Участниками фестиваля были многие известные театры России, а также театры Белоруссии, Сербии, Украины, Эстонии. В экспертном совете фестиваля в разные годы работали такие авторитетные театральные критики, как Н. И. Жегин, А. А. Кузнецова, В. В. Подгородинский, О. И. Пивоваров, А. П. Свободин, О. В. Сенаторова, Н. Д. Старосельская, К. А. Щербаков и др. Всероссийский фестиваль «Актeры России — Михаилу Щепкину» традиционно проходит в Белгороде. В октябре 2011 года состоялся восьмой по счету. Щепкинский фестиваль стал первым в стране театральный форумом, поставившим во главу угла фигуру Актера. Это своего рода смотр актерских достижений и открытий, которые происходят в каждодневном существовании столичных и провинциальных театров.
«Фестиваль „Актеры России — Михаилу Щепкину“ — единственный фестиваль, где мы, люди театра, сверяем свои творческие часы по Щепкину, — сказал на итоговой конференции театрального форума сопредседатель его экспертного совета, известный театральный критик Николай Жегин. — Здесь мы пытаемся ответить на вопросы: что такое Щепкин сегодня? Это прошлое, икона или живое, актуальное искусство? Именно поиски щепкинской правды, правды существования на сцене, правды, которая заставляет зрителя сопереживать, испытывать потрясение и очищение, слышать в актерских работах любовь, ненависть и всю биографию человека, сегодня особенно важны в театре, со всех сторон окруженном жесткой, броской, механистичной эстетикой тотального шоу. И фестиваль „Актеры России — Михаилу Щепкину“ наглядно показывает, сколь непросты поиски сценической правды в спектаклях современной режиссуры — как следующей традициям русского психологического театра, так и экспериментирующей на границах и за границами ее». Белгородский государственный академический драматический театр имени М. С. Щепкина открыл фестивальную программу чеховским «Вишневым садом» в постановке народного артиста России Бориса Морозова. Мнения экспертов по поводу спектакля разделились: кто-то воспринял его как художественно цельный спектакль о прекрасных людях, которые не смогли сохранить свой сад, кто-то оценил как прилично-столичный, добротный, не выходящий за рамки традиции, у кого-то после спектакля возникло ощущение многоточия, незавершенности... Но уровень мастерства белгородской труппы, отметили критики, очень высок, и за время сценической жизни спектакля созданные актерами образы стали глубже, интереснее, многограннее.
Тема роковых взаимоотношений искусства и жизни, игры и правды звучит и в спектакле «Чайка», который поставил в Одесском академическом русском драматическом театре Алексей Литвин. В какой-то мере эта работа режиссера продолжает его спектакли белгородского периода — «Кабала святош» и «Таланты и поклонники». И вектор режиссерского замысла показался очень интересным — пошлость жизни представлена в одесской «Чайке» так ярко, что вопрос — почему стреляется Треплев? — отпадает сам собой.
Включение в программу фестиваля «Актеры России — Михаилу Щепкину» спектакля-концерта «Женя, а вы знаете...» по песням на стихи Евгения Евтушенко Старооскольского театра для детей и молодежи позволило встретиться с редким сегодня явлением поэтического театра. Поэзия одного из ярчайших представителей литературного поколения шестидесятников, песни на его стихи, исполняемые артистами с использованием выразительных приемов театральной пластики, документальная хроника эпохи — все это органично соединилось в спектакле режиссера Семена Лосева, отмеченном удивительно чистой и честной интонацией по отношению к судьбе поэта и истории нашей страны. «Я глубоко взволнована, — сказала после спектакля Наталья Старосельская. — В нашей стране был прекрасный поэтический театр. Потом его не стало, и любое возвращение к нему надо рассматривать как благо. Когда я слышала тишину в зрительном зале, искренне радовалась: значит, артистам удалось достучаться до сердец молодых зрителей».
Последние три дня фестиваля «Актеры России — Михаилу Щепкину» венчали спектакли столичных театров. «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского в постановке Сергея Женовача и Государственного академического Малого театра. «Зойкина квартира» М. Булгакова в постановке художественного руководителя Московского художественного академического театра имени М. Горького, народной артистки СССР Татьяны Дорониной, спектаклем «Одноклассники» Ю. Полякова, который поставил главный режиссер Центрального академического театра Российской армии, народный артист России Борис Морозов. Программа фестиваля включала не только показы спектаклей, но и их обсуждения членами экспертного совета и молодежного жюри (в его работе приняли участие слушатели регионального семинара Натальи Старосельской для театральных критиков), презентацию книги И. А. Бондарского «Щепкины» из серии «Библиотека Малого театра», вечер актерской песни, посвященный Наталья ПОЧЕРНИНА |
|||
|