметов из текстиля использовали разнообразные мотивы: геометрические, зооморфные, со стилизованными изображениями птиц и животных, и растительные. Большое место в узорах вышивки славян-переселенцев отведено растительным мотивам. Древесно-растительные мотивы занимали видное место в орнаменте вышивки дальневосточных славян. На основе анализа орнаментированных текстильных предметов славянской коллекции собрания Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова можно сделать вывод, что по стилистическим признакам древесно-растительные узоры в вышивке славян-переселенцев составляли две большие группы. К первой относились мотивы деревьев, трактованные в строгом, прямолинейно-геометрическом стиле. Такие мотивы, распространенные в вышивках всех трех этносов — русских, украинцев и белорусов относились к архаическому пласту орнаментов. Они исполнялись в основном техникой старинного двустороннего шва и характерны для предметов текстиля, изготовленных в ХIХ веке. К наиболее архаичным мотивам в этой группе можно отнести изображение древа жизни — древнего земледельческого культа славян. Оно в разных вариантах встречается как на рубахах (больше на женских), так и на предметах украшения интерьера, в основном полотенцах. Мотивы деревьев были некогда связаны с религиозно-мифологическими представлениями славян. Поклонение деревьям было одним из главнейших элементов их религии. Мировое дерево мыслилось воплощением Великой Матери мира — Земли. Плодородящая сила земли у славян олицетворялась в образе женского божества, и столь же древним является ее символическое изображение в виде различных форм растительности.

В славянской коллекции вышитых предметов Гродековского музея мотив древа жизни — источника жизненной силы, символа плодородия трактовался по-разному. Одни из них представляли собой схематичные
геометризованные деревья с прямыми симметричными ветвями. Рисунок вышивки в данном случае несложный, он составлен из прямой линии-ствола с отходящими от него черточками-ветками. У других вершина, ствол и ветки дополнялись различными геометрическими знаками — ромбами, крестами, звездочками, восьмилепестковыми розетками (рис. 1).

Рис. 1. Мотив древа жизни с обозначением корней в виде крестовРис. 2. Мотив древа жизни с обозначением корней в виде ромбических знаков

Рис. 3.  Мотив древа жизни в трехчастной композиции с птицами

 

Гораздо реже в вышивке встречаются мотивы деревьев, смешанные (соединенные) с геометрическими фигурами, например, дерево в виде ромба, дерево в виде креста. Корни или основу таких деревьев мастерицы-вышивальщицы, как правило, обозначали схематично: чаще в виде горизонтальной линии в один или два-три ряда. Нередко цепочки мелких геометрических фигур в виде ромбических знаков, треугольников, крестов, также использовались для обозначения корней (рис. 1, 2). Как самостоятельный элемент в вышивке музейной коллекции образ древа жизни встречается редко, обычно являясь связующим звеном в трехчастной композиции с сюжетом из птиц. В такой композиции стилизованное дерево составляло центр, к которому обращены птицы. В архаических вышивках восточных славян птица обычно была связана с центральной частью композиции — антропоморфной, по-видимому, женской фигурой. Можно предположить, что в орнаменте, исполненном мастерицами-переселенками в конце ХIХ — начале ХХ века произошла замена (трансформация) женской фигуры образом древа жизни. Мотивы таких образцов вышивки отражают архаичную растительную символику, характерную для традиционной вышивки восточных славян (рис. 3, 4). В изделиях начала ХХ века изображение трехчастной композиции в виде дерева-куста с сидящими по сторонам его птицами (обычно, лесными) сохранилось, но уже с утратой строгой геометризации при изображении дерева (рис. 5).

Рис. 4. Мотив древа жизни в трехчастной композиции с птицамиРис. 5. Мотив дерева-куста с птицамиРис. 6. Мотив дерева

 

Мотив древа жизни в вышивке переселенцев более позднего времени не только сохранился в качестве главной фигуры центрической композиции, но и стал основой для вышивок с растительным орнаментом. В вышивках, датированных началом ХХ века, деревья также трактуются схематично, с высокой степенью условности, и воспринимаются на первый взгляд как сугубо геометрические орнаменты (рис. 6). В вышивках этого периода мотив дерева продолжает оставаться собирательным. В узоре они предельно обобщены, геометризованы и органично вплетены в окружающий их геометрический орнамент. При многообразии растительных мотивов, используемых мастерицами, в них невозможно выявить основные особенности изображаемого дерева. Узоры различались количеством деревьев и их композиционным расположением. Иногда несколько деревьев выстраивали в композиции в виде символической аллеи. Создается впечатление, что этой сплошной линией деревьев славянки-переселенки отображали бескрайний лес (рис. 7, 8, 9). Узоры, которые состояли только из мотивов деревьев, вышивали либо в виде одной крупной фигуры, например на всю ширину конца полотенца, либо раппортом одного или двух различных мотивов.

