«Весь гольдский костюм во всех своих частях украшается так изобильно и с таким старанием и художественным вкусом, что невольно поражает всякого, даже человека совершенно равнодушного к украшениям и художественному вкусу вообще. На всем костюме буквально не остается места, не покрытого каким-нибудь замысловатым узором... Узоры раскрашены во много красок. Краски же подбираются с таким вкусом, что все исследователи, бывшие у гольдов, в один голос выражают свое восхищение». Превосходная картинка из прошлого, оставленная дальневосточным этнографом И. А. Лопатиным, который в начале XX века собрал подробные сведения о коренных жителях Амура — нанайцах — и обобщил в своем фундаментальном труде «Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские». Или еще одно наблюдение. Русский натуралист Р. К. Маак, путешествуя по Амуру в 1855 году, встретил в селении Сильбо нанайских детей. Их халаты «... были испещрены, особенно на спине, очень красивыми узорами, вырезанными из рыбьей кожи, и обшиты по подолу китайскими монетами». Пройдя немало верст по Приамурью и посетив многие нанайские селения, Маак удивлялся: амурские мастерицы за небольшой кусок ситца «охотно отдавали свои одежды, тщательно и искусно вышитые выкрашенной рыбьей кожей...». Действительно, авторы не считали творения своих рук произведениями искусства, да и ткань два столетия назад была роскошью. Но в отличие от европейцев ценностная шкала орнаментированных халатов, особенно свадебных, у амурских этносов была совсем иной. В орнаментах заключался глубокий сакральный смысл, зашифрованная информация о Вселенной и мироздании. Спинка халата как тайная книга, где информация о мирах — верхнем, среднем и нижнем, о сотворении земли и всего живого, о конкретном роде. Сложнейшие спирали соединяются в образы мирового древа, драконов, птиц, рыб, змей, создавая мощное защитное поле для поколений. К сожалению, сегодня сохранились лишь немногие страницы этой книги, да и прочесть подлинный смысл орнаментальных текстов уже невозможно — они стерты в памяти народа. До нас дошли образцы XIX — начала XX века, причем так вышло, что лучшие из них собраны в европейских этнологических музеях. Но даже отдельные строки, пусть и с утраченными смыслами, позволяют прикоснуться к древней истории коренных жителей Амура. Крупные ученые, среди которых С. В. Иванов, А. П. Окладников, считают, что орнамент коренных народов Дальнего Востока восходит к неолиту, а это значит, что в лабиринтах спиралей закручена память об изначальной культуре предков амурских этносов. В этнографической коллекции городского краеведческого музея Комсомольска-на-Амуре представлена духовная и материальная культура нанайцев. Приблизительно в Что касается самой технологии изготовления орнаментов из рыбьей кожи, то лучше опять обратиться к И. А. Лопатину: «Начинается с того, что гольдячка на мягкой и тонкой бересте рисует обухом ножа узор, сложив предварительно лист бересты в несколько раз, сколько ей нужно повторить один и тот же рисунок. Когда рисунок закончен и поправлен в неудачных местах, гольдячка вырезает его при помощи особого короткого и заостренного к носку ножа, надавливая на его рукоятку своим подбородком. Таким образом получается трафарет. По этому трафарету гольдячка чертит обухом ножа узор уже на лоскутке рыбьей кожи, а затем вырезает. Когда все узоры будут вырезаны, мастерица приступает к окрашиванию...» Из этого описания становится ясно, что нанайская женщина не делала никаких предварительных набросков, создавая мотив по памяти. А точнее, отчетливо представляя его в уме. И эта уникальная черта присуща всем северным народам. Орнаменты из коллекции Комсомольского-на-Амуре музея старинные и очень сложные. Комментируя их, Юлия Дмитриевна Самар, член Союза художников России, известная нанайская мастерица заметила, что на изготовление отдельных крупных мотивов, а затем и прикрепление их к халату с помощью тончайшего ручного шва, мог потребоваться не один год. Так жизнь амурской женщины вплеталась в текст древнего орнамента. Елена ГЛЕБОВА Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Древнее ремесло обработки рыбьей кожи как ресурс инновационного развития коренных народов Нижнего Амура». Проект № 11-11-27003а/Т Городской краеведческий музей Комсомольска-на-АмуреВ 1932 году началось строительство Комсомольска-на-Амуре, а в В настоящее время в фондах музея хранятся более 65 тысяч предметов, представляющих археологическую, этнографическую, естественнонаучную, историко-бытовую, фотодокументальную коллекции, которые раскрывают историю развития Приамурья от эпохи неолита до сегодняшних дней. |
|||
|