Дни встреч и раздумий

Концерт Дальневосточного симфонического оркестра под управлением дирижера Эккарта Шлойфера (Германия) В девятый раз на фестивале Дней немецко-российской культуры встретились в Хабаровске представители двух народов, чтобы на языке художественных выразительных средств: музыки, пения, пластики, красок и графики, продолжить диалог. Как сказал директор экономического отдела, первый советник Посольства Федеративной Республики Германия в Москве Вольфганг Дик: «У меня такое чувство, что между россиянами и немцами это получается уже очень хорошо, даже через расстояние в 10 000 километров».

В этом году девизом фестиваля, главным организатором которого выступает хабаровская Евангелическо-лютеранская община Святого Иоанна при поддержке Министерства культуры края, стала строчка из стихотворения Булата Окуджавы: «Расслышать друг друга...».

Галерея «Palazzo» (Хабаровск)Разумеется, это невозможно без новых интересных идей как с одной, так и с другой стороны, именно они стирают стереотипы мышления и призывают человека увидеть мир таким, каков он есть — прекрасным, человечным, гармоничным, когда каждый народ говорит на своем языке, но все понимают друг друга без переводчика. Ибо язык подлинного искусства призван соединять, а не разобщать людей.

Так, открытие фотовыставки «Германия, взгляд с неба», которую предоставило Посольство Германии в Москве, имеет сегодня немаловажное значение. Фотографии германских городов, сделанные немецким воздухоплавателем из Йены Эрнстом Вандерслебом с высоты птичьего полета еще до Первой мировой войны, — это своеобразное сентиментальное путешествие в прошлое Германии.

Заслуженная артистка России Ирина Никифорова (Хабаровск)Вооруженный самой современной на тот момент фототехникой молодой физик Вандерслеб поднялся в воздух на воздушном шаре и с помощью пластиночного фотоаппарата сделал более 400 фотографий, на которых запечатлены не только замки, дворцы и площади, но и деревни, хутора, промышленные объекты. Часть этой коллекции — одного из крупнейших собраний аэрофотографий периода до Первой мировой войны — была представлена немецкой стороной на выставке в Хабаровске.

Экспозиция коллекции разместилась в трех залах. И если в первом зрителей не оставляло ощущение полета над маленькими и большими германскими городами, с их едва различимыми в утренней дымке очертаниями улиц, рек, ландшафтов, то в другом поражали внимание виды довоенного Дрездена во всем великолепии архитектуры барокко. И наконец, в третьем зале снимки запечатлели то, что осталось от прекрасного города после войны: мертвые руины, пепел, сожженные дома... Не правда ли, как похоже на российские города после бомбежек и нашествия гитлеровской армии!

Но чтобы не завершать путешествие по Германии на столь печальной ноте, в этом же зале, среди фотографий послевоенной Германии, демонстрировался фильм о восстановлении Дрездена. И казалось, что прямо здесь, на твоих глазах, словно по волшебству встает из руин та, по определению Эриха Кестнера, «несравненная красота», сметенная с лица земли за каких-нибудь два часа февральской ночью 1945 года. Но это «волшебство», в результате которого Дрезден вновь сделался частью городского пейзажа, — итог невероятных усилий многих и многих просвещенных немцев, воспринимающих всякую войну как общечеловеческую беду, уносящую множество жизней ни в чем не повинных женщин, детей, стариков.

«9» – спектакль-инсталляция театра КнАМ (Комсомольск-на-Амуре)В рамках Дней немецко-российской культуры в краевой столице состоялись конкурсы, доклады, показ кинофильмов, выступление вокального ансамбля «Dialog a, cappella», который давал возможность услышать голоса далеких эпох и современников, а также презентация очередного номера журнала «Словесница Искусств», посвященного теме «Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды». Авторами замечено, что с приходом на Дальний Восток переселенцев из российских губерний, а также Украины и Белоруссии, в мифы и легенды постепенно стали вплетаться славянские образы, а с распространением Православия начали происходить чудеса, которые легли в основу христианских легенд.

Премьеру нового спектакля «Девять» показал на фестивале театр из Комсомольска-на-Амуре КнАМ. «Девять» — это девять комнат, в каждой из которых зритель, пришедший на спектакль, находится всего девять минут. В течение этого времени он может использовать шанс и проявить себя, вступив во взаимодействие с пространством, звуком, человеком. Поэтому содержание каждого спектакля меняется в зависимости от ощущений и действий тех, кто его наполняет.

Вячеслав Курицын – журналист, литературный критик  (Санкт-Петербург)Один из гостей фестиваля — Вячеслав Курицын. Журналист, создатель и ведущий сайта «Современная русская литература», лауреат премии Андрея Белого, составитель антологии «Стихи в Петербурге. XXI век» выступил с лекцией «Мутация информационного поля в России последних 20 лет: от глотка свободы до ведра помоев». Однако заявленная в заголовке эпатажная тема неожиданно обернулась исповедью человека, который находится на пороге глобальных перемен, ибо мир, в котором мы живем, по мнению Курицына, неуклонно катится к катастрофе четвертой мировой войны, которая уже давно идет между двумя мирами — христианским и мусульманским. Как всякая война, она призывает к подвигам и ждет новых героев, а если точнее, жертв и крови. А пропагандист постмодернизма и журнала «Огонек» Вячеслав Курицын, родившийся в один день с вождем мирового пролетариата, издавший несколько сборников неоднозначной прозы, от публицистики до боевика, не хочет совершать подвигов и проливать кровь. Как творческий человек он пребывает нынче в некоторой растерянности, которая сродни кризису поколения, единственный выход из которого он видит в том, чтобы не включать телевизор и не читать газет (пресловутое «ведро помоев»).

Похоже, что проблемы и размышления молодого литератора о времени и о себе — это проблемы многих талантливых людей независимо от места проживания, будь то Россия или Германия. Проблемы, от которых не спасает даже немыслимой красоты искусственная роза в петлице курицынской куртки, очень похожей на куртку мастерового.

Выставочный проект «Германия, взгляд с неба»Ярким аккордом фестиваля можно назвать музыкальный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения великого композитора и музыканта Дмитрия Шостаковича. Написанное им в свое время сатирическое произведение «Антиформалистический раек», где объектом сатиры Шостакович сделал советских вождей во главе со Сталиным, стало настоящей сенсацией в мировом музыкальном мире.

Впервые в Хабаровске прозвучала сюита для баса на стихи Микеланждело Буонаротти Дмитрия Шостаковича (Россия) и Четвертая симфония Антона Брукнера (Австрия) в исполнении Дальневосточного симфонического оркестра под управлением Эккарта Шлойфера (Германия) и солиста Николая Лоскуткина (Новосибирск). Слова «Для будущего», написанные Брукнером на полях партитур своих сочинений, можно в полной мере отнести к жизни и творчеству Шостаковича, который, несмотря на сложности своего времени, не отступил от однажды намеченного пути.

Светлана ФУРСОВА
Фото Елены Глебовой