- Народное творчество. Сюжеты о любви
- Сюжеты о народном творчестве
- Сохранить традиционную культуру народа – значит сохранить себя
- То, что объединяет народное творчество
- «Штрих-код» северной цивилизации
- Живая нить этнического искусства
- Родовая память мастерства
- На перекрестках приамурского орнамента. Памяти Николая У
- Мастера Земли Дерсу
- Гармония целого
- Хранитель удачи
- Солнце над Ачаном
- Тропа исчезающего народа
- Диковинки из бабушкиного сундука
- Золотое яйцо. Формула народного смехового творчества
- Грани духовности
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Единое пространство культуры
- Илья Дмитриевич ЛИХАНОВ
Первый Дальневосточный международный фестиваль художественных ремесел коренных народов «Живая нить времен» – яркое, зрелищное событие для жителей края. Народные мастера смогли сравнить свое творчество, получить опыт выставочной деятельности и, пожалуй, самое главное – почувствовать и осуществить свое вхождение в художественный рынок. Искусствоведам, изучающим искусство коренных народов, впервые предоставилась возможность увидеть в едином временном пространстве разнообразные виды народных художественных ремесел, зафиксировать его современное состояние, проанализировать произведения отдельных мастеров и определить уровень развития этнокультурных и этнохудожественных традиций. Ввиду того, что искусство коренных народов Дальневосточного региона представлено малочисленными этническими группами, отдельные теоретики «чистого» народного искусства были обеспокоены перспективами взаимопроникновения формообразующих элементов из одной народной культуры в творчество других мастеров через обмен орнаментальными формами, приобретение различных понравившихся предметов. В определенной степени с данным фактом можно согласиться, но народное искусство всегда вбирало в себя, перерабатывало и в различные временные периоды благодаря жестким канонизированным закономерностям видоизменялось, контактируя с профессиональными и стилевыми направлениями. Но на протяжении веков сохранялось как самостоятельный вид художественной деятельности этноса. Народные мастера и предприятия народных художественных промыслов, творческие мастерские, образовательные учреждения и другие организации, участвующие в фестивале, самостоятельно отобрали произведения и представили их в своих экспозициях. Отсутствие строгого контроля со стороны организационной комиссии позволило сделать выставку свободной, «нерафинированной», на ней можно было увидеть удивительно сохранившиеся архаичные вещи, старинные работы, а также этнические предметы высокого эстетического и художественного уровня, как глубоко традиционные, так и современные произведения по мотивам или с элементами народного искусства. Однако огромное количество продукции так называемого сувенирного характера не всегда соответствовало качественному уровню и художественному образу народного искусства, характеризующему аборигенное искусство, а иногда этот «новодел» явно перерастал в китч. Во многих современных изделиях негативно отразились требования массовой культуры, а иногда и непрофессионализм отдельных мастеров. Недостаточно были привлечены художники и дизайнеры, работающие в области дальневосточного искусства или на материале народной культуры, которые могли бы показать другие направления в развития народных традиций.
