Хабаровскому краевому театру драмы исполнилось 65 лет. Не самый старейший на Дальнем Востоке коллектив, да и жанр в отличие от музыкального не столь популярный. Однако его более чем полувековая история — часть летописи края. В ней праздники и будни, победы и поражения, которые иной раз не менее поучительны, чем самый громкий успех. Быть театру!Несмотря на то, что Хабаровск всегда посещали гастролеры и театральные труппы самого различного уровня (на берегах Амура бывали и знаменитые Павел Николаевич Орленев и Константин Александрович Варламов, и Владимир Николаевич Давыдов), мечта иметь в городе собственный драматический театр волновала умы общественности издавна. Весной 1933 года хабаровский горсовет издал директиву об организации в Хабаровске стационарного театра. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Для того чтобы набрать труппу, поехал в Москву директор будущего театра, однако средств для заключения договоров на месте у него не хватило. Когда деньги пришли, часть артистов разбежалась, другие, прождав до осени, запросили неустойку. Те же безумцы, кто добрался до Хабаровска, оказались не у удел: крайоно решило бросить все силы и средства на развитие театра в Благовещенске. Однако, несмотря на все перипетии, общественность вынесла твердый вердикт: «Театру в Хабаровске быть!» Ко времени окончательного решения об открытии в Хабаровске драматического театра первой группы, в городе уже работал театр музыкальной комедии, в Но вплотную приступили к работе по открытию театра только в 1946 году. Из Москвы были присланы необходимое оборудование, открывались костюмерный, монтировочный, декорационный цеха. Актеры, набранные в труппу из разных театров, отказались от выходных и трудились над созданием репертуара. Все ради того, чтобы как можно скорей в открывшемся театре зажглись огни рампы. Казалось бы, трудный послевоенный год не самое благоприятное время для открытия театра, но факт остается фактом.. «Молодая гвардия» — гвоздь сезона16 марта 1946 года состоялось торжественное открытие Хабаровского краевого театра драмы. Это было событие. Пьеса А. Утевского «Памятные встречи», которой открылся первый сезон, рассказывала о недавних событиях: о поведении людей во время войны, о чувстве личной ответственности человека перед окружающими. Судя по рецензиям, спектакль был принят зрителями с воодушевлением. Первым художественным руководителем театра драмы был назначен Павел Борисович Харлип, главным режиссером — Ф. А Бочаров. Первым главным художником стал М. М. Цибаровский. Следующие премьеры: спектакли по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина «Кому подчиняется время» и «Грех да беда на кого не живет» А. Островского, не заставили себя ждать. В сезон 1946/47 года в театре были поставлены «Зыковы» М. Горького, «Русский вопрос» К. Симонова, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Светит да не греет» А. Островского и Н. Соловьева. Событием первого сезона стала премьера спектакля «Молодая гвардия», поставленного режиссером А. Ларионовым по одноименному роману А. Фадеева. Как писала краевая газета «Тихоокеанская звезда»1: «... спектакль был решен как большое героическое полотно, как поэма о подвиге. Характеры действующих лиц раскрывались в самом процессе их формирования. Необычным было оформление художника О. Пуртова: скупое, динамичное, непосредственно участвовавшее в действии. Все 45 участников работали с большим увлечением. И успех превзошел все ожидания... Удались почти все основные роли...Спектакль выдержал подряд 38 аншлагов». Это окрылило труппу, которой стало понятно, что старт театр взял успешный. Теперь надо было удержать успех и приумножить его. Силы для этого были, а уж энтузиазма актерам не занимать. После второго сезона театр выехал на свои первые гастроли в Биробиджан, широко развернул шефскую работу среди моряков Тихоокеанского флота, воинов ДВО, пограничников. В сезоне 1949/50 года артисты стали выезжать на предприятия города, к морякам Амурской флотилии. Обычно спектакли принимались на ура, встречи с театром проходили в переполненных залах. Однако успех — состояние преходящее. Эйфория первого сезона постепенно стала проходить. В театре участилась смена директоров и режиссеров (достаточно сказать, что за восемь первых лет в театре