Вышивка была наиболее распространенным способом украшения текстильных изделий у славян-переселенцев Дальнего Востока России — русских, украинцев, белорусов. Славянские переселенцы принесли еe в Приамурье как неотъемлемую часть культурно-бытовых комплексов с мест прежнего проживания.
По той роли, которую вышивка сыграла в культурно-бытовом комплексе славянского населения Приамурья, этот вид декоративно-прикладного искусства имел особое значение в формировании художественной традиции. На рубеже ХIХ — ХХ веков из предметов традиционного костюма, переселенцы украшали ей женские рубахи, реже — мужские (в основном свадебные). Декорировалась вышивкой и праздничная поясная одежда — фартуки (передники), понёвы, а также пояса. Из предметов убранства крестьянского жилого интерьера вышивали, в большей степени полотенца, как правило, лишь предназначенные для праздничного и обрядового использования, а также праздничные скатерти и подзоры к кроватям. В более ранний период, в XIX веке, вышивками украшались и женские головные уборы.
Переселенцы при декорировании предметов из текстиля использовали разнообразные мотивы: геометрические, зооморфные, со стилизованными изображениями птиц и животных, и растительные. Большое место в узорах вышивки славян-переселенцев отведено растительным мотивам. Древесно-растительные мотивы занимали видное место в орнаменте вышивки дальневосточных славян. На основе анализа орнаментированных текстильных предметов славянской коллекции собрания Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова можно сделать вывод, что по стилистическим признакам древесно-растительные узоры в вышивке славян-переселенцев составляли две большие группы. К первой относились мотивы деревьев, трактованные в строгом, прямолинейно-геометрическом стиле. Такие мотивы, распространенные в вышивках всех трех этносов — русских, украинцев и белорусов относились к архаическому пласту орнаментов. Они исполнялись в основном техникой старинного двустороннего шва и характерны для предметов текстиля, изготовленных в ХIХ веке. К наиболее архаичным мотивам в этой группе можно отнести изображение древа жизни — древнего земледельческого культа славян. Оно в разных вариантах встречается как на рубахах (больше на женских), так и на предметах украшения интерьера, в основном полотенцах. Мотивы деревьев были некогда связаны с религиозно-мифологическими представлениями славян. Поклонение деревьям было одним из главнейших элементов их религии. Мировое дерево мыслилось воплощением Великой Матери мира — Земли. Плодородящая сила земли у славян олицетворялась в образе женского божества, и столь же древним является ее символическое изображение в виде различных форм растительности. В славянской коллекции вышитых предметов Гродековского музея мотив древа жизни — источника жизненной силы, символа плодородия трактовался по-разному. Одни из них представляли собой схематичные
Гораздо реже в вышивке встречаются мотивы деревьев, смешанные (соединенные) с геометрическими фигурами, например, дерево в виде ромба, дерево в виде креста. Корни или основу таких деревьев мастерицы-вышивальщицы, как правило, обозначали схематично: чаще в виде горизонтальной линии в один или два-три ряда. Нередко цепочки мелких геометрических фигур в виде ромбических знаков, треугольников, крестов, также использовались для обозначения корней (рис. 1, 2). Как самостоятельный элемент в вышивке музейной коллекции образ древа жизни встречается редко, обычно являясь связующим звеном в трехчастной композиции с сюжетом из птиц. В такой композиции стилизованное дерево составляло центр, к которому обращены птицы. В архаических вышивках восточных славян птица обычно была связана с центральной частью композиции — антропоморфной, по-видимому, женской фигурой. Можно предположить, что в орнаменте, исполненном мастерицами-переселенками в конце ХIХ — начале ХХ века произошла замена (трансформация) женской фигуры образом древа жизни. Мотивы таких образцов вышивки отражают архаичную растительную символику, характерную для традиционной вышивки восточных славян (рис. 3, 4). В изделиях начала ХХ века изображение трехчастной композиции в виде дерева-куста с сидящими по сторонам его птицами (обычно, лесными) сохранилось, но уже с утратой строгой геометризации при изображении дерева (рис. 5).