Обращает внимание возрастной диапазон участников фестиваля. На одном полюсе 92-летняя негидальская мастерица Анна Порфирьевна Надеина, член Союза художников СССР, неоднократная участница выставок Сегодня значительную составляющую в народном искусстве определяют профессиональные художники, выпускники высших и средних художественных учебных заведений, которые рационально относятся к этническим традициям, осознают ценность своей культуры в контексте мировой культуры. Их творчество характеризует иное миропонимание, и, соответственно, при восприятии данных произведений применяются другие критерии. Наряду с вовлечением в среду народного искусства профессиональных художников просматривается и опасная тенденция вхождения самодеятельного творчества, подменяющая понятия «народности» через внешнее подражание традициям, замену материалов и технологических приемов. Таким образом, в настоящее время дальневосточное народное искусство – это сложная система взаимопроникающих явлений древней духовно-материальной культуры коренных малочисленных этносов с современными тенденциями профессионального изобразительного, декоративно-прикладного искусства и взаимовлияния других этнических традиций. Народное искусство и мировая глобализацияПожалуй, сегодня мы являемся свидетелями удивительного процесса трансформации традиционного этнического искусства в целенаправленное преобразование наполнения среды, направленного на приспособление к меняющимся условиям, на создание новых функциональных или художественных предметов. Возникновение таких направлений современного народного прикладного и ремесленного творчества стали называть: «фолк-дизайн», «этно-дизайн», «интуитивный дизайн», «мифологический дизайн», «стихийный дизайн» и др. Предметный продукт особым образом переживается измененным сознанием народного мастера и соответствует содержательным и эстетическим характеристикам конкретной этнокультуры. К примеру, в экспозиции можно было увидеть чехлы для сотовых телефонов, сумки, футляры для очков, пояса, выполненные из рыбьей кожи или телефонные аппараты в технике резной кости, брелоки для ключей в стиле нэцке, картины-панно из меха и кожи, декоративные ножи и другие изделия. Отрицать или не замечать происходящих процессов, а только ратовать за «возрождение традиционного искусства» сегодня мы не можем. Этническое искусство находится в новых социально-экономических условиях и функционирует в рамках своей этнической культуры и искусства, вовлекаемого в мировой процесс глобализации. Анализируя богатейший этнический материал огромного региона, представленный в экспозиции, хотелось бы отметить отдельные художественные произведения и их авторов. Особо трепетное чувство восхищения вызвали уникальные, на первый взгляд незаметные предметы, чудом сохранившие древнейшие пласты архаической культуры, предметы, выполненные современными народными мастерами. Автор Лариса Николаевна Салиндер (г. Салехард, Ямало-Ненецкий округ) представила коллекцию плоскостных кукол, у которых голова сделана из утиного клюва. Большая «семья» с детьми в национальных костюмах, с постельными принадлежностями выполнена вручную из цветного сукна. Традиционная игрушка, безусловно, является древним культовым атрибутам, но в современном мире это уникальный сувенир или детский игровой предмет. В экспозиции г. Петропавловска-Камчатского были выставлены сумочки и кисеты из лапок лебедя, оформленные бисером и ровдугой. Эти близкие по архаике предметы представляют этнографическую и эстетическую ценность. С целью создания национального колорита в выставочных отделах использовались вещи, переходящие из поколения в поколение, по семейным традициям. По-настоящему музейным экспонатом был ковер бабушки Ольги Александровны Бельды в экспозиции И.П. Росугбу (с. Богородское Ульчского района), а в экспозиции с. Красный Яр Пожарского района Приморского края находился удивительно красивый старинный ульчский ковер начала ХХ века. Н.Н. Дявгода экспонировал свои произведения на фоне старинного ульчского халата, на котором были пришиты узоры еще более раннего времени. Яркое событие ярмарки – отдел негидальского народного искусства (с. Владимировка, район Полины Осипенко). Мастерицы Анна Порфирьевна Надеина, Екатерина Александровна Семенова, Дарья Ивановна Надеина сделали праздник для зрителей, показав изысканные, высокого художественного уровня разнообразные традиционные коврики, сумки, платья, обувь из меха и ровдуги ручной выделки и расшитые цветными, пестрыми узорами. Но восторг вызывают уникальные изделия из птичьих шкурок – автор Любовь Ивановна Охлопкова. Искусство шитья изделий из утиных шкурок восходит к древним традициям, но сегодня культовая функция сменилась эстетической, важной стороной стали декоративные свойства материала: цветовая гамма, ритмический повтор элементов и