сменилось семь главных режиссеров), почти не велась профессиональная работа среди творческой молодежи, которая всегда тянулась к сцене, почти прекратил свою деятельность клуб актеров, редко проводились зрительские обсуждения спектаклей, художественный совет не проявлял должной требовательности к качеству и выбору пьес. Все это способствовало тому, что посещаемость театра зрителями резко упала, план не выполнялся, гастроли готовились халатно, постановки не обеспечивались необходимым оформлением и реквизитом. Такое отношение не могло не отражаться на художественном уровне и качестве спектаклей. Было время, когда билеты предлагали брать в кредит, а тем зрителям, кто соглашался посетить некассовый спектакль, предоставлялись льготы: по одному билету имели право пройти два человека. Типичная картина жизни театра на окраине России. Впрочем, только ли на окраине! Новые веяния от БенкендорфаМногое изменилось, когда осенью 1952 года художественным руководителем театра был назначен режиссер С. А. Бенкендорф. Новый руководитель проявил себя не только как опытный постановщик, но и как талантливый педагог и организатор. Спектакли стали действеннее, глубже по содержанию, определеннее по жанру. В репертуаре появились новые интересные пьесы, стали завязываться связи с местными авторами. Труппа пополнилась выпускниками училища им. Щепкина, ГИТИСа, школы-студии МХАТ, свердловского театрального института, студии при Новосибирском драмтеатре «Красный факел». Дебютировал Бенкендорф спектаклем «Отелло» по пьесе Шекспира. Для этого были организованы уроки танца и вокала, возобновились регулярные занятия с актерами по изучению системы Станиславского. Коллектив горячо откликнулся на свежие веяния. Творческие силы объединились в стремлении раскрыть сущность драматического произведения, найти присущую ему форму, сделать спектакль максимально действенным. В результате «Отелло», облеченный в яркую зрелищную форму, с остро выраженным конфликтом, стал поворотным спектаклем в жизни театр и был горячо принят зрителем. В это время ярче всех раскрылось дарование А. Неведриной, создавшей ряд содержательных образов, также отмечались артисты М. Барашкова, Ю. Тройнин, П. Консон, Н. Волгин. Но, разумеется, за короткий срок избавиться от всех недостатков было невозможно, и проблемы организации зрителей и выполнения плана по-прежнему стояли остро. Отсюда такое количество пьес, поставленных за первое десятилетие — около ста названий, беспрецедентный случай для театра послевоенного периода! При этом в репертуаре не было ни одной пьесы Чехова, Тургенева, Толстого. Не было также пьесы о нашей жизни, насущных проблемах. И все-таки сезон 1954/55 года театр встретил с солидным переходящим репертуаром, который освобождал коллектив от необходимости «гнать» премьеры и давал возможность более тщательно работать над каждым спектаклем. "Театр, за восемь лет прошедший трудный путь и нащупывающий сейчас верную дорогу, доказал, что он жизнеспособен, заслуживает внимания и помощи. Эта помощь должна быть ему оказана».2 «Помощь», если бы таковая случилась, выражалась своеобразно — в идее закрытия театра в Комсомольске-на-Амуре, чтобы получаемую им государственную дотацию переадресовать краевому драмтеатру. Но, к счастью, Министерство культуры отвергло такую инициативу. Тогда изобретательные чиновные умы решили ликвидировать ТЮЗ: мол, зачем в одном городе три театра? Очередной «проект» сводился к объединению драмы и музкомедии (вот оно! свершилось!). И это вместо конкретной материальной помощи. Тем не менее труппа росла, развивалась, постепенно осознавая себя коллективом, призванным работать именно в этом городе, строить именно этот театр. К концу первого десятилетия остались самые стойкие, «талантливые и счастливые» актеры, те, кто не был обижен ролями, любовью зрителей и вниманием критиков. Почти с самого начала в театре стали работать актеры В. Гаврилов, А. Воробьев, Н. Волгин, Т. Пронякова. Позже Пришла талантливая молодежь, имеющая серьезную школу: Л. Круглый, В. Коровин, В. Кривошеев, Ю. Турышев, В. Кругляк. 