Мотив древа жизни в вышивке переселенцев более позднего времени не только сохранился в качестве главной фигуры центрической композиции, но и стал основой для вышивок с растительным орнаментом. В вышивках, датированных началом ХХ века, деревья также трактуются схематично, с высокой степенью условности, и воспринимаются на первый взгляд как сугубо геометрические орнаменты (рис. 6). В вышивках этого периода мотив дерева продолжает оставаться собирательным. В узоре они предельно обобщены, геометризованы и органично вплетены в окружающий их геометрический орнамент. При многообразии растительных мотивов, используемых мастерицами, в них невозможно выявить основные особенности изображаемого дерева. Узоры различались количеством деревьев и их композиционным расположением. Иногда несколько деревьев выстраивали в композиции в виде символической аллеи. Создается впечатление, что этой сплошной линией деревьев славянки-переселенки отображали бескрайний лес (рис. 7, 8, 9). Узоры, которые состояли только из мотивов деревьев, вышивали либо в виде одной крупной фигуры, например на всю ширину конца полотенца, либо раппортом одного или двух различных мотивов. Разнообразны и композиции, включавшие изображения деревьев или растений. Их вышивали то рядом с птицей (рис. 10), то с конем (рис. 11), то с антропоморфной фигурой (рис. 12). Изображение дерева и вышеперечисленных фигур могли располагаться параллельными рядами и иметь раппортное построение, или там, где дерево являлось стержнем трехчастной композиции. Среди древесных мотивов выделялись узоры в виде варьирующегося куста-дерева, составленного из стилизованных веток и цветов (рис. 13, 14, 15, 16). Этот мотив использовался мастерицами в различных композициях, которые то усложнялись, то принимали простой вид. В растительных мотивах вышивки дальневосточных славян довольно часто представлен мотив вазона, имеющий древний источник, как и древо жизни (рис. 17, 18, 19, 20, 21). В музейной коллекции этот мотив встречается только в вышивке полотенец, в основном у украинских переселенцев. Конфигурации вазона и самого букета разнообразны. Одни мастерицы изображали их в виде изящной стройной вазы на тонкой ножке и крупного пышного букета. Другие — в виде вазы упрощенной формы, без ножки, с выпрямленными стенками. Мотив вазона вышивался обычно на концах полотенца и составлял центр композиции (рис. 22). Иногда мастерицы вазон заменяли цветочным горшком, выполненным довольно примитивно. Мотив вазона, пришедшего в крестьянскую избу из города, заменялся здесь формой, более близкой к деревенскому быту, — горшком. Например, в узорах нескольких украинских полотенец музейной коллекции встречается мотив цветочного горшка с розами (рис. 23). Разновидностью вазона было и изображение букета, которое славянские мастерицы, также использовали в основном для вышивки полотенец. Все композиции букета являются вариантами одного и того же элемента дерева-цветка. На старинных полотенцах изображался единый развитый, разветвленный мотив букета, который располагался во всю ширину конца полотенца (рис. 21). Цветочные формы славянской вышивки разнообразны — от совершенно условных фигур до передачи конкретных цветов. Свое-образной группой среди них выделяются прямолинейно-геометрические цветочные узоры. В отдельных случаях, цветы превращены в розетки (рис. 24, 25, 26). Приходится лишь догадываться, что тот или иной элемент цветочного узора имеет какие-то аналогии с растительной основой. Такая трактовка цветов была характерна для вышивки переселенцев, датированной последней четвертью ХIХ века. Другую группу представляли мотивы цветов, основанных на условно реалистической трактовке. В вышивках начала ХХ века переселенки стали использовать натуралистические узоры с сохранением основных видовых свойств изображаемого цветка. Появились мотивы классического орнамента, в частности изображения роз разнообразной модификации (рис. 27). Особенно популярен этот мотив был у переселенцев Киевской губернии Украины, применявших стилизованные изображения роз для декорирования полотенец и рубах: в женских — всего поля рукавов, в мужских — широких нагрудных планок. К примеру, в коллекции музея представлены более трех десятков текстильных предметов с изображением мотива розы. Мотив лилии в вышивке начала ХХ века также близок к реалистическому изображению (рис. 28). В основе творчества славянских мастериц этого периода лежало стремление приблизиться к реальному силуэту цветка. Следует отметить, что в изделиях первой четверти ХХ века наряду с реалистической трактовкой, были и изображения фантастических цветов, не имеющих аналогий в живой природе (рис. 29). В вышивке дальневосточных славян начала ХХ века цветы среди мотивов растительного орнамента в самых разнообразных комбинациях: на ветках, в гирляндах, букетах, вазах, на деревьях и т. п., занимали центральное место в узорах. Мастерицы повсеместно использовали цветочные мотивы в вышивке одежды и предметов убранства крестьянского интерьера. Распространено было для цветочных форм и сочетание геометрических мотивов с растительными, например чередование крестов с цветком. Встречаются в вышивке ромбы, окаймленные цветами и листьями, и овальные медальоны с крупными цветами (рис. 30). Из несложных растительных форм в вышивке переселенцев довольно часто использовался мотив волнообразного побега, который является одним из древнейших в изобразительном искусстве народов мира. Плавно изгибающийся растительный побег оформлялся условными цветами, бутонами, мелкими плодами, ягодами, листьями, веточками и отростками (рис. 31, 32, 33, 34). Они неконкретны, но иногда узнаваемы. Лишь в отдельных случаях была определенно выражена связь орнаментального узора со структурой растительной основы. К таким видам растений относились: роза (рис. 35), лилия (рис. 36), калина (рис. 37), виноград. Например, волнообразная линия, обрастая всевозможными веточками, листьями, цветами, превращалась в популярный мотив «виноградной лозы» (рис. 38). Стилизованные изображения калины и винограда, были характерны для вышивки на свадебных предметах. Узнаваемы и узоры из дубовых листьев (рис. 39), шишек и листьев хмеля (рис. 40), которые также относятся к свадебной символике. Мотив побега (изогнутой ветки) в большей степени был характерен для вышивки украинских переселенцев. Русские и белорусы использовали этот мотив в основном для декорирования низа рукавов и подола рубах. Можно сказать, что растительный орнамент в вышивке дальневосточных славян использует самый многочисленный комплекс мотивов. Причем один и тот же мотив мог быть сильно приближен к натуре, а мог быть упрощен до неузнаваемости. На вышивках музейной коллекции конца ХIХ — начала ХХ века с растительным сюжетом отсутствуют зеленые тона, казалось бы, вполне естественные для изображения природы. В вышивке дальневосточных славян традицией являлось сочетание красного цвета как основного и черного, который, как правило, применялся для обогащения и усиления декоративного звучания основного — красного цвета. Полихромность в вышивке растительного орнамента приходит как более позднее явление. В первой четверти ХХ века архаические мотивы в растительном орнаменте восточных славян занимали все меньшее место. В традиционную вышивку переселенцев Дальнего Востока влились новые образы и символы. На первое место выходила ее декоративная функция. На смену геометризованным изображениям растений пришли пышные растительно-цветочные формы. Но содержательность народного искусства славян в начале ХХ века не исчезла полностью: орнамент и его мотивы все еще были проникнуты символикой. Старое и новое не только находились рядом, но и давали переходные формы, смешивались друг с другом. Например, древнее солярное значение розетки в начале ХХ века переосмысляется; в растительных узорах она дается как обобщенный образ цветка. Деревья изображались ветвистыми, с мощными кронами, покрытыми цветами. На них помещались птицы. В этих изображениях мы встречаемся с отзвуками поклонения славян священному древу жизни, игравшему большую роль в мифологических представлениях далекого прошлого. На одном из полотенец с сюжетной вышивкой, которое экспонируется в «славянском» зале Гродековского музея, орнамент воспроизводит сценку на крестьянском дворе, где девушка встречает своего жениха. В начале XX века подобный «бытовой жанр» все больше привлекал внимание переселенок. Если в архаических сюжетах роль дерева была центральной, то в данном бытовом сюжете деревья играли роль фона, на котором развертывались события (рис. 41). Данная вышивка представляла скорее бытовую сценку, чем отражение древних религиозных представлений. В первой четверти ХХ века в традиционном быту дальневосточных славян появляются вышивки с растительным орнаментом, изготовленные по отпечатанному в типографии образцу, по канве с лубочных картинок. Привнесение в славянскую вышивку новых образов, не укорененных глубоко в традиции, послужило причиной утраты многих традиционных композиций и унификации местных особенностей текстильного орнамента переселенцев Приамурья. В конце ХIХ — начале ХХ века орнаментика народного искусства славян Дальнего Востока в значительной степени утратила свое древнее значение и наполнилась новыми образами и символами. Орнамент текстиля в рассматриваемый период представлял собой сплав разнородных компонентов, среди которых архаический пласт занимал небольшое место. На первое место выходила ее декоративная функция. Древние религиозные сюжеты в вышивках переселенцев Приамурья подверглись значительной трансформации. Народные мастерицы, передававшие эти узоры из поколения в поколение на протяжении многих веков, постепенно преодолевали культовое осмысление изображаемого. Элементы материалистического отношения к действительности, постепенно развиваясь, стали определять собой новое качество растительного орнамента. В шитье славян-переселенцев начала ХХ века сказалось стремление отразить в наиболее полном виде окружающую крестьянина действительность, особенно природу. Древние образы древесно-растительного орнамента, выполненные с наибольшей иконографической полнотой, сохранились лишь в отдельных вышивках музейной коллекции. И в настоящее время вышитые предметы славянской коллекции музея являются своеобразными носителями художественной национальной традиции славян. Валентина РЕДЧУН Литература
|
|||
|