- Народное творчество. Сюжеты о любви
- Сюжеты о народном творчестве
- Сохранить традиционную культуру народа – значит сохранить себя
- То, что объединяет народное творчество
- «Штрих-код» северной цивилизации
- Живая нить этнического искусства
- Родовая память мастерства
- На перекрестках приамурского орнамента. Памяти Николая У
- Мастера Земли Дерсу
- Гармония целого
- Хранитель удачи
- Солнце над Ачаном
- Тропа исчезающего народа
- Диковинки из бабушкиного сундука
- Золотое яйцо. Формула народного смехового творчества
- Грани духовности
- Литература
- Знаки и символы нашей истории
- Единое пространство культуры
- Илья Дмитриевич ЛИХАНОВ
Ученость без добродетели – все равно В Москве в рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось награждение премиями и дипломами православных педагогов из различных регионов России, которые приняли участие во всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Награждение проходило в одном из красивейших залов – зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Дипломы и премии победителям вручал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Конкурс «За нравственный подвиг учителя» проводится Русской православной церковью и Министерством образования и науки РФ при поддержке полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в целях стимулирования творчества педагогов и воспитателей образовательных учреждений. Цель его – выявить и распространить лучшие методики воспитания, обучения и внеучебной работы с детьми и молодежью, а также обобщить существующий опыт духовно-нравственного воспитания и обучения. Согласно положению победителями признаются участники, которые представили на конкурс работы, демонстрирующие значительные результаты в области духовно-нравственного воспитания и обучения детей и молодежи и получившие положительную оценку конкурсной комиссии, в состав которой входят ведущие ученые-педагоги, представители епархий, общественные деятели. Приятно, что среди награжденных хабаровчанка Наталья Михеева, директор по научно-методической работе общеобразовательной школы села Бычиха Хабаровского района Хабаровского края. По словам Натальи, ее авторская информационно-просветительская программа «Моя Святая Русь» лишь небольшой компонент общей программы «Российская школа – школа гуманизма, гармонии и красоты». Она включает разработку и внедрение разнообразных культурно-образовательных программ, осуществляемых педагогом в «Русской деревне», а также в школе села Бычиха, детском эколого-эстетическом центре «Хехцирские узоры», детском саду «Солнышко», на факультете изобразительных искусств и дизайна Дальневосточного государственного гуманитарного университета. «Русская деревня» – это совместный проект Хабаровского благотворительного общественного фонда культуры с детским эколого-эстетическим центром «Хехцирские узоры» в селе Бычиха, где созданы музей игрушки, изба ремесел, парк деревянной скульптуры, имеется также свой фольклорный ансамбль. А с тех пор как в 2008 году построили часовню В Честь Святой Равноапостольной Княгини Ольги, была открыта иконописная мастерская, где дети под руководством своего педагога дополнительного образования, художницы палехской лаковой миниатюры Натальи Михеевой постигают основы иконописи. Как подчеркнула художница, главный принцип, которым она руководствуется при составлении культурно-образовательных программ, – нравственное воспитание и личность ребенка в контексте требований, предъявляемых сегодняшним днем. А нравственное воспитание, как и творчество, невозможно без изучения, сохранения и развития традиций русского народа, ибо без прошлого нет сегодняшнего. Основой программы обучения для педагога Михеевой являются мастер-классы по самым различным темам: народные праздники и обычаи, одежда, посуда и жилище, изучение русской кухни и русского народного костюма, а также традиционные народные ремесла. Тем более природа села Бычиха у подножия Хехцира, где самый воздух «Русью пахнет», располагает к изучению народных праздников и обрядов. Теме первого рисунка посвящены мастер-классы «Мои первые лучи красоты, любви и радости» и «Русская икона». На них дети постигают азы живописной техники, узнают, какому цвету – золотому, желтому или красному – отдавали предпочтение народные умельцы на Руси. Он может быть совсем неумелым, этот первый рисунок. Главное – радость приобщения к творчеству, фантазия, на крыльях которой дети улетают далеко-далеко. Практические занятия, на которых педагог демонстрирует процесс приготовления красок, унаследованный от древнерусской живописи, дополняется циклом лекций и рассказов о замечательных иконописцах, переносят ребят в мир прекрасных творений Андрея Рублева, фресок Феофана Грека.
Интересный мастер-класс для малышей «Твой ангел-хранитель». На них дети знакомятся с библейскими заповедями, о которых рассказывает Священное Писание, а также с иллюстрациями прекрасных полотен русских живописцев. Это помогает ребенку выбрать наиболее понравившуюся технику для изображения своего ангела-хранителя – такого, каким он представляется в воображении. Мастер-класс, посвященный традиционному жизненному укладу в русской избе, так и называется – «Бабушкин сундучок», он знакомит школьников с различными видами декоративно-прикладного искусства. Вещи, доставаемые из недр сундука, становятся темами обсуждения, изучения, зарисовок. Попутно дети узнают о блюдах традиционной русской кухни, открывают для себя русскую печь, веретено, прялку и т. д. «Школьная трапезная» – это логическое продолжение темы народных традиций в рамках русского хлебосольства и гостеприимства. Можно не только отведать обычный школьный завтрак, но и самим приготовить настоящий обед, достойно встретить и вкусно накормить гостей по обычаю русского гостеприимства. Цикл народных обрядовых праздников в «Русской деревне» открывает традиционный весенний праздник «Пришла весна – отворяй ворота». Заклички, поговорки, загадки, рассказы о многообразии птичьего мира и о том, как издавна на Руси праздновали это событие, сменяются танцами и хороводами. Дети развешивают на деревьях новые скворечники, кормушки для птиц, вырезают из картона их силуэты. Завершается праздник чаепитием с булочками, выпеченными в форме жаворонков с глазами-изюминками. «Русский народный костюм» на примере тряпичной куклы знакомит с самыми первыми куклами, которые появились на Руси. Оказывается, по одежде можно проследить весь путь развития костюма, от создания до искусства его украшать. А изготовление своими руками куколки-оберега помогает ребенку закрепить полученные знания. Вообще мастер-класс дает возможность на практике проверить то, что педагог наработал в процессе обучения. Наталья Николаевна уверена, что система образования не должна быть догмой, в ней обязательно присутствуют элементы импровизации, творчества, эксперимента. Трудовое обучение способствует также включению в систему образования новых предметов. Так, для учащихся начальной школы появился предмет «Введение в народоведение», а для старшеклассников «Мировая художественная культура» и «Художественная культура России». – Победа в конкурсе помогла понять, что, избрав принцип от теории к практике, я шла правильным путем, – признается Наталья Николаевна Михеева. – Я хочу ввести подобную практику в работу со студентами гуманитарного университета, хочу объединить детскую и молодежную аудитории в единую территорию творчества, где каждый может чувствовать себя комфортно и свободно. Территория эта может стать классом, учебной аудиторией, спортивной площадкой, творческой мастерской или просто местом отдыха, где вас всегда встретят с приветливой улыбкой, постараются понять и принять.
Светлана ФУРСОВА |
|||
|