9 апреля 1956 года состоялось чествование театра в связи с его «Дядя Ваня» и «Царь Федор» в ногу со временемВ следующем сезоне, ознаменовавшем начало второго десятилетия жизни театра драмы, главный режиссер Бенкендорф был удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств и... вскоре покинул театр. Причина такого поступка в бесконечных конфликтах, раздиравших труппу. Суть конфликта в том, что труппа бунтовала против художественно слабых пьес развлекательного характера, которые руководство упорно включало в репертуар, объясняя свою позицию якобы отсутствием советских пьес «шекспировского масштаба». По-прежнему слабой оставалась техническая база: сцена не имела вращающегося круга, оснащенных цехов, костюмерной, да и вообще здание мало было приспособлено для театральных постановок (чтобы попасть на сцену, нужно было подниматься на четвертый этаж). Не было квартир для актеров и технических специалистов, отсюда текучесть кадров — бич любого творческого коллектива. Все это способствовало падению интереса зрителей, зачастую актеры играли при полупустом зале, или же вечерний спектакль отменялся вовсе. Актеры уезжали, уволился главный режиссер, не было художника, план не выполнялся... Положение надо было срочно выправлять. В 1957 году главным режиссером назначили Г. Л. Легкова, главным художником М. Новиковского, труппу пополнили артисты Н. Медведева, М. Храбров, В. Соколова, В. Михайлов, пришли два очередных режиссера — В. Скоробегов и В. Смирнов. А самое главное, правительство выделило 5 млн рублей на реконструкцию здания театра, сцена которого была мало приспособлена к работе в той мере, какая требовалась. Неуютным было фойе с низким, давящим потолком, неудобно располагались гардеробы (а ведь театр, как известно, начинается с вешалки). На два этажа выше сцены, словно оторванные от нее, размещались гримуборные. По новому проекту планировалось углубить сцену на 10 метров, для чего нужно было сломать заднюю стенку и пристроить большое помещение, в котором бы разместились гримерные для артистов. Высокая сцена, поместительные колосники (до 20 метров) давали возможность более оперативно распоряжаться декорационным хозяйством. Пока в театре шла реконструкция, труппа работала в Доме офицеров, в здании театра музыкальной комедии, во дворцах культуры и клубах, а также выезжала с гастролями в Биробиджан и Николаевск. Несмотря на кочевую жизнь, в сезоне были поставлены пьесы «Караван» И. Штока, «Фабричная девчонка» А. Володина с Ниной Медведевой в роли Женьки Шульженко, «Последняя остановка» по произведениям Э. М. Ремарка, «Светит да не греет» А. Островского, «Благочестивая Марта» Тирсо де Молина. В содружестве с хабаровским писателем В. Александровским выпустили спектакль «День рождения», который поднимал проблему взаимоотношений личности и коллектива, осуждал чиновничье равнодушие и зазнайство. 29 мая 1958 года в честь После реконструкции здания в 1959 году при театре стала работать студия, которая готовила для него кадры. Обучение в студии было рассчитано на два с половиной года, его проводили режиссеры и ведущие актеры. Студийцы были задействованы в массовых сценах, им поручали небольшие роли в спектаклях. Среди тех, кто окончил студию, известный теперь артист Игорь Евгеньевич Желтоухов, Лидия Яковлевна Славутская, много лет проработавшая главным режиссером студии телевидения. К этому времени руководство театром принял заслуженный артист Туркменской ССР М. С. Амитов (он руководил до 1962 года), который осуществил долгожданные постановки — «Дядя Ваня» Чехова и «Живой труп» Толстого. В этих спектаклях блеснули артисты А. Егоров, Р. Каненко, Н. Медведева, И. Веселяев. При Амитове в театр пришли режиссер Г. Андреев и молодые актеры М. Кацель и Т. Камбурова, успешно дебютировавшие в спектакле по пьесе А. Жери «Шестой этаж». В 1961 году получили звание заслуженных артистов Мария Барашкова и Михаил Храбров. Амитову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, М. Новиковскому — заслуженного художника РСФСР. В это время театр особенно интенсивно искал новые формы работы со зрителем: проводились декады театра, во время которых показывали лучшие спектакли, зрительские конференции. Стараясь идти в ногу со временем, труппа включала в репертуар пьесы, идущие на столичных сценах. Да и сообщения о Хабаровском театре драмы все чаще стали появляться в московской печати. Как видим, к началу В Москву! В Москву! В Москву!