Индонезийский текстиль — тема неисчерпаемая. Впервые мы попали в студии, где делают картины на хлопке и шелке, во время экскурсии в буддийский храм Боробудур Не будет преувеличением сказать, что батик — ярчайшее явление индонезийской культуры и искусства, потому что это своего рода энциклопедия жизни народа. История возникновения батика уходит в глубину веков. Родина батика — индонезийский остров Ява. Нигде он не достиг такого совершенства по технике изготовления и богатству узоров, как здесь. Традиционные индонезийские батики изначально были связаны с представлениями о легендарных прародителях яванского народа по женской линии и олицетворяли силу женских предков. Поэтому они нередко служили приданым. Некоторые из батиков использовались в особых ритуалах, их приносили в жертву королевским предкам, покрывая гробницы яванских монархов.
Символические мотивы батика одной общины отличаются от других, поскольку тесно связаны с обрядовыми ритуалами, обычаями определенной местности, и формировались они в течение долгого времени. Батик строго различался по предназначению, поскольку сопровождал человека на протяжении всей его жизни: рождение, взросление, замужество (женитьба), беременность, появление ребенка, болезнь, смерть. Каждому событию предназначался батик с определенным изображением, но были и такие ткани, которые могли носить только представители королевской крови и привилегированных сословий острова Ява. Например, с мотивом паранг русак. Таким образом, батик указывал на социальный статус владельца.
Технология изготовления батика очень сложна. Эта кропотливая работа требует немало терпения, внимания и времени. Изначально узор наносится на натуральную белую ткань горячим воском вручную либо при помощи чантинга — маленького медного сосуда с герметично впаянным носиком. В других случаях используют штамп. Батик, расписанный при помощи чантинга, называют батик тулис (от слова «писать»). Этим способом делают и ткани, и картины. Батик, сделанный при помощи штампа — батик чап. Так расписывают ткани, шарфы, предметы домашнего обихода.
В Кратоне, где сейчас находится резиденция ныне здравствующего султана Хаменкубувоно Х, часть территории отдана под музей. Здесь есть зал батика, представляющий ткани с множеством мотивов, имеющих особое значение и предназначение. Подписи помогают разобраться в сложной символике узоров, а на фотографиях можно увидеть членов королевской семьи, облаченных в драгоценные ткани (у нынешнего султана одна жена и пять дочерей). Так необычно, но красиво и достойно сочетание военного голландского мундира и длинной юбки саронг из традиционного батика. А за стенами Кратона под навесом сидит женщина, которая спокойно и уверенно наносит восковой узор на очередной отрез хлопчатобумажной ткани длиной около 2,5 метра. Работа эта может длиться три месяца и больше в зависимости от сложности узора. Это традиции, они святы, их принято сохранять и беречь, и совершенно не важно, сколько времени и сил отнимает старинное ремесло.
Батики, имеющие чисто растительный характер, довольно редки. Чаще в таком узоре соединен растительный мотив семен (побег) или упругие бутоны и цветы священного лотоса и сдвоенные крылья орла Гаруды — это символ гармонии Вселенной, что так характерно для индонезийской мифологии. В моей коллекции индонезийских «чудес» есть плоские кожаные куклы яванского теневого театра ваянг, покрытые искусной сквозной резьбой. Оказывается, эти филигранные рисунки на поверхности кукол близки по содержанию к узорам батика. Многие талантливые индонезийские резчики кукол до сих пор создают еще и рисунки для тканей батик, которые потом женщины воплощают в жизнь.
Не менее знаменит другой вид индонезийских тканей — икат. Полотна сотканы на довольно примитивных деревянных станках — ручных, ножных и даже пояснично-ножных. Но главное заключается в том, что нить прокрашивается по размеченному узору до того, как попадет на ткацкий станок. Стоит посмотреть, как и где это происходит, создается впечатление, что попадаешь в далекое прошлое. Икаты бывают продольные и поперечные, в зависимости от того, какая нить окрашивается — основы или утка. На натянутых на раму станка нитях размечается узор, затем нити снимают, собирают в пасмы (пучки) и крепко перетягивают растительным волокном те места, которые не будут окрашены первым цветом (обычно это цвет основного фона). Затем, поочередно снимая перевязи, окрашивают и остальные участки нити, после чего их вновь натягивают на раму станка в строго определенном порядке. Остается самое простое — соткать полотно, и делают это только женщины.
Самый сложный из икатов — герингсинг, или двойной икат, когда окрашиваются для узора обе нити, основы и утка. Это ритуальные ткани, их практически невозможно купить, порой на изготовление одного предмета уходит от двух до пяти лет. Другой вид икатов — сонгкет, когда поверх основных нитей, обычно шелковых, накладывается узор из золотых или серебряных нитей (ткут его одновременно с основными нитями). Девочек учат этому ремеслу с семи лет, и к моменту замужества они должны уметь ткать по памяти не менее двадцати узоров — своих собственных или которым их научили в семье женщины старшего поколения.
Наблюдая за работой индонезийских мастеров, понимаешь, как сложно их ремесло. Сами же они совершенно серьезно говорят: «Мадам, мы только рукой водим, все идет ОТТУДА». И поднимают глаза к небу. И тут же предлагают научить технике изготовления батика за какие-нибудь три-четыре недели. Но вряд ли кто-либо может овладеть этим искусством лучше самих индонезийцев. Необычайно сильны традиции, которые передаются от поколения к поколению, а мастерство оттачивается десятилетиями. И это тоже одно из чудес Индонезии — удивительной страны, где так органично переплелись почти все религии мира, где люди рады каждому новому дню, энергии солнца. И кто знает, не на станках ли индонезийских мастеров создается бесконечная нить бытия. Татьяна ТРИШКИНА |
|||
|