Сверяем часы по Щепкину

Всероссийский театральный фестиваль «Актеры России — Михаилу Щепкину» ведет свою историю с 1988 года. Первый Щепкинский фестиваль состоялся в год 200-летия великого артиста, и в последующие годы, несмотря на экономические и организационные трудности, администрация Белгородской области при поддержке Министерства культуры сберегла этот театральный форум, придав ему статус постоянно действующего.

Участниками фестиваля были многие известные театры России, а также театры Белоруссии, Сербии, Украины, Эстонии. В экспертном совете фестиваля в разные годы работали такие авторитетные театральные критики, как Н. И. Жегин, А. А. Кузнецова, В. В. Подгородинский, О. И. Пивоваров, А. П. Свободин, О. В. Сенаторова, Н. Д. Старосельская, К. А. Щербаков и др.

Всероссийский фестиваль «Актeры России — Михаилу Щепкину» традиционно проходит в Белгороде. В октябре 2011 года состоялся восьмой по счету.

Щепкинский фестиваль стал первым в стране театральный форумом, поставившим во главу угла фигуру Актера. Это своего рода смотр актерских достижений и открытий, которые происходят в каждодневном существовании столичных и провинциальных театров.

На следующий день после окончания щепкинского фестиваля в Белгороде пошел снег, и грусть расставания с праздником стала еще более пронзительной. Отзвенела золотая октябрьская театральная декада. Отзвучали зрительские овации. Отшумели критические дискуссии. Но ещене стихло эхо фестиваля, и «все явственней, все резче» вырисовываются его черты...

«Фестиваль „Актеры России — Михаилу Щепкину“ — единственный фестиваль, где мы, люди театра, сверяем свои творческие часы по Щепкину, — сказал на итоговой конференции театрального форума сопредседатель его экспертного совета, известный театральный критик Николай Жегин. — Здесь мы пытаемся ответить на вопросы: что такое Щепкин сегодня? Это прошлое, икона или живое, актуальное искусство? Именно поиски щепкинской правды, правды существования на сцене, правды, которая заставляет зрителя сопереживать, испытывать потрясение и очищение, слышать в актерских работах любовь, ненависть и всю биографию человека, сегодня особенно важны в театре, со всех сторон окруженном жесткой, броской, механистичной эстетикой тотального шоу. И фестиваль „Актеры России — Михаилу Щепкину“ наглядно показывает, сколь непросты поиски сценической правды в спектаклях современной режиссуры — как следующей традициям русского психологического театра, так и экспериментирующей на границах и за границами ее».

Белгородский государственный академический драматический театр имени М. С. Щепкина открыл фестивальную программу чеховским «Вишневым садом» в постановке народного артиста России Бориса Морозова. Мнения экспертов по поводу спектакля разделились: кто-то воспринял его как художественно цельный спектакль о прекрасных людях, которые не смогли сохранить свой сад, кто-то оценил как прилично-столичный, добротный, не выходящий за рамки традиции, у кого-то после спектакля возникло ощущение многоточия, незавершенности... Но уровень мастерства белгородской труппы, отметили критики, очень высок, и за время сценической жизни спектакля созданные актерами образы стали глубже, интереснее, многограннее.

Еще один спектакль Белгородского драматического — «Куклы» в постановке народного артиста России Валерия Беляковича — показал совершенно иную палитру возможностей труппы театра. Белгородские артисты в «Куклах» потрясающе красивы, пластически выразительны, заряжены мощной режиссерской энергетикой, которую они так же мощно, открыто транслируют в зрительный зал... В их исполнении «Куклы», как отметила критик Анастасия Ефремова, «стопроцентный театр, ради которого все мы живем». Но не только владение яркой, острой формой демонстрируют в этом спектакле наши актеры. Трагифарс Валерия Беляковича — это выстраданный, очень личный и очень личностный театральный манифест, и страстная авторская проповедь в пользу живого, чувственного, одушевленного театра оказалась близка и понятна щепкинцам. «В спектакле отчетливо звучит тема ненужности человека в современном искусстве, — сказала на обсуждении „Кукол“ председатель экспертного совета фестиваля Наталья Старосельская. — Артистов на самом деле заменяют живыми „куклами“. Ради чего? Чтобы они играли не психологию, но чтобы они играли шоу».

Тема роковых взаимоотношений искусства и жизни, игры и правды звучит и в спектакле «Чайка», который поставил в Одесском академическом русском драматическом театре Алексей Литвин. В какой-то мере эта работа режиссера продолжает его спектакли белгородского периода — «Кабала святош» и «Таланты и поклонники». И вектор режиссерского замысла показался очень интересным — пошлость жизни представлена в одесской «Чайке» так ярко, что вопрос — почему стреляется Треплев? — отпадает сам собой.

