Метаморфозы происходили на земле Сапми — так саамы (саами) называют места своего исторического обитания. Этот коренной малочисленный народ Северной Европы проживает на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Всего в мире саамов не более 75 тысяч. Деревня Манндален (в переводе с северосаамского языка «Мужская долина») расположена на границе со Швецией и Финляндией, на берегу Лингенфьорда. В здешних местах всегда жил «народ небольшого роста, но с непреклонным характером, скромный и выносливый» — саамы. По берегам фьордов — оседлые морские, в горах — кочевые оленные (горные). В свое время коренным жителям земли Сапми пришлось нелегко. Влияние титульных наций не могло не сказаться на их языке и традиционном образе жизни. Многие саамы предпочли «забыть», кто они, и раствориться в большинстве. Впрочем, такова судьба практически всех малочисленных народов. Но теперь, когда огромный мир осознал уникальность и ценность каждой национальной культуры, делаются попытки вернуть забытое и восстановить утраченное. Чуть больше десяти лет назад коммуна Кофьорд (это неподалеку от Манндалена в губернии Тромс), где среди норвежцев жили и морские саамы, вошла в число саамских районов. Все решила настойчивость молодых лидеров, не желавших оставаться на обочине возрождения культуры саамов и уж тем более отказываться от своих этнических корней. Кроме того, на законодательном уровне в коммуне приняли второй официальный язык — северосаамский. Не все и не сразу отреагировали на такие перемены позитивно, часть норвежского населения резко запротестовала, и тогда молодежь устроила шторм на побережье. Правда, небольшой.
«Ридду Ридду» традиционно проходит под открытым небом на большой поляне вокруг Центра северных народов. Со временем здесь появилась настоящая коллекция традиционных жилищ северных народов — землянка морских саамов, тувинская юрта, дом индейцев нишга. А когда фестивальная волна уходит до следующего года, Центр продолжает жить своей жизнью. Проходят занятия на курсах саамского языка для детей и взрослых, библиотека предлагает новинки саамской литературы, фильмов и музыки. Собрана неплохая коллекция печатных изданий коренных народов мира и, к слову, сейчас здесь и журнал «Словесница Искусств». В Музее современной истории саамов работает постоянная экспозиция, а в выставочном зале открываются новые и новые выставочные проекты. «Метаморфозы рыбьей кожи» стал одним из них.
Итак, халат из рыбьей кожи, сшитый мастерицами села Ачан и ставший одним из главных акцентов экспозиции. За полвека он подрастерял лоск, поскольку не лежал на музейной полке, а был частью повседневной жизни. И прежде чем он занял почетное место в музее этнокультурного центра «Силэмсэ», кто-то заботливо чинил его, ставил заплатки (из рыбьей кожи, конечно же), подновлял орнамент. А обувь пондо, удобную, мягкую, с удовольствием носила когда-то знаменитая ульчская бабушка Зоя Александровна Пластина. Она была замечательной мастерицей, владела многими технологиями, шила традиционную одежду из рыбьей кожи, плела пояса из цветных ниток и блюда соро из тальника. Непрерывный творческий процесс. В сумочке для рукоделия, искусно сделанной из кусочков кожи разных пород рыб, еще с тех времен сохранились выделанные рыбьи шкурки и нитки из рыбьей кожи — видимо, что-то еще планировала сшить бабушка Пластина и не успела. Но в этой незавершенности хороший знак — не исчезли женские ремесла, перешли в надежные руки амурских женщин. И вот они, великолепные, с тончайшей вышивкой, выполненные по всем канонам халаты Юлии Самар, рядом произведения ее учениц Валентины Бельды и Ирины Соколовой, работы молодых людей из Центра национальной культуры села Булава.
У бересты свои метаморфозы. Светлана Росугбу показала на мастер-классах, как можно из берестяной пластины и корней быстро смастерить туесок, а часть экспозиции была посвящена тем превращениям, которые происходят с деревом и берестой в руках художника. Ритуальная скульптура и посуда из дерева, маски, амулеты, декоративные панно в технике берестографики — это работы Ивана Росугбу. Автор орнаментированных берестяных туесов, традиционных ульчских шляп — Светлана Росугбу. И здесь оказалось немало общего у жителей Амура и страны Сапми. Достаточно посмотреть на старинные изображение берестяных люлек, в которых нанайцы и саамы качали своих детей. Но главное, что объединяет эти северные народы — умение жить в природе и по-настоящему ее любить. А это тоже искусство. Анна МОРОЗОВА |
|||
|