В сезоне 1962/63 года новым главным режиссером стал Ян Цициновский. Заслуженный артист Армянской ССР, ученик Н. П. Охлопкова, Цициновский был уже зрелым мастером, несколько лет назад он поставил на сцене театра им. Маяковского спектакль по пьесе У. Сарояна «В горах мое сердце». Цициновский не только вписал новую страницу в летопись жизни хабаровской драмы, при нем наиболее полно и ярко раскрылся талант ведущих актеров А. Егорова, М. Храброва, Н. Медведевой, М. Барашковой, Р. Каненко. Пришли и стали украшением труппы артисты Е. Паевская и В. Шаврин, глубже проявилось дарование М. Кацеля. Центральным событием сезона можно назвать премьеру спектакля «Третья патетическая» Н. Погодина в постановке Л. Еремеева с Михаилом Храбровым в роли Ленина. Кроме того, репертуар пополнила пьеса Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (в главной роли Руфина Каненко), «Палата» С. Алешина, где играли Егоров, Храбров, Шаврин, «Король Лир» (Лир — А. Егоров, шут — М. Храбров), «Требуется лжец» Д. Псафаса с неподражаемым В. Шавриным в главной роли, «Камешки на ладони» А. Салынского (дуэт М. Митина и М. Храброва). Наш хабаровский театр первым в стране поставил пьесу Шона О, Кейси «Костер епископа». Были в его репертуаре и «Мой бедный Марат» А. Арбузова, «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, «Дурочка» Лопе де Вега, «Совесть» по роману Д. Павловой, «Иванов» А. Чехова. На сцене театра увидели свет пьесы актера и драматурга Валерия Шаврина «Семья Плахова», «Чудесное превращение», «Разбуженная совесть», очень полюбившиеся зрителям за то, что в них без назидания, легко и остроумно рассказывалось о серьезных проблемах, волнующих современников. Директором театра в те годы работал Георгий Сащенко, человек-легенда, о котором до сих пор старожилы говорят, что это был лучший директор за всю историю театра (позже он с успехом работал в Александринке). О Сащенко не раз вспоминал народный артист России и художественный руководитель театра драмы Мирослав Кацель: «Вот уж для кого театр и актеры были смыслом жизни!» При Г. Сащенко главным художником был назначен Борис Иванович Степин, который пришел в театр в год его основания. Ему принадлежала важная роль в создании многих спектаклей (в программках первых спектаклей Борис Степин назывался художником-исполнителем). В 1965 году хабаровскому драмтеатру исполнялось 20 лет, к этой дате решено было приурочить гастроли в Москве. Своеобразный творческий отчет планировали открыть премьерой спектакля по пьесе Е. Яновского «Ярость». В том, что до этого пьеса не ставилась ни на одной сцене, был не только риск, но и смелая позиция режиссера. Работе над «Яростью» в подготовке к ответственным гастролям в столице уделялось основное внимание. Кроме того, необходимо было заново пересмотреть включенные в репертуар для показа в Москве 10 названий, все они были предварительно апробированы на зрителях Иркутска, Братска, Ангарска, имели солидную прессу. В Москве работали на сцене Малого театра, зал которого, несмотря на отпускное время, каждый день был полон. Принимали хабаровчан на ура. Это был настоящий успех, подлинным триумфом которого стал спектакль «Ярость» в постановке Яна Цициновского. Около десятка московских газет освещали гастроли театра, давая высокопрофессиональный анализ почти всем спектаклям, режиссуре, актерским работам. «Серьезный успех Хабаровского театра драмы в Москве, — писал главный редактор „Театральной жизни“ Юрий Зубков, — призван определить сегодня меру требовательности коллектива к своему творчеству, с которой только можно плодотворно работать, двигаться вперед. А для этого необходимо... трезво, взыскательно разобраться в реальных достоинствах и в реальных недостатках выступлений театра в столице... Гастрольный репертуар позволяет говорить о том, что коллектив и его руководство не хотят идти проторенными тропами, способны к самостоятельному поиску, к творческому дерзанию...»3 Успех гастролей Хабаровского театра в Москве еще раз убедил труппу, что понятия «театральная провинция» не существует, если сцена, с которой театр в художественных образах представляет жизнь во всем ее многообразии, становится настоящей кафедрой, а актеры — властителями дум. Московские гастроли подвели итог первому двадцатилетию жизни Хабаровского драматического театра и стали точкой отсчета в его дальнейшем развитии. Светлана ФУРСОВА |
|||
|