Человек с камерой на плече поднимается на вулканы, бредет по заснеженной тундре, пробирается сквозь разлапистую тайгу, спит где придется. Километры дороги, недели не слишком уютного житья, и все это ради нескольких минут хроники в киножурнале или документальном фильме. Но для человека с камерой это неважно. Он, если хотите, одержим своей профессией. Так можно писать о кинохроникере. О настоящем, до кончиков пальцев. В истории Дальневосточной студии кинохроники немало таких было, кто забирался в самые непроходимые дебри и привозил оттуда сюжеты, от которых и сегодня захватывает дух. Анатолий Игнаков, проработавший на студии больше двадцати лет, — один из них. Его наставником, или, как тогда говорили, шефом, стал Иван Иванович Чешев. Для двадцатилетнего парня — настоящая удача. Потому что попал в руки на самом деле уникального человека. Веселый, неугомонный, влюбленный в Дальний Восток, Чешев был оператором от бога. Чешев научил своего молодого ассистента главному: мгновенно реагировать на событие, ничего не упускать. Сам Чешев не раздумывал, когда в марте 1969 года, буквально через несколько часов после трагических событий на острове Даманском, к нему обратились представители Комитета госбезопасности с предложением отправиться туда с кинокамерой. Чешев — к тогдашнему директору студии Алехину, а тот категоричен: «Не смей уезжать!». Но дух кинохроникера силен, разве усидишь? Чешев, прекрасно понимая, что может попасть в опалу, все же позвонил Игнакову, они прибежали на студию, захватили оборудование, уже в машине размотали пленку. Вертолет доставил на Даманский Ивана Чешева, Анатолия Игнакова и корреспондента ТАСС Григория Хренова. Именно эти трое стали первыми очевидцами последствий конфликта российских пограничников с китайцами, а кадры, сделанные Чешевым, легли потом в основу фильма «Провокация на Уссури». Позднее отдельные кадры использовал в картине «Зеркало» Андрей Тарковский. К слову сказать, после возвращения с Даманского Чешеву не влетело от начальства. Напротив, в герои записали. Но для Ивана Чешева это вряд ли имело большое значение. Вот когда он появлялся со своей камерой в стойбище, на рыболовецком стане или в шахте и люди радостно говорили: «Ваня приехал!», это было настоящей радостью. Так начинал работу на Дальневосточной студии кинохроники Анатолий Игнаков. Он так же, как и его учитель, забирался в самые немыслимые места, искал интересные темы. Два месяца жил в тайге с удэгейцами, чтобы сделать для журнала «Дальний Восток» сюжет об охоте на медведей. Все было: непроходящее чувство холода, бросившийся на него медведь, остановленный буквально в трех метрах меткой пулей старика-удэгейца, обратный путь в одиночку сквозь тайгу, когда пришлось все оборудование тащить на нартах. Или съемки фильма «Шантарский архипелаг» по сценарию известного дальневосточного орнитолога Геннадия Ефремовича Рослякова. Вот с ним-то и отправился оператор Анатолий Игнаков, погрузив аппаратуру и нехитрые пожитки в бот. О той командировке, которая чуть не закончилась трагически, можно написать приключенческую повесть. Сломался бот, кончились продукты, отказала рация, навалился шторм. Все это осталось за кадром замечательного фильма, который снимался около двух лет. Для Анатолия Игнакова каждая командировка — это приключение. Правда, не всегда веселое и легкое. Снимал фильм с режиссером Татьяной Макаровной Васильевой «Ребенок Севера». Вертолет доставил их в нужное место ( там когда-то упал Тунгусский метеорит), высадил посреди тундры в ботиночках на тонкой подошве и улетел. Целую неделю жили они при минус сорока мороза в чумах, превращаясь к утру в заиндевелые фигуры. Но для кинохроникера главное — работа. Между прочим, среди операторов Дальневосточной студии кинохроники больше всего отснятых фильмов и сюжетов на счету у Анатолия Игнакова. Это факт. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|