целостность построения композиции. В настоящее время только несколько мастериц занимаются чрезвычайно трудоемким, кропотливым и редким ремеслом выделки шкурок диких уток. Несмотря на разнообразие видов художественных произведений, явно просматривается одна из положительных тенденций – авторское копирование «классических» этнических предметов как по форме, орнаментальному декору, так и по технологии. Народное искусство, функционирующее в соответствии с сохранившимися культурными традициями, обладает определенным консерватизмом, направленным не на создание и освоение новых художественных образов, а на повторение и трансляцию сложившихся форм. Поскольку традиционное искусство подвержено энтропийному процессу (вырождение, разрушение структуры, забвение отдельных элементов), а также процессу аккультурации (влияние других этнокультурных традиций), то процесс повтора не является тормозящим фактором в развитии народного искусства, а наоборот, способствует существованию и поддержке структурной организации системы. Обогащение традиций происходит за счет индивидуального творчества отдельных мастеров. Эвенские мастерицы Любовь Николаевна Константинова, Анфиса Алексеевна Безносова, Антонина Афанасьевна Слепцова, Валерия Васильевна Осенина, Матрена Константиновна Осенина, Валентина Афанасьевна Польшина, Светлана Христофоровна Андреева, Мария Родионовна Афанасьева, Любовь Николаевна Константинова, Марина Семеновна Громова, Анастасия Софроновна Безносова, Наталья Васильевна Борисова, Мария Афанасьевна Данилова и другие (пос. Арка Охотского района) стремятся сохранить традиции изготовления изделий из оленьего меха и ровдуги в технике мозаики, вышивки подшейным волосом, бисером. Значительной проблемой поддержания народного искусства является не только проблема сохранения традиций, а реализация продукции, особенно для отдаленных мест компактного проживания этноса. Выставка народного искусства, как перекресток, на котором встретились известные и начинающие мастера. Практически исчезнувшая в амурском искусстве как материал рыбья кожа с середины 1990-х годов постепенно стала активно использоваться творческими мастерами. Известные вышивальщицы член Союза художник России Юлия Дмитриевна Самар (г. Комсомольск-на-Амуре) и член Союза художников России Лариса Ганзулиевна Бельды (с. Джари, Нанайского района) достигли значительных успехов, восстановив традиции изготовления одежды из рыбьей кожи. Фестиваль народных ремесел показал увлеченность этим материалом многих участников, среди которых Татьяна Федоровна Киле (с. Ачан Амурского района), Валентина Владимировна Бельды (с. Джари Нанайского района), Оксана Владимировна Баранова (Сикачи-Алян Хабаровского района), Татьяна Борисовна Матвеева (с. Богородское Ульчского района), Ирина Валерьевна Ходжер (с.Кондон), Алла Александровна Пионка (с. Красный Яр Пожарского района) и др. Мастерица из г. Поронайска (Сахалин) Альбина Сергеевна Мыгун представила халат, сувениры и поделки из рыбьей кожи, а Светлана Федоровна Миното выполнила картину, используя многослойно тонированную цветом рыбью кожу. Интересную технику предложил Вадим Левкун (Сахалин) – рисунок тушью по рыбьей коже. Таким образом, диапазон художественных изделий из рыбьей кожи был обширным: от традиционной одежды до авангардной модной коллекции. Светлана Ивановна Цой (г. Комсомольск-на-Амуре) предложила молодежные вещи из рыбьей кожи, украшенные стразами и блестками. Но наиболее распространенными изделиями из рыбьей кожи были куклы, сумки, кошельки, подвески, чехлы для сотовых телефонов. Положительным явлением можно считать тот факт, что рыбья кожа как материал исконно дальневосточный активно вошла в сувенирную продукцию. Но, естественно, возникает потребность в дизайнерской разработке объектов, потому что веками не отрабатывались формы новых предметов. Достойное место в современном народном искусстве нашла старинная техника плетения из лозы, корней тальника. Выставочная комиссия отметила высокий уровень работ, выполненных Асей Кирилловной Бельды (с. Даерга, Нанайского района). Художественная береста в экспозициях была представлена широко и в различных этнических традициях. Амурская береста Раисы Григорьевны Барановой (г. Хабаровск), Людмилы Алексеевны Гейкер (с. Джари Нанайского района) и других мастериц выдержана в рамках нанайской орнаментальной культуры. Следствием развития потребительского рынка сувенирной продукции является расширяющийся ассортимент берестяных изделий – кулоны, сумки, хлебницы, игрушки, декоративные поделки, картины и другие предметы. Республика Саха (Якутия) показала великолепные изделия из бересты, как старинные, так и современные, выдержанные в классических традициях: многослойные пласты с геометрическим тиснением, со сквозными декоративными отверстиями, цветными вставками, обшитые сученой