Рис. 7. Мотивы дерева. Начало ХХ в.

Рис. 8. Мотивы дерева. Начало ХХ в.Рис. 9. Мотивы дерева. Начало ХХ в.

Разнообразны и композиции, включавшие изображения деревьев или растений. Их вышивали то рядом с птицей (рис. 10), то с конем (рис. 11), то с антропоморфной фигурой (рис. 12). Изображение дерева и вышеперечисленных фигур могли располагаться параллельными рядами и иметь раппортное построение, или там, где дерево являлось стержнем трехчастной композиции.

Рис. 10. Мотив растения и птицыРис. 11. Мотив растений и всадника

Рис. 12. Мотив древа жизни и антропоморфной фигуры

Среди древесных мотивов выделялись узоры в виде варьирующегося куста-дерева, составленного из стилизованных веток и цветов (рис. 13, 14, 15, 16). Этот мотив использовался мастерицами в различных композициях, которые то усложнялись, то принимали простой вид.

Рис. 13. Мотив куста в трехчастной композиции

Рис. 14–16. Мотив кустаРис. 14–16. Мотив кустаРис. 14–16. Мотив куста

В растительных мотивах вышивки дальневосточных славян довольно часто представлен мотив вазона, имеющий древний источник, как и древо жизни (рис. 17, 18, 19, 20, 21). В музейной коллекции этот мотив встречается только в вышивке полотенец, в основном у украинских переселенцев. Конфигурации вазона и самого букета разнообразны. Одни мастерицы изображали их в виде изящной стройной вазы на тонкой ножке и крупного пышного букета. Другие — в виде вазы упрощенной формы, без ножки, с выпрямленными стенками. Мотив вазона вышивался обычно на концах полотенца и составлял центр композиции (рис. 22). Иногда мастерицы вазон заменяли цветочным горшком, выполненным довольно примитивно. Мотив вазона, пришедшего в крестьянскую избу из города, заменялся здесь формой, более близкой к деревенскому быту, — горшком. Например, в узорах нескольких украинских полотенец музейной коллекции встречается мотив цветочного горшка с розами (рис. 23). Разновидностью вазона было и изображение букета, которое славянские мастерицы, также использовали в основном для вышивки полотенец. Все композиции букета являются вариантами одного и того же элемента дерева-цветка. На старинных полотенцах изображался единый развитый, разветвленный мотив букета, который располагался во всю ширину конца полотенца (рис. 21).

Рис. 17–21. Мотив вазонаРис. 17–21. Мотив вазонаРис. 17–21. Мотив вазонаРис. 17–21. Мотив вазонаРис. 17–21. Мотив вазона

Цветочные формы славянской вышивки разнообразны — от совершенно условных фигур до передачи конкретных цветов. Свое-образной группой среди них выделяются прямолинейно-геометрические цветочные узоры. В отдельных случаях, цветы превращены в розетки (рис. 24, 25, 26). Приходится лишь догадываться, что тот или иной элемент цветочного узора имеет какие-то аналогии с растительной основой. Такая трактовка цветов была характерна для вышивки переселенцев, датированной последней четвертью ХIХ века.

Рис. 22. Мотив вазона. Фрагмент. Конец полотенцаРис. 23. Мотив букета (разветвленный)Рис. 24–26. Мотив геометризованного цветкаРис. 24–26. Мотив геометризованного цветкаРис. 24–26. Мотив геометризованного цветка

Другую группу представляли мотивы цветов, основанных на условно реалистической трактовке. В вышивках начала ХХ века переселенки стали использовать натуралистические узоры с сохранением основных видовых свойств изображаемого цветка. Появились мотивы классического орнамента, в частности изображения роз разнообразной модификации (рис. 27). Особенно популярен этот мотив был у переселенцев Киевской губернии Украины, применявших стилизованные изображения роз для декорирования полотенец и рубах: в женских — всего поля рукавов, в мужских — широких нагрудных планок. К примеру, в коллекции музея представлены более трех десятков текстильных предметов с изображением мотива розы. Мотив лилии в вышивке начала ХХ века также близок к реалистическому изображению (рис. 28). В основе творчества славянских мастериц этого периода лежало стремление приблизиться к реальному силуэту цветка. Следует отметить, что в изделиях первой четверти ХХ века наряду с реалистической трактовкой, были и изображения фантастических цветов, не имеющих аналогий в живой природе (рис. 29).