Далее в программе фестиваля фантазия Валерия Беляковича и Московского театра на Юго-Западе по роману Б. Стокера «Дракула». Захватывающая, феерическая театральная игра на грани реальности и ирреальности. Режиссер (так же, как и в «Куклах») пытается ответить на волнующие его, человека и художника, вопросы. Почему граф Влад Цепеш, яростно боровшийся со злом, сам становится его воплощением — чудовищем, драконом, Дракулой? Зачем темное, потустороннее, лунарное начало так зачаровывает и притягивает человека? Отчего рождается желание хоть немного еще постоять там, у мрачной бездны на краю? Что есть любовь — светлое, возвышающее, благородное чувство или то, что ввергает нас в пучину гибельных страстей? Двоемирие в спектакле Беляковича предстает в отражении отраженного туманными зеркалами, что окружают пространство сцены и раздвигают его до невероятных размеров. По одну сторону — кукольная, механистичная жизнь светского Лондона, по другую — настоящая жизнь из плоти и крови. Столкновение этих двух миров настолько драматично, что, сидя в зрительном зале, кожей ощущаешь напряжение борьбы, вместе с мучительно возвращающим себе человеческую природу Ральфом Рэнфилдом повторяешь слова молитвы и спасительно переводишь дух, когда Ван Хельсинг иронично бросает публике: «Это легенда... Всего лишь легенда!»

Включение в программу фестиваля «Актеры России — Михаилу Щепкину» спектакля-концерта «Женя, а вы знаете...» по песням на стихи Евгения Евтушенко Старооскольского театра для детей и молодежи позволило встретиться с редким сегодня явлением поэтического театра. Поэзия одного из ярчайших представителей литературного поколения шестидесятников, песни на его стихи, исполняемые артистами с использованием выразительных приемов театральной пластики, документальная хроника эпохи — все это органично соединилось в спектакле режиссера Семена Лосева, отмеченном удивительно чистой и честной интонацией по отношению к судьбе поэта и истории нашей страны.

«Я глубоко взволнована, — сказала после спектакля Наталья Старосельская. — В нашей стране был прекрасный поэтический театр. Потом его не стало, и любое возвращение к нему надо рассматривать как благо. Когда я слышала тишину в зрительном зале, искренне радовалась: значит, артистам удалось достучаться до сердец молодых зрителей».

Второй раз гостем фестиваля стал Народный театр города Ниш из Сербии. Представленный в фестивальной программе спектакль «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» по одноименной пьесе П. Зиндела в постановке Евицы Павич шел на сербском языке с русскими титрами на экране. И несмотря на трудности перевода, публика была захвачена историей отношений матери и и ее двух дочерей, которую актрисы Весна Есипович, Евгения Станкович и Мая Вукоевич-Цветкович сыграли с пронзительным чувством психологической правды. «Украшение фестиваля — работа трех сербских актрис, — отметил на итоговой конференции фестиваля Константин Щербаков. — Они ярко представили славянские актерские традиции, которые основаны на реалистической школе Щепкина и Станиславского и по-прежнему волнуют души зрителей».

Последние три дня фестиваля «Актеры России — Михаилу Щепкину» венчали спектакли столичных театров. «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского в постановке Сергея Женовача и Государственного академического Малого театра. «Зойкина квартира» М. Булгакова в постановке художественного руководителя Московского художественного академического театра имени М. Горького, народной артистки СССР Татьяны Дорониной, спектаклем «Одноклассники» Ю. Полякова, который поставил главный режиссер Центрального академического театра Российской армии, народный артист России Борис Морозов.

Программа фестиваля включала не только показы спектаклей, но и их обсуждения членами экспертного совета и молодежного жюри (в его работе приняли участие слушатели регионального семинара Натальи Старосельской для театральных критиков), презентацию книги И. А. Бондарского «Щепкины» из серии «Библиотека Малого театра», вечер актерской песни, посвященный 70-летию Андрея Миронова, ежевечерние капустники в традиционном актерском клубе. На заключительной конференции критики подвели итоги форума и выдвинули ряд конструктивных предложений. Сделать шаг фестиваля двухлетним (пока же он проводится раз в три года), чтобы полнее охватить современный театральный процесс. Ввести гранты для поощрения лучших актерских работ фестиваля, предусмотреть возможность проведения в рамках фестиваля научно-практических конференций с участием белгородского научного сообщества и студенчества, мастер-классов для актеров. Но главное, форум должен сохранить свою высокую миссию — поставить на пьедестал актера, способного жить на сцене и создавать правду в театре.

Наталья ПОЧЕРНИНА