ниткой из конского волоса, с металлическими украшениями. Якутские берестяные короба Нюргуяны Николаевны Павловой, Александры Фоминичны Оконешниковой находятся вне временных рамок, настолько они сильны отточенным древним мастерством, которое сохранилось до настоящего времени. Несколько национальных костюмов Яны Робертовны Чемпосовой и Венеры Власьевны Макаровой украсили экспозицию изделий из дерева, кости, рога, серебряных ювелирных украшений. Косторезное искусство представлено знаменитой чукотско-эскимосской мастерской (пос. Уэлен), якутской школой – республиканским центром культуры и искусства (отдел декоративно-прикладного искусства), палатой художественных промыслов и ремесел, Арктическим государственным институтом культуры и искусства (г. Якутск), магаданской общественной организацией мастеров художественной резьбы по кости, творческой мастерской Владимира Сушко (г. Петропавловск-Камчатский). Уэленские мастера и приехавший на фестиваль художник Валерий Николаевич Ныпевги показали, что, несмотря на трудные экономические условия, великолепная школа искусства гравировки и резьбы по кости сохранилась. Сегодня только несколько мастеров продолжают сложившиеся традиции, выполняя копийные и авторские вещи. Якутское косторезное искусство переживает новый виток развития в связи с удачным вхождением подготовленных опытными мастерами молодых художников. В экспозиции выставлена высокохудожественная авторская композиция из бивня мамонта на подставке из красного дерева – «Героический эпос «Олонхо», выполненная заслуженным художником РФ Георгием Николаевичем Родионовым. Обращают на себя внимание изделия молодой художницы Майи Семеновны Сыровацкой «Мудрость» из рога лосиного рога и курсовая работа выпускника Арктического государственного института культуры и искусства Николая Степановича Попова «Богатыри» (г. Якутск). Необходимо заметить, что сейчас в якутском косторезном искусстве наблюдаются художественно-стилистические изменения создания художественного образа – от повествовательного и литературно-сюжетного характера мелкой пластики к обобщенным и цельным композициям национально-философского содержания. Магаданские художники, резчики по кости работают больше в декоративном направлении. Отдельные работы имеют характер открытого заимствования формы, а другие – «Носороги», «Крокодилы», «Дельфины», «Бурундуки», «Пасхальные яйца», «Дева Мария» и т. д., можно назвать поделками на уровне хобби. Изделия Владимира Константиновича Сушко – продукция высокого уровня, но критерии народного искусства к ней неприемлемы. Чрезвычайно жаль, что на территории Хабаровского и Приморского края не получило своего должного развития искусство художественной обработки кости и рога, хотя имеются этнографические сведения о наличии самобытных традиций этого ремесла. И в недавнем прошлом существовали предприятия народных художественных промыслов, выпускавшие сувенирную продукцию. Народные мастера Дальневосточного региона использовали природный материал: рог оленя, клык кабарги, кабана, косули и другое сырье для изготовления небольших сувениров или создания композиций с включением этого материала.
Женское искусство оказывается более устойчивой формой трансляции традиций народного искусства. Временное затухание ремесел и снижение этнического самосознания наблюдалось в 70–80-е годы ХХ века. Молодежь не стремилась заниматься рукоделием, знать свой родной язык, стеснялась ценить культурное достояние предков. Фестиваль народных ремесел показал, что сегодня время изменилось, и значительно возрос интерес к национальным видам ремесел. Большое распространение получила вышивка национальных костюмов, ковров и других функциональных и художественных изделий. Национальная вышивка используется и в современных коллекциях одежды. Можно назвать имена высокопрофессиональных мастериц, владеющих не только мастерством вышивания, но знающих и ценящих свои народные культурные традиции: Любовь Федоровна Самар (с. Кондон Солнечного района), Лариса Ганзулиевна Бельды (с. Джари Нанайского района), Юлия Дмитриевна Самар (г. Комсомольск-на-Амуре), Раиса Григорьевна Баранова (г. Хабаровск), Зинаида Николаевна Бельды (с. Троицкое Нанайского района), Зинаида Понсавна Оненко (с. Найхин Нанайского района), Любовь Дмитриевна Дмитриева (с. Даерга Нанайского района), Валентина Тунсяновна Кялундзюга (с. Гвасюги, район им. Лазо), Наталья Владимировна Архипова, Нина Федоровна Чеузова (с. Красный Яр Пожарского района) и др. Отметим тот незаметный факт, который, возможно, будет иметь свое дальнейшее развитие. Стали появляться расшитые панно чисто декоративного назначения для украшения среды или сюжетные картины с изобразительным сюжетом. Безусловно, достижение художественного уровня в таких работах требует профессионального владения композицией. Но мы зафиксировали момент