- Театр
- Музыка
- Уроки Токаревой
- История одной фотографии
- Энергетика живой музыки
- Открытия Вероники Касьяновой
- Пусть не гаснет свеча
- Этот чудесный волшебный мир
- Александр Новиков. Театральный роман
- Четверть века счастья и слез
- Светлые мелодии суровой земли
- Неизвестный Бортнянский
- Душа, как Богородица, должна пройти по всем мукам...
- Воспоминания об Эдди Рознере
- Кино
Еще совсем недавно имя Дмитрия Степановича Бортнянского воспринималось как отголосок давно ушедшей эпохи. Композитор Бортнянский был своего рода антиквариатом, представителем века минувшего. Мы привычно ведем отсчет истории русской музыки с Михаила Ивановича Глинки, называем его классиком, отцом русской композиторской школы. Но по прошествии столетий нельзя согласиться с этим ошибочным мнением, зачеркивающим целую эпоху в истории русской музыки и недооценивающим роль таких композиторов, как М. Березовский, И. Хандошкин, Е. Фомин, Д. Бортнянский. Именно им, и в первую очередь Дмитрию Бортнянскому, удалось заложить фундамент русской классической музыки и соединить в своем творчестве черты раннеклассического европейского искусства с русским национальным стилем. Выдающийся мастер хорового письма создал новый тип русского хорового концерта. Камерно-инструментальные сочинения Бортнянского принадлежат к первым образцам крупной циклической формы в русской музыке, а три его оперы настолько самобытны, что не имеют аналогий в западноевропейской музыке. Судьба благоволила композитору. Мальчик из небольшого украинского городка Глухова стал знаменитым придворным композитором, директором вокальной музыки и управляющим Придворной певческой капеллой. При жизни он был избран почетным членом Петербургской академии художеств, назначен цензором всех издаваемых в России нот духовной музыки. Современники Бортнянского хвалили и долгое время ставили его в пример или почитали за образец. Великий французский композитор Гектор Берлиоз, посетивший Россию в 1840 году, отмечал, что произведения Бортнянского «отмечены редким мастерством, дивным сочетанием оттенков и великолепным презрением ко всем правилам, перед которыми преклонялись современники Бортнянского, и в особенности итальянцы, чьим учеником он считался». Казалось бы, куда уж лучше сказано. Но наступившая новая эпоха сформировала новые взгляды, новые оценки. Молодые музыканты, стремившиеся утвердить свои эстетические принципы в ущерб объективности и исторической справедливости, отмели все прошлое. Михаил Иванович Глинка, бывавший зачастую резким и несправедливым в своих оценках, сыграл свою весьма неудачную роль в недооценке творчества Д. Бортнянского. Он употребил в одном из писем к приятелю, который выразил восхищение услышанными произведениями Бортнянского, язвительное замечание: «Что такое Бортнянский? Сахар Медович Патокин — довольно!» Позже Глинка так и не даст обоснованной оценки творчества своего предшественника. Однако он успел дать кличку, повторявшуюся потом долгое время. Глинка безоговорочно зачислил Бортнянского в эпигоны итальянской манеры. Однако уже в ХIХ веке творчество Бортнянского начало осмысливаться. Год от года рос авторитет личности композитора, все более серьезными становились оценки его творчества. После выхода в свет 35 хоровых концертов Д. С. Бортнянского в редакции П. И. Чайковского возрос интерес к творчеству забытого композитора. Когда впервые в России были введены в оборот граммофоны и граммофонные пластинки, то одним из первых авторов, записанных на них, был Дмитрий Степанович Бортнянский. Наибольшую популярность имели его духовные сочинения, которые звучали повсеместно. Слава Бортнянского долетела и до дальневосточных земель. В конце ХIХ века хоровые концерты русского композитора звучали в Хабаровске под сводами церквей, в гимназиях, кадетском корпусе, в концертных залах Военного и Общественного собрания. Наиболее грандиозные события, связанные с памятью Бортнянского, происходили в столице Приамурского края, как и во всей России, в 1901 году и посвящены они были В наши дни инициативу проведения юбилейных торжеств в Хабаровске по случаю Светлана МОНАХОВА, |
|||
|