Рис. 27. Мотив розыРис. 28. Мотив лилииРис. 29. Мотив стилизованного цветкаРис. 30. Мотив медальона с цветком

В вышивке дальневосточных славян начала ХХ века цветы среди мотивов растительного орнамента в самых разнообразных комбинациях: на ветках, в гирляндах, букетах, вазах, на деревьях и т. п., занимали центральное место в узорах. Мастерицы повсеместно использовали цветочные мотивы в вышивке одежды и предметов убранства крестьянского интерьера. Распространено было для цветочных форм и сочетание геометрических мотивов с растительными, например чередование крестов с цветком. Встречаются в вышивке ромбы, окаймленные цветами и листьями, и овальные медальоны с крупными цветами (рис. 30).

Из несложных растительных форм в вышивке переселенцев довольно часто использовался мотив волнообразного побега, который является одним из древнейших в изобразительном искусстве народов мира. Плавно изгибающийся растительный побег оформлялся условными цветами, бутонами, мелкими плодами, ягодами, листьями, веточками и отростками (рис. 31, 32, 33, 34). Они неконкретны, но иногда узнаваемы. Лишь в отдельных случаях была определенно выражена связь орнаментального узора со структурой растительной основы. К таким видам растений относились: роза (рис. 35), лилия (рис. 36), калина (рис. 37), виноград. Например, волнообразная линия, обрастая всевозможными веточками, листьями, цветами, превращалась в популярный мотив «виноградной лозы» (рис. 38).

Рис. 31–34. Мотив волнообразного растительного побега

Рис. 31–34. Мотив волнообразного растительного побега

Рис. 31–34. Мотив волнообразного растительного побега

Рис. 31–34. Мотив волнообразного растительного побега

Рис. 35. Растительный побег с мотивом розыРис. 36. Растительный побег с мотивом лилии

Рис. 37. Растительный побег с мотивом калины

Рис. 38. Растительный побег с мотивом виноградной лозы

Стилизованные изображения калины и винограда, были характерны для вышивки на свадебных предметах. Узнаваемы и узоры из дубовых листьев (рис. 39), шишек и листьев хмеля (рис. 40), которые также относятся к свадебной символике. Мотив побега (изогнутой ветки) в большей степени был характерен для вышивки украинских переселенцев. Русские и белорусы использовали этот мотив в основном для декорирования низа рукавов и подола рубах.

Можно сказать, что растительный орнамент в вышивке дальневосточных славян использует самый многочисленный комплекс мотивов. Причем один и тот же мотив мог быть сильно приближен к натуре, а мог быть упрощен до неузнаваемости.

На вышивках музейной коллекции конца ХIХ — начала ХХ века с растительным сюжетом отсутствуют зеленые тона, казалось бы, вполне естественные для изображения природы. В вышивке дальневосточных славян традицией являлось сочетание красного цвета как основного и черного, который, как правило, применялся для обогащения и усиления декоративного звучания основного — красного цвета. Полихромность в вышивке растительного орнамента приходит как более позднее явление.

Рис. 39. Растительный побег с мотивом дубовых листьев

Рис. 40. Растительный побег с мотивом листьев и шишек хмеля

В первой четверти ХХ века архаические мотивы в растительном орнаменте восточных славян занимали все меньшее место. В традиционную вышивку переселенцев Дальнего Востока влились новые образы и символы. На первое место выходила ее декоративная функция. На смену геометризованным изображениям растений пришли пышные растительно-цветочные формы. Но содержательность народного искусства славян в начале ХХ века не исчезла полностью: орнамент и его мотивы все еще были проникнуты символикой. Старое и новое не только находились рядом, но и давали переходные формы, смешивались друг с другом. Например, древнее солярное значение розетки в начале ХХ века переосмысляется; в растительных узорах она дается как обобщенный образ цветка. Деревья изображались ветвистыми, с мощными кронами, покрытыми цветами. На них помещались птицы. В этих изображениях мы встречаемся с отзвуками поклонения славян священному древу жизни, игравшему большую роль в мифологических представлениях далекого прошлого.