начала отрыва ремесленного подхода к появлению художественных декоративных и станковых произведений. Думаю, что пройдет достаточное количество времени и отдельные молодые мастера будут развивать эти направления в рамках этнических традиций. Новый язык северных мастеровРассматривая народное искусство как самовосстанавливающуюся и саморазвивающуюся систему, обладающую стабильностью и динамичностью, отметим, что продолжается процесс вычленения профессионального художника и народного мастера, происходит разрушение коллективной основы народного искусства, а самое главное – появляется персонализация, то есть авторское художественное творчество. На примере известных амурских мастеров проанализируем стилистические особенности их творчества и покажем многогранность современного этнического искусства. Дмитрий Эдуардович Оненко (с. Найхин Нанайского района) – один из немногих мастеров, который бережно сохраняет технологические и орнаментальные традиции древней нанайской резьбы по дереву. Он работает в рамках художественного канона или авторского копирования. Этот процесс во многом является стержневым, позволяющим сохранить преемственность и художественные каноны дальневосточного аборигенного искусства. Мастер, изучив в музеях древние секреты мастерства, воссоздает старинные формы и узоры. Его изделия – это посуда, но не утилитарная, а обладающая эстетической функцией. Дмитрий Оненко как настоящий художник чувствует форму, материал, его текстуру, вплетая симметрично резной декор. В его произведениях присутствует авторское отношение к предмету, которое выражается вечной категорией искусства всего Востока – любованием. Другого направления придерживаются мастера, которые в большей степени опираются на содержательную сторону сформированной этнокультуры. Об этом свидетельствуют произведения известного ульчского мастера Ивана Павловича Росугбу (с. Богородское Ульчского района). Его творчество – особое культурное явление современного развития этнического искусства, в котором автор в предмете отображает представления о мире внутри глубоко символической традиции. Морфология объекта разворачивается как мифопоэтическая модель мира, содержащая множество первообразов и обладающая чрезвычайно сильным эмоциональным воздействием. Произведения обладают свойствами неразрывности таких исходных понятий, как пространство и время. Новый изобразительный язык корректно соприкасается с предметным миром художника и становится знаком и символом. Обратим внимание на такие предметы, как деревянные шкатулки прямоугольной и круглой формы с орнаментальными и скульптурными элементами. Назвать их «функциональными» или «декоративными» предметами нельзя, хотя в них есть и эстетика, и мастерство исполнения. Это авторские художественные произведения, где органически сочетаются формы с архаическими элементами и мифопоэтическим содержанием. Перед нами разворачивается целая картина мироздания, где шкатулка в форме домика-амбара для ритуального медвежьего праздника с парными символами медведя, располагающимися на крыше, как в небесной сфере верхнего мира, и изгибающиеся орнаментальные ленты (цепи), солярные знаки, образы сэвэнов, а также другие элементы, объединенные в единую композицию – «Модель мира». Выскажу предположение, что творчество И.П. Росугбу лежит в русле современных направлений мирового искусства, когда отношение к предмету рассматривается как объект этики, эстетики, философии. Автор обращается к линогравюре, графике по бересте (берестографика), к другим видам и материалам, нехарактерным для амурского народного искусства. В станковых работах изобразительными средствами автор-сказитель передает ульчские сказки, песни, легенды. Выразительны по композиционному построению и звучанию художественного образа берестяные панно «Дух моря Талызын», «Спасение луны», «Тотемный столб айнов». В более поздних графических сюжетах по бересте художник отходит от подражания и заимствования с традиционных ульчских изделий отдельных композиционных приемов, орнаментальных мотивов. По-новому автор трактует изобразительную плоскость как картинную поверхность, соединяя реальные, перспективные и условные символические пространственно-временные композиционные задачи. Произведения И.