- Время мудрого Дракона
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: коренные народы севера
- Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: Славяне
- Знаки и символы нашей истории
- Грани духовности
- Литература
- Единое пространство культуры
- Дни встреч и раздумий
- Современная немецкая графика из коллекции Юргена Вайхардта
- Наполнить сердце добротой...
- Театр из Бурятии: десять лет спустя
- Приглашение на маскарад
- «Алый парус» — символ сбывшейся мечты
- «Фотография для меня неисчерпаемый источник радости...»
- Голоса земли и воды во Вселенской симфонии Чарлза Айвза
- 25 тысяч километров за 25 дней, или Что такое Конгресс экслибриса
- Человек поезда, или Во что верят проводники
- Илья Лиханов
Благодаря усилиям организаторов фестиваля более 100 произведений современной немецкой графики (аукционной стоимостью более 100 тыс. евро) было подарено музею в канун празднования его 75-летия частным коллекционером и меценатом из Германии Юргеном Вайхардтом — известным специалистом по восточногерманскому искусству, арт-критиком, владельцем собрания. Вайхард совместно с художницей Евгенией Горчаковой (Ольденбург) преподнесли в дар музею образцы современного искусства, представленные именами художников, которые уже приобрели мировую известность. Среди них Гюнтер Юккер, Вольфганг Трошке, Йозеф Бойс, Хорст Бартниг, Ян Кобласа. Накануне открытия выставки состоялась пресс-конференция, в работе которой приняли участие Юрген Вайхардт, Евгения Горчакова, а также первый советник Посольства Федеративной Республики Германия в Москве Вольфганг Дик. — В очередной раз в рамках фестиваля Дней немецко-российской культуры Дальневосточный художественный музей представляет выставку современного искусства. С чем, по вашему мнению, связан высокий интерес зрителя, несмотря на сложность восприятия современных образцов?
— Не так давно я участвовала в симпозиуме, где шла речь о возможных экологических катастрофах на планете. Один из присутствовавших, исповедующий буддизм, на вопрос, есть ли для людей какой-нибудь выход, сказал: «Выход есть для всех. Это — выход для каждого из нас». По моему мнению, выход возможен для каждого из нас и благодаря искусству. В современном мире, когда творческое выражение стало безграничным, зритель выставки может наглядно увидеть, как художник углубляется в самого себя и познает окружающий мир через свою собственную уникальность. Исследуя искусство, можно в первую очередь научиться понимать себя и открывать в себе новое. — Известно, что г-н Вайхардт передавал часть своей коллекции в собрания некоторых российских музеев. С чем связан его интерес? Юрген Вайхардт: — Я сотрудничаю с русскими художниками, музеями, творческими организациями в России с 1987 года. Все началось с того, что я организовал выставку советского искусства в Германии. Для меня общение с русскими художниками — уникальная возможность развития взаимоотношений, обмена опытом. В 1990-е годы мои контакты стали шире благодаря Евгении Горчаковой. В это время в России появилась возможность проводить выставки иностранных художников. Здесь музеи преимущественно имеют собрания произведений до 1930-х годов. Таким образом, в России в большинстве коллекций искусства возник пробел, который, по моему мнению, нужно было заполнить. Я начал передавать образцы современного искусства в дар музеям Нижнего Новгорода, Перми, Москвы. Впоследствии в некоторых музеях стало возможным открыть отделы современного искусства. — Проведение выставки современной немецкой графики в Хабаровске было бы невозможным, если бы не ответный интерес Дальневосточного художественного музея к деятельности г-на Вайхардта. Организация подобной акции требует больших усилий. — А как сегодня представлено в Германии современное русское искусство? Юрген Вайхардт: — Сегодня между немецкими и российскими художниками налажен интенсивный обмен. Недавно в Москве прошла акция «Берлин — Москва», благодаря которой художники имели возможность выезжать в обе страны. — На Западе есть единое понимание — современное искусство национальных различий не имеет. На первом месте — факт открытия, индивидуальный опыт каждого художника — это основа современного искусства. — Евгения, вы представляете свои работы как художница из Германии, но носите русское имя и прекрасно говорите по-русски, расскажите о себе. Евгения Горчакова: — Шестнадцать лет назад, когда после перестройки появились возможности открывать выставки за рубежом, я сразу стала пользоваться этим. Организовывала сама, принимала приглашения. Во время путча в Москве я была в Париже — одна художница пригласила меня. Тогда во Франции посчитали, что в Россию возвращаться опасно, и дали мне небольшую стипендию и ателье на полгода. Это было мое первое пребывание за границей не на короткое время. У меня появилась возможность смотреть работы современников не по репродукциям, не на бегу, а каждый день и сколько угодно. И хотя мне было очень тяжело жить одной после того, как обо мне заботились как о гостье, приглашая на рауты, концерты, в ресторан, я в итоге стала самостоятельной художницей.
— Г-н Вайхардт, приобретаете ли вы картины русских художников для своей коллекции? — Я не приобретаю картины, путешествуя по странам. Я не миллионер, а обычный преподаватель гимназии. Моя коллекция формировалась долгие годы, начиная с 1960-х, в силу глубокого исследовательского интереса. Тем не менее в моем собрании есть работы русских художников, Дмитрия Пригова например. Я огорчился, что в Дальневосточном художественном музее нет зала современного русского искусства. Этот период мне интересен (ДВХМ имеет прекрасную коллекцию современного искусства, но она не выставляется из-за ограниченности в экспозиционной площади — А. Б.). — Как вы оцениваете результаты проведения акции? Юрген Вайхардт: — Я думаю, выбор музея для дара коллекции оказался верным. Внушает уважение профессионализм сотрудников: выставка была смонтирована за 24 часа. — То, что дар осуществился, не является само собой разумеющимся. Принять такой дорогостоящий дар — это большая ответственность. Понимание современного искусства — следствие длительной интеллектуальной работы. Дальневосточный художественный музей — единственный региональный музей, известный не только в России. И один из немногих, интересующихся русскими художниками за рубежом. Теми, кто не вписывается в зарубежную культуру и уже выпал из русской. Сотрудники художественного музея уже давно работают над проектом «Русское зарубежье». Для нас было важно подарить работы в такой музей, где к этой коллекции будет достойное внимание. Анастасия БЕРКОВСКАЯ, |
|||
|