На одном из полотенец с сюжетной вышивкой, которое экспонируется в «славянском» зале Гродековского музея, орнамент воспроизводит сценку на крестьянском дворе, где девушка встречает своего жениха. В начале XX века подобный «бытовой жанр» все больше привлекал внимание переселенок. Если в архаических сюжетах роль дерева была центральной, то в данном бытовом сюжете деревья играли роль фона, на котором развертывались события (рис. 41). Данная вышивка представляла скорее бытовую сценку, чем отражение древних религиозных представлений.

Рис. 41. Сюжетная вышивка с мотивами дерева

В первой четверти ХХ века в традиционном быту дальневосточных славян появляются вышивки с растительным орнаментом, изготовленные по отпечатанному в типографии образцу, по канве с лубочных картинок.

Привнесение в славянскую вышивку новых образов, не укорененных глубоко в традиции, послужило причиной утраты многих традиционных композиций и унификации местных особенностей текстильного орнамента переселенцев Приамурья. В конце ХIХ — начале ХХ века орнаментика народного искусства славян Дальнего Востока в значительной степени утратила свое древнее значение и наполнилась новыми образами и символами. Орнамент текстиля в рассматриваемый период представлял собой сплав разнородных компонентов, среди которых архаический пласт занимал небольшое место. На первое место выходила ее декоративная функция. Древние религиозные сюжеты в вышивках переселенцев Приамурья подверглись значительной трансформации. Народные мастерицы, передававшие эти узоры из поколения в поколение на протяжении многих веков, постепенно преодолевали культовое осмысление изображаемого. Элементы материалистического отношения к действительности, постепенно развиваясь, стали определять собой новое качество растительного орнамента. В шитье славян-переселенцев начала ХХ века сказалось стремление отразить в наиболее полном виде окружающую крестьянина действительность, особенно природу. Древние образы древесно-растительного орнамента, выполненные с наибольшей иконографической полнотой, сохранились лишь в отдельных вышивках музейной коллекции.

И в настоящее время вышитые предметы славянской коллекции музея являются своеобразными носителями художественной национальной традиции славян.

Валентина РЕДЧУН


Литература

  1. Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Сов. археология. — 1966. — № 1. — С. 61–76.
  2. Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. — М.: Искусство, 1972. — 151 С.
  3. Богуславская И. Я. Художественные особенности русской народной вышивки с геометрическим орнаментом (ХIХ — ХХ вв.) // Сов. этнография. — 1982. — № 1. — С. 101–112.
  4. Воронов В. С. О крестьянском искусстве (Избранные труды). — М.: Сов. художник, 1972. — 349 С.
  5. Герчук Ю. Структура и смысл орнамента // Декоративное искусство СССР — 1979. — № 1. — С. 30–33.
  6. Дурасов Г. П. Попытка интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа //Сов. этнография. — 1980. — № 6. — С. 87–98.
  7. Дурасов Г. П. Об одной группе архаических узоров в русской народной вышивке и их истоках // Сов. этнография. — 1991. — № 4. — С. 65–78.
  8. Ефимова Л. В. Русская вышивка и кружево (собрание Государственного исторического музея). — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 272 С.
  9. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография — М.: Наука, 1991. — 511 С.
  10. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. — М.: Наука, 1978. — 207 С.
  11. Орнаменты народов мира: практическое пособие. — СПб: Кристалл, 1998. — 272 С.
  12. Очерки общей этнографии (под ред. С. П. Толстова и др.). — М.: Наука, 1966. — 476 С.
  13. Работнова И. П. Русская народная вышивка — М.: КОИЗ, 1957. —157 С.
  14. Русакова Л. М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. — Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1989. — 176 С.
  15. Русские. Историко-этнографический атлас (середина ХIХ — начало ХХ века) — М.: — Наука, 1967. — 358 С.
  16. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987. — 782 С.
  17. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981. — 606 С.
  18. Фалеева В. А. Русская народная вышивка. — 1949. — 34 С.
  19. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры (гл. ред. Бромлей Ю. В., отв. редактор Чистов К. В.) — М. — Наука, 1987. — 557 С.
  20. Этнография (под ред. Бромлея Ю. В. и Маркова Г. Е.) — М.:, Высшая школа, 1982. — 320 С.