П. Росугбу всегда остаются глубоко этническими, несмотря на поиски новаторских методов творчества. Николай Николаевич Дявгода (с. Богородское Ульчского района) – ульчский художник иных концептуальных позиций. Его привлекает декоративный подход, когда эстетическое, художественное начало доминирует над содержательной стороной. Многие его панно являются интерьерными композициями, способными находиться в любой этнической современной среде. Автор как профессиональный художник владеет живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством и старается использовать весь арсенал художественных средств: разнообразные фактурные, графические, цветовые возможности материалов. Художественный образ реализуется декоративными подходами к композиции: гладкая поверхность дерева с резными узорами сочетается с кожаными подвесками, продежками, цветной мозаикой, росписью, вышивкой по коже и другими приемами. Панно «Ловушка на зверя», «Амурская Нефертити» (смешанная техника) и другие работы представляют значительный интерес, потому что они остаются в рамках этнической культуры. Наряду с существованием различных видов и направлений традиционного этнического творчества и так называемого этнического дизайна развивается профессиональное изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура) и профессиональное декоративно-прикладное искусство. Этот процесс представляется весьма интересным, взаимопроникающим, когда, с одной стороны, традиционное искусство вбирает отдельные стороны станкового или авангардного, дизайнерского искусства, а с другой, художники-профессионалы используют архаические формы этнической культуры в совершенно современных, авангардных и других направлениях. Мы являемся свидетелями повышенного интереса к древним мифологическим традициям в современной культуре. Художники-северяне, получившие художественное образование, работают на стыке двух культур: европейского изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства. Такой процесс можно назвать архаизацией, когда этническое мировоззрение, отдельные элементы дальневосточной культуры (орнаментальные мотивы, изобразительная символика, композиционные приемы) внедряются в искусство иного этнокультурного пространства. Для дальневосточного искусства в большей степени характерно развитие графических видов искусства. Мифологическое мышление народных мастеров опиралось на древнюю знаковую пиктографическую систему. Изобразительно-орнаментальные архетипы постепенно перешли из ритуально-обрядовой культуры в область народного декоративно-прикладного искусства и затем стали использоваться в различных направлениях этнического искусства, в том числе и изобразительного. Именно графика становится ведущим морфологическим и стилистическим принципом.
Эвенкийский художник Илья Дмитриевич Лиханов (с. Сикачи-Алян Хабаровского района) – известный живописец. Его называют «амурским Ван-Гогом», наверное, по причине увлеченности художника экспрессией цвета, красивыми цветовыми отношениями, многоцветной палитрой и отражением своих импрессионистических впечатлений. В графических техниках (рисунок карандашом и пером) художник отходит от европейского понимания искусства, становится более свободным, открывает свой внутренний этномир через уплощенную композицию, силуэтные и плоскостные изображения, заставляя зрителя мыслить знаковыми символами и соединять их в определенную литературную канву. Нанайские профессиональные художники одного поколения – член Союза художников России Елена Александровна Киле, член Союза художников России Людмила Уламовна Пассар (на фестивале не были представлены ее работы), Валентин Лукич Самар, а также молодые выпускники художественно-графического факультета – Наталья Мамоджановна Дигор, Андрей Владимирович Киле в своем творчестве обращаются к различным материалам, видам и направлениям как традиционного, так и современного искусства. Ценность их художественных произведений заключается в ощущении материала, в умении простыми средствами создать выразительный, именно дальневосточный художественный образ. Объединяет этих амурских художников генетическое мастерство владения пластикой орнамента, красотой графических линий и музыкально-поэтическим ритмом изобразительных знаков. С художественной точки зрения, по мнению известного ученого С.В. Иванова, произведения дальневосточных мастеров целиком подчиняются «общеамурскому декоративному стилю». Искусство коренных малочисленных народов Дальневосточного региона находится в современном поликультурном пространстве. Сегодня можно говорить о существовании различных морфологических видов и стилистических направлений в дальневосточном искусстве, но главное – народное искусство становится коммерческим, находится в системе товарного потребления. Увеличилось число художников, критиков, меценатов, государственных и частных корпораций, которые готовы поддерживать традиционных мастеров и художников. Искусство стало частью коммерческих проектов, а произведения искусства превращаются в большие материальные ценности, в художественный товар. Предметы, выполненные народными мастерами, сегодня вступили в рыночную конкуренцию и должны ориентироваться на массового либо элитарного потребителя, поэтому устанавливается резкая грань между изготовлением массовой продукции и индивидуальным высокохудожественным ручным творчеством. Эта проблема требует отдельного обсуждения.
Тамара Давидова, |
|||
|