Легенды озера Болонь

Фото Елены ГЛЕБОВОЙОзеро Болонь, возникло по предположениям ученых почти сто пятьдесят миллионов лет назад. Сюда уже который год приезжают в экологические экспедиции дети и преподаватели Хабаровского архитектурного лицея. Здесь они с головой окунаются в культуру древних обрядов и ритуалов, ощущают себя древними жителями планеты Земля. В нынешнем году вместе с хабаровчанами в экспедициях участвовали ребята из студии «У подножия Хехцира» поселка Бычиха, художественной школы села Найхин, центра «Труд» и детского эколого-биологического центра Амурска, школьники из поселка Ачан, а также ученые, исследователи.

Как заметила руководитель Татьяна Коробенко, слушая старинные предания, вживаясь в образы, ребенок учится на эмоциональном уровне воспринимать наиболее важные для человека нравственные законы проживания в природе и обществе. Легенды озера Болонь, записанные во время экспедиций, жизнь болоньских нанайцев помогли испытать удивительное чувство переселения на древнюю землю.
«Болонь», «боло» — глубокое рыбное место, омут. На озере два острова: Ядасен и Гиульдеген. С ними связаны эти легенды, которые передавались из уст в уста на протяжении многих десятилетий.

Мы публикуем легенды и придания, собранные во время экспедиций детьми под руководством педагога и исследователя из поселка Найхин Раисы Алексеевны Бельды.

 

Жили муж с женой, но настали тяжелые времена. Появилось в небе три солнца. Земля кипела, горела тайга, лили смоляные дожди. И тогда муж с женой окаменели. Жена превратилась в остров Гиульдеген, муж — в остров Ядасен.

Константин Павлович ПАССАР

 

Была свадьба. Невеста — гиамата, вместе с подругами плыла по озеру на лодке к жениху. По обычаю так всегда было. В лодке она везла богатое приданое: одежду, котлы, плетенки, осетра и многое другое. Встречать ее вышли многочисленные братья жениха, другие люди. Сам жених встречал гиамата тоже на лодке. Внезапно налетел вихрь, и невеста лишилась свадебной шапочки. Все увидели, что она лысая.

От стыда окаменела гиамата. Окаменели и жених, и его братья. Окаменела лодка с приданым, гребцы и подружки невесты. Невеста и лодка стала островом Ядасен, жених — островом Гиульдеген. Братья жениха — это мысы, что спускаются на озеро Болонь с севера-запада. И сегодня можно найти и котел, и рыбу осетра, разрезанного на куски, и кабана, и разные другие окаменевшие вещи.

Линдзя Григорьевна КИЛЕ

Рассказывала об этом старшая сестра моей матери. Есть на озере Болонь в середине остров Ядасен, сопочка на нем. Есть остров Гиульдеген. Ядасен — гиамата (невеста), Гиульдеген — ее слуга. На этом острове много деревьев, много дров. Густые волосы были у слуги.

Повезли невесту во время свадебного обряда на лодках, а жених встречал ее. Гиамата было очень сильной шаманкой из рода Киле. Люди стояли на мысах и встречали невесту. На мысе Нергуль стояли женщины. Если пройти немного вглубь, сейчас там можно увидеть много камней.

Сильный ветер подул внезапно, сорвал с головы невесты шапочку, и все увидели, что она без волос. Нергульцы стояли и смеялись: муж с косами, а жена без волос — лысая голова! Разгневалась гиамата и превратила в камень всех людей, которые смеялись над ней. Окаменели все те женщины, что стояли на мысе.

Ольга Егоровна КИЛЕ

Есть у нас мысок недалеко от мыса Нергиль. Называется он Хонкоака. Здесь в старину вытащили старики сэвэна из воды. И так трудно было его вытаскивать, говорят, трепыхался, как большая рыба. В невод попался. Плоский, большой, размером с бак для воды. Люди кланялись ему, просили здоровья, удачи. Называли его сэвэн Подя.

Надежда Пысулиевна ХОДЖЕР

На острове Ядасен и сейчас можно найти окаменевшие вещи невесты: колыбельку, котлы, подвески на халаты (плоские камешки с дырочками) и различные свадебные вещи — приданое невесты. Остров Гиульдеген — это слуга невесты. Вторая лодка, сопровождающая невесту, была полна продуктов. Поэтому, говорят, на острове раньше росло много клюквы, черемухи, красной смородины. Мысы, спускающиеся к озеру, — это люди, которые вышли посмотреть на невесту. Все они окаменели.

Вера Григорьевна БЕЛЬДЫ

В старину весной всегда проводился обряд Унди — очищение жилища от злых духов. Шаман и его спутницы заходили в каждый дом, совершая обряд. Переходили из одного селения в другое. Вот во время такого обряда приплыли они к скале и окаменели. Шаман впереди, за ним шесть девушек. Камни эти хорошие, они отличаются от других. Там нужно кланяться, если хочешь хорошей и удачной рыбалки. Раньше всегда кланялись.

Надежда Пысулиевна ХОДЖЕР

Остров Ядасен — мужчина, остров Гиульдеген — женщина. В старину, чтобы охота и рыбалка были удачными, приплывали старики на Ядасен. Дух острова считался очень сильным, мощным. Ему ставили угощение, немного водки и кланялись, преклонив колени. Просили хозяина-духа дать им здоровья, удачной охоты или рыбной ловли. Просили утихомирить ветер или, наоборот, хотели попутного ветра.

На острове Ядасен была пещера. Сюда приводили больных детей. Заводили малышей в пещеру, ставили угощение, кланялись, просили хозяина о милости. Через некоторое время дети поправлялись. Остров Ядасен в старину был почитаемым, священным.

В тридцатые годы с острова стали брать камень для строительства. Работали в основном заключенные. Здесь же их расстреливали. Никто не считался с тем, что это место святое. И не только для нанайцев. Маньчжуры тоже приезжали, чтобы поклониться хозяину. Говорят, в старину здесь был построен буддийский храм.

Нюра Сергеевна КИЛЕ

На острове Ядасен от буддийского храма один фундамент остался. Осколки — красный кирпич. А когда в тридцатые годы брали камень для строительства Комсомольска-на-Амуре, треть острова была разрушена.

Константин